Информирование населения о вопросах финансовой грамотности и способах защиты прав потребителей финансовых услуг

При выборе приоритетных тем для информирования населения во внимание принимаются следующие основные аспекты:

• формирование у населения культуры ответственного финансового поведения, контроля расходов и доходов;

• создание мотивации к среднесрочным и долгосрочным накоплениям, оптимальному соотношению между кредитной задолженностью и доходом домохозяйства, учет особенностей планирования на различных этапах жизненного цикла;

• повышение интереса и мотивации граждан к получению новых знаний и навыков в сфере финансовой грамотности, осознания ее важности и практической пользы для личного и семейного финансового благополучия, формирование чувства личной ответственности за свое финансовое поведение;

• сознательное отношение к выбору финансовых продуктов, понимание особенностей оформления сделок и договоров на получение финансовых услуг, необходимость сравнения различных вариантов финансовых продуктов при принятии решения;

• защита прав потребителей в финансовой сфере: основные типы финансовых продуктов, права потребителей и основы законодательства, процесс возмещения ущерба, а также информирование об организациях, осуществляющих надзорные функции и контроль;

• повышение интереса и мотивации к получению знаний в пенсионной сфере и мотивации к самостоятельному формированию пенсионных накоплений.

Разработанные информационные материалы (включая тематические буклеты и брошюры)в печатном виде необходимо распространять с использованием следующих каналов, в том числе: территориальные учреждения Банка России, консультационные центры для потребителей в системе Роспотребнадзора и его территориальных отделений, территориальные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (в частности, личный кабинет гражданина на сайте ПФР, Центр консультирования ПФР, включая call- центр), федеральные и региональные методические центры повышения финансовой грамотности, многофункциональные центры по оказанию государственных и муниципальных услуг, социальные службы, библиотеки, общественные объединения по защите прав потребителей, образовательные организации, финансовые организации, печатные средства массовой информации (СМИ) и др.

Разработанные информационные материалы в электронном виде необходимо распространять с использованием всех доступных информационных каналов, в том числе телевидение, радио, электронные СМИ, включая официальные сайты участников реализации Стратегии, специальные тематические сайты, социальные сети. Выбор способов информирования и информационных каналов будет осуществляться с учетом специфики информации и технических возможностей заинтересованных сторон с учетом оценки их эффективности (охват целевых групп, рентабельность расходов, актуальность и релевантность информации и др.).

Для информирования населения по вопросам повышения финансовой грамотности и привлечения внимания к этой проблематике необходимо развивать практику проведения таких мероприятий, как Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи, Всероссийская неделя сбережений, Недели финансовой грамотности в регионах России.

Для улучшения работы по информированию населения необходимо внедрять эффективные механизмы обратной связи с потребителями финансовых услуг на основе современных технологий, в том числе, организацию тематических горячих линий консультирования потребителей финансовых услуг, общественных и он-лайн приемных населения, организуемых участниками реализации Стратегии – Роспотребнадзором, Банком России, Пенсионным фондом Российской Федерации и другими участниками.

В рамках взаимодействия со СМИ в сфере освещения проблематики повышения финансовой грамотности населения и защиты прав потребителей финансовых услуг необходимо проведение систематической работы по информированию СМИ о мероприятиях, проводимых в ходе реализации Стратегии, вовлечение журналистов в публичные мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности, в качестве активных участников, проведение семинаров, дискуссий и мастер-классов по актуальным вопросам финансовой грамотности и информирования о защите прав потребителей, особенно, для региональных СМИ, конкурсов лучших публикаций в СМИ по вопросам повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг.

Направление по решению задачи «Разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения, в том числе в части информирования о правах потребителей финансовых услуг и способах их защиты, а также формирования социально ответственного поведения участников финансового рынка»

Для эффективной организации деятельности по этому направлению необходимо обеспечить:

• Координацию действий ведомств и других заинтересованных сторон через формирование и эффективную работу Межведомственной координационной комиссии по управлению процессами реализации стратегии, а также Экспертного совета;

· Согласованное взаимодействие всех участников реализации Стратегии в области повышения информированности населения о защите прав потребителей финансовых услуг, прежде всего, Роспотребнадзора и Банка России, а также СРО;

• Содействие дальнейшей реализации программ финансовой грамотности на региональном и муниципальном уровнях, в том числе путем распространения лучших региональных и федеральных инициатив;

• Внедрение наилучших международных практик;

• Создание эффективного механизма отбора и поддержки/масштабирования частных и общественных инициатив, а также межсекторного партнерства в области повышения финансовой грамотности.

Наши рекомендации