Зарубежный опыт формирования кластеров.
Как показывает практика наиболее конкурентоспособных стран мира, действенным механизмом повышения их конкурентоспособности является реализация кластерной политики, включающая комплекс законодательных, административных, экономических и иных мероприятий, направленных на формирование и поддержку развития кластеров.
В 1980-х гг. в качестве ключевого направления было определено расширение форм взаимодействия бизнеса и высшего образования, начинают действовать различные программы государственного финансирования исследований, результатом чего стал рост научных парков и агентств по передаче технологий. Используя различные подходы к вопросам кластерной политики можно провести классификацию по двум основным параметрам. Первый относится к объекту деятельности: кластерная политика ориентирована либо на промышленное производство, либо на сферу технологий. Второй связан с масштабом деятельности: кластерная политика может иметь ориентацию узкую (связана с действующими кластерами) или широкую (связана с потенциальными возможностями). Кластеры с широкой ориентацией встречаются редко.
Кластерная политика в Бельгии ориентирована на промышленное производство. На бельгийскую кластерную стратегию большое влияние оказала работа М. Портера и практический опыт реализации региональной политики Квебека (Канада) и Каталонии (Испания).
В Англии поддержка промышленных кластеров − составляющая общей концепции развития. Ориентация на промышленное производство дополняется проектами в сфере технологий. Главная цель кластерной стратегии − приобщение частных компаний к финансированию и поддержке кластеров.
В Испании кластерная стратегия ориентирована на сферу технологий с более узким масштабом, чем в Верхней Австрии. Основой стратегии являются так называемые предварительные проекты, получающие поддержку регионального правительства и включенные в региональный план научно-технического развития.
В Финляндии из 11 кластеров важнейшими для экономики являются лесной, информационный, телекоммуникационный, металлургический и машиностроительный кластеры, обеспечивающие основной объём экспорта и формирующие значительную часть валового внутреннего продукта.
В Германии, по признанию специалистов, функционируют 3 лучших мировых кластера из семи кластеров высоких технологий, получивших название «Силиконовая долина ХХI века», – это Мюнхен, Гамбург, Дрезден.
В Италии керамический кластер начал зарождаться после Второй мировой войны, которая восстанавливалась после разрушений, потому, что спрос на строительные материалы и, в частности, керамическую плитку был очень высок. Параллельно развивались поддерживающие отрасли: производство упаковки, глазури, форм, оказание транспортных услуг.
В США кластерный подход положен в основу стратегии развития региональных экономик. Характерным для американских кластеров является то, что их деятельность основана на принципах партнерства и ориентирована на коммерциализацию НИОКР. Ярким примером кластера, который функционирует на территории США, является «Силиконовая долина». В основе этого кластера лежит тесное сотрудничество исследовательских центров и венчурного капитала, который предназначен для финансирования новых, растущих или борющихся за место на рынке предприятий.
Основной отличительной чертой кластера в Японии является ведущая роль крупной компании, которая реализует внутреннюю экономию от масштаба и находится на передовом рубеже новых технологий. Все принятые законы по науке, технике и технологиям являлись стратегическими программами развития научной и инновационной сферы страны. Главное отличие кластеров Японии от аналогичных кластеров в Европе - это то, что в Японии кластеры преобладают в смешанных отраслях, а в Европе они преобладают в традиционных отраслях.
Активно идет процесс формирования кластеров и в Юго-ВосточнойАзии и Китае, в частности, в Сингапуре (в области нефтехимии), в Японии (автомобилестроение) и в других странах. В Китае сегодня существует более 60 особых зон-кластеров, в которых находится около 30 тыс. фирм с численностью сотрудников 3,5 млн. чел. и уровнем продаж на сумму примерно 200 млрд. долл. в год.
Индийская модель кластеров применима к экономике за счет запаса дешевых и легко доступных ресурсов (рабочая сила, производственные и природные ресурсы). В Индийской модели первоначальное развитие кластеров происходило исключительно за счет прямых зарубежных инвестиций и активной государственной поддержки.
Самое большое количество конкурентоспособных кластеров, по данным Института стратегии и конкуренции Гарвардской школы бизнеса, функционирует в Великобритании (168) и США (152).