Показатели эффективности корпоративного развития.
Корпоративная социальная отчетность представляет собой отчет компании, предназначенный для заинтересованных пользователей (акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов, общества) и объединяющий в себе результаты ее деятельности за определенный период в трех направлениях:
− экономическом;
− экологическом;
− социальном.
Социальная отчетность содержит информацию, удовлетворяющую разумные ожидания стейкхолдеров, выявленные по результатам работы с ними, а также представляет стратегию развития компании, ее вклад в повышение благосостояния общества, региона присутствия и населения страны в целом.
Для эффективного выполнения стратегических задач, поставленных менеджментом перед организацией, а также соответствия высокому уровню корпоративной социальной ответственности компании вводят в повседневную деятельность систему сбалансированных показателей (ССП), которая на уровне бизнес-процессов реализуется через исполнение ключевых показателей эффективности (КПЭ). КПЭ представляют собой стоимостные, натуральные или относительные показатели, которые оценивают степень достижения поставленных целей и служат инструментом выявления областей совершенствования деятельности. Они в свою очередь могут раскрываться в корпоративной социальной отчетности.
Как известно, в ССП выделяются четыре группы показателей:
− традиционные финансовые показатели;
− внешнее окружение предприятия и его отношение с клиентами;
− внутренние процессы предприятия;
− способность предприятия к обучению и росту.
1 Ключевые показатели эффективности, отражающие достижение традиционных финансовых целей. Данная группа показателей является одной из ключевых составляющих ССП, так как финансовые результаты являются основными в оценке текущей деятельности предприятия. Высокая эффективность текущей деятельности в свою очередь предоставляет компании возможность выйти на качественно новый уровень − уровень социально-ответственной компании. Среди КПЭ этой группы наиболее распространенным является показатель размера чистой прибыли, определяемый по данным бухгалтерского учета (отражается в отчете о прибылях и убытках).
Еще одним значимым финансовым КПЭ является рентабельность собственного капитала, которая определяется отношением чистой прибыли к собственному капиталу и отражает эффективность осуществленных акционерами инвестиций с точки зрения учетной прибыли.
Не менее важный КПЭ представляет отношение операционных расходов к операционным доходам, определяемое по данным бухгалтерского учета (на основании данных синтетического учета).
Другими ключевыми показателями эффективности могут являться:
− остаток наличности на счетах;
− рентабельность продукции и др.
Перечисленные КПЭ показывают уровень эффективности ведения текущей деятельности компании и ее финансовую способность к осуществлению социальной деятельности. В связи с этим они должны находить отражение в социальной отчетности организации. Известно, что финансовые цели стоят во главе дерева целей организации, однако существует их тесная взаимосвязь с тремя другими целями.
2 Ключевые показатели эффективности, связанные с внешним окружением организации и ее отношением с клиентами. КПЭ, представленные в данной группе, предопределяют ожидания стейкхолдеров в отношении интеграции ожиданий с целями компании, а также способности компании к высокой эффективности развития бизнеса. В связи с этим компании включают в систему КПЭ «ряд краткосрочных и среднесрочных прогнозных индикаторов, отслеживающих потенциал развития бизнеса».
Данная группа показателей эффективности наиболее адекватно может отражать способность компании к социально ответственному ведению бизнеса. Наибольшее значение в этой связи может иметь показатель роста объема реализации товаров (услуг), который может быть рассчитан как отношение сумм выручки за отчетный период к предыдущему.
Показатель роста объема реализации товаров (услуг) характеризует уровень развития клиентоориентированности, которая в свою очередь является одним из признаков социальной ответственности, а также решающим фактором обеспечения устойчивости и процветания бизнеса.
Показатель роста объема реализации товаров (услуг) очень тесно связан с КПЭ повышения уровня удовлетворенности клиентов, который может быть рассчитан как отношение положительных отзывов клиентов к отрицательным.
В результате выполнения данного КПЭ компании приобретают доверие клиентов к выпускаемой ими продукции и к своей деятельности в общем, увеличивая впоследствии объемы продаж.
Не менее важными являются КПЭ, связанные с защитой окружающей среды, например снижение потребления водных ресурсов, которое может быть вычислено путем отношения объема потребления водных ресурсов за отчетный период к предыдущему.
Ключевым показателем эффективности, влияющим на предотвращение изменения климата, является снижение выбросов углекислого газа, который может быть рассчитан как отношение выбросов углекислого газа за отчетный период к предыдущему.
Ключевые показатели эффективности увеличения объема использованной возвратной тары также могут войти в группу показателей, обеспечивающих защиту окружающей среды, так как с помощью их реализации компании осуществляют контроль за загрязнением планеты отходами, которые могут подлежать переработке после использования продукции потребителями. Данный КПЭ может быть определен как отношение объема использованной возвратной тары за отчетный период к предыдущему.
Реализуя все перечисленные КПЭ в рамках защиты окружающей среды, компания, безусловно, заработает статус социально ответственной компании и обеспечит себе процветание и достойное существование в долгосрочной перспективе, что является одним из преимуществ социально ответственного ведения бизнеса.
Также среди КПЭ, связанных с внешним окружением организации и ее отношением с клиентами, можно выделить:
− качество взаимоотношений с клиентами;
− приобретение новых клиентов;
− долю рынка в целевых сегментах и т. д.
В данную группу КПЭ целесообразно включать показатели, определяющие ценность предложения для клиентов со стороны компании, которая в будущем обеспечит рост ее выручки. Следует отметить, что выявление основных критериев ценности предложения для клиента или покупателя является не простой задачей, требующей глубокого анализа потребностей. Так, например, ценность для клиента может представлять быстрая доставка и скорость реагирования на полученный заказ. Соответственно показателями, характеризующими эффективность, могут стать время обработки заказа и средняя скорость доставки в часах.
Все представленные выше КПЭ, связанные с внешним окружением компании и ее отношением с клиентами, должны иметь позитивную динамику и раскрываться в корпоративной социальной отчетности в связи с тем, что такие нефинансовые результаты деятельности являются необходимыми для формирования мнения стейкхолдеров об эффективности работы компании.
3 Ключевые показатели эффективности, отражающие внутренние процессы предприятия. Данная группа показателей в ССП определяет основные процессы, которые организации необходимо усовершенствовать для укрепления конкурентных преимуществ и для обеспечения лояльности стейкхолдеров. Показатели данной группы основываются на процессах, осуществляющих основной вклад в достижение намеченных финансовых результатов, и удовлетворении покупателей.
Основным показателем в данной группе КПЭ может выступать улучшение качества производимой продукции (в том числе рост индекса, позволяющего заранее определить, каким будет качество продукта в момент его доставки потребителю).
Не менее важным КПЭ может стать и уровень производительности труда, так как именно этот показатель позволяет контролировать эффективность деятельности компании. КПЭ может быть рассчитан как количество произведенной продукции за единицу времени.
Кроме того, в качестве КПЭ, отражающего внутренние процессы организации, может выступить время производства продукции или оказания услуги при сохранении надлежащего качества. Данный КПЭ является абсолютным показателем и может измеряться в часах, днях и др.
Также к показателям эффективности данной группы могут относиться:
− количество забракованной продукции;
− количество инновационных разработок;
− качество и время разработки продукта;
− качество послепродажного обслуживания;
− количество и частота сбоев производственного процесса.
Выполнение всех перечисленных выше КПЭ обеспечит компании устойчивость финансовой и социальной деятельности. В связи с тем, что данные о результатах деятельности компании в отношении ее внутренних процессов представляют особый интерес у стейкхолдеров, они должны находить отражение в корпоративной социальной отчетности.
4 Ключевые показатели эффективности, отражающие способность предприятия к обучению и росту. Данная группа показателей в ССП является синергетическим результатом трех основных факторов:
− человеческих ресурсов;
− информационных систем;
− организационных процедур.
В целях обеспечения долгосрочного присутствия на рынке, а также обеспечения лояльности сотрудников и в связи с этим увеличения эффективности деятельности и производительности труда компании необходимо инвестировать средства в повышение квалификации своих сотрудников, в информационные технологии и процедуры.
Основными показателями эффективности в рамках данной группы КПЭ могут стать численность персонала и уровень производственного травматизма. КПЭ является абсолютным и измеряется в количественном выражении.
Еще одним значимым КПЭ является доля сотрудников компании, прошедших обучение. КПЭ может вычисляться как отношение количества сотрудников, прошедших обучение, к общему количеству сотрудников, работающих в организации.
Среди КПЭ данной группы можно выделить следующие:
− уровень профессиональных заболеваний;
− коэффициент потерянных дней;
− коэффициент отсутствия на рабочем месте;
− общее количество сотрудников;
− текучесть кадров в разбивке по возрастной группе, полу и региону;
− существующие программы корпоративного образования и консультирования;
− долю сотрудников, для которых проводятся периодические оценки результативности и развития карьеры;
− генерацию инициатив и удовлетворенность сотрудников.
Выполнение КПЭ, входящих в группу ССП, отражающую способность организации к обучению и росту, предопределяет высокую производительность труда. В целях оценки стейкхолдерами масштабов деятельности компании и формирования к ней общественного лояльного отношения результаты выполнения КПЭ приведенной выше группы ССП должны находить отражение в корпоративной социальной отчетности.
Взаимосвязь эффектов от выполнения всех перечисленных выше групп КПЭ дает нам основание констатировать тот факт, что корпоративная социальная отчетность является частью стратегии компании, а одним из ее инструментов может стать ССП, представляющая собой механизм взаимосвязи стратегических целей с ежедневными задачами, а также способ направить деятельность всей компании (или группы) на их достижение.