Взаимодействие в области улучшения информирования населения о защите прав потребителей финансовых услуг
Для улучшения системы и механизмов информирования граждан и получения от них обратной связи по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг необходимо усиление взаимодействия в системах Банка России и Роспотребнадзора, их территориальных органов и подведомственных учреждений по информированию населения о защите прав потребителей финансовых услуг, обобщение и анализ лучшей российской практики консультирования и информирования потребителей финансовых услуг, работы с жалобами, и его распространение через информационные ресурсы и на различных мероприятиях .
Необходимо сформировать у потребителя четкое понимание, куда обращаться по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг в соответствии с разделением полномочий в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг между Роспотребнадзором и Банком России и СРО на финансовом рынке.
Особое внимание следует уделить подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих, работников бюджетных учреждений, занятых вопросами защиты прав потребителей финансовых услуг. В этих целях предполагается внедрение профильных программ обучения, основанных преимущественно на дистанционном и интерактивном подходе, а также на разборе практических ситуаций взаимоотношений с потребителями финансовых услуг, принятии типовых решений, выборе линии поведения при нестандартных ситуациях, использовании лучшей зарубежной и российской практики.
Кроме того, необходимо обеспечить расширение практики информирования граждан о способах защиты своих прав и интересов как потребителей финансовых услуг через специально созданные информационные ресурсы Банка России, Минфина России, Роспотребнадзора и СРО на финансовом рынке.
4.2.3. Подготовка граждан к жизни в старости
При разработке данного направления необходимо принять во внимание, что пенсионная система с целью повышения устойчивости подвержена изменениям в ответ на демографические и социальные вызовы. Так, с 2015 года изменен порядок формирования пенсионных прав граждан в системе обязательного пенсионного страхования с усилением роли страхового стажа и уровня дохода от трудовой деятельности, гражданам предоставлена возможность получать пенсию в существенно более высоком размере при более позднем обращении за назначением пенсии. Негосударственные пенсионные фонды уже сегодня предоставляют гражданам пенсионные программы по формированию добровольных пенсионных накоплений, трансформируется накопительный компонент системы обязательного пенсионного страхования.
Для эффективной организации деятельности по данному направлению в рамках Стратегии необходимо:
• стимулировать у граждан мотивацию и навыки заботиться о своей будущей пенсии, в том числе путем участия в формировании дополнительных источников дохода после выхода на пенсию;
• повысить финансовую грамотность граждан по пенсионной тематике путем привнесения достоверных и актуальных знаний из компетентных источников;
• информировать граждан об основных положениях и изменениях в пенсионном законодательстве о порядке формирования пенсионных прав, расчете пенсий в системе обязательного пенсионного страхования;
• популяризировать среди населения, в первую очередь среди работающих граждан, практику получать информацию по пенсионной тематике, в т.ч. связанную с формированием личных пенсионных прав и прогнозированием размера пенсии.
4.2.4. Взаимодействие на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Для эффективной реализации Стратегии рекомендуется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления принять к сведению основные положения настоящей Стратегии и использовать их в стратегическом планировании, подготовив стратегические планы деятельности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в этой социально-экономической сфере.
Для улучшения взаимодействия на региональном уровне планируется составить региональные программы повышения уровня финансовой грамотности населения (или региональные программы с иным наименованием, направленные на повышение финансовой грамотности населения и защиту прав потребителей финансовых услуг).
В настоящее время подобные программные документы приняты и реализуются в регионах-участниках Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Для дальнейшего совершенствования практики принятия и реализации региональных программ и распространения лучшего российского опыта Межведомственной координационной комиссии необходимо проанализировать достигнутый опыт в упомянутых субъектах Российской Федерации по следующим вопросам:
• проблемы, выявившиеся при реализации мероприятий региональной программы, и пути их разрешения;
• степень участия различных организаций в реализации мероприятий региональной программы (территориальные учреждения Банка России, Роспотребнадзора и иных федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные организации потребителей и другие);
• принятие нормативных правовых актов во исполнение региональной программы;
• формы и методы взаимодействия участников региональной программы при выполнении мероприятий;
• роль координирующих органов в реализации региональной программы;
• организация государственного (муниципального) финансового и общественного контроля за ходом реализации региональной программы в целом и ее отдельных мероприятий;
• обеспечение прозрачности хода и результатов реализации программы;
• фактическое финансирование мероприятий региональной программы (в сравнении с запланированным) и его источники (бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет, другие источники).