Повышения финансовой грамотности

Национальная стратегия

Повышения финансовой грамотности

Гг.

Москва – 2017

Введение

Национальная Стратегия повышения финансовой грамотности (далее – Стратегия) определяет приоритеты, цели и задачи, способы их эффективного достижения и решения в сфере государственного управления отношениями, возникающими при повышении финансовой грамотности населения, создании системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации на среднесрочный период.

Стратегия является основой для разработки государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Настоящая Стратегия основывается на Федеральном законе от 28 июня 2013 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Законе Российской Федерации от 17 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», других федеральных законах, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих отношения, возникающие в сфере повышения уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Российской Федерации.

Настоящая Стратегия подготовлена рабочей группой по разработке Национальной стратегии повышения финансовой грамотности, в которую вошли представители Министерства финансов Российской Федерации (координация работ), Центрального банка Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Пенсионного фонда Российской Федерации, и учитывает результаты обсуждения проекта документа с участниками финансового рынка, общественными объединениями потребителей, экспертным сообществом.

Стратегия, разработанная на 7 лет, учитывает принятые документы, сопряженные с вопросами повышения уровня финансовой грамотности населения, развития финансового образования в Российской Федерации, в том числе Стратегию развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегию развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года, Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, Стратегию развития национальной платежной системы, Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов, Стратегию действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегию развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2020 года, Концепцию государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, и ряд других документов стратегического характера.

При разработке Стратегии приняты во внимание одобренные Российской Федерацией Руководящие принципы Организации Объединенных Наций (ООН) для защиты интересов потребителей, Принципы высокого уровня «Группы двадцати» по защите прав потребителей финансовых услуг, разработанные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Принципы высокого уровня ОЭСР/Сети по финансовому образованию (INFE) по национальным стратегиям финансового образования, Руководство ОЭСР/INFE для частных и некоммерческих заинтересованных сторон в области финансового образования, Принципы «Группы двадцати» по инновационной финансовой доступности и принятые в соответствии с ними документы, а также результаты анализа лучших зарубежных стратегий по повышению финансовой грамотности.

Основные положения

Цель и задачи Стратегии

Исходя из существующих в настоящее время российских проблем и мировых тенденций в области финансовой грамотности населения, финансового образования и информированности населения в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг,

Целью Стратегии является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.

При этом под финансово грамотным поведением понимается сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия ответственных решений на финансовом рынке.

Финансово грамотный гражданин должен как минимум:

· следить за состоянием личных финансов,

· планировать свои доходы и расходы;

· формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств;

· знать, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;

· рационально выбирать финансовые услуги;

· «жить по средствам», избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;

· знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;

· способен распознавать признаки финансового мошенничества;

· знать о рисках на рынке финансовых услуг;

· вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.

Важной составляющей финансово грамотного поведения является способность гражданина осуществлять долгосрочное планирование личных финансов (финансов домохозяйства) на всех этапах жизненного цикла.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи Стратегии:

Задача №1:Повышение охвата и качества финансового образования и информированности населения, а также обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества с учетом развития современных финансовых технологий;

Задача №2:Разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения и информированности в данной области, в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка.

Образовательное направление

Для формирования компетенций в сфере финансовой грамотности у всех возрастных и целевых групп необходимо продолжить разработку и внедрение образовательных программ для дошкольного, начального, основного, среднего, высшего, среднего профессионального, дополнительного уровней образования, в том числе с учетом результатов международного исследования ОЭСР по оценке образовательных достижений 15-летних учащихся по финансовой грамотности (Programme for International Student Assessment, PISA).

Будет продолжена работа по созданию и внедрению программ и методик интерактивного обучения учащихся, разработке цифровых образовательных ресурсов, онлайн-игр по финансовой грамотности, специализированных информационно-просветительских мобильных приложений по основам финансовой грамотности, а также организации онлайн олимпиад для школьников.

Все разрабатываемые учебные пособия должны быть изложены в доступной форме, соответствовать нормативным требованиям к учебно-методическим материалам, с примерами и разбором проблемных ситуаций различных типов поведения потребителя на финансовом рынке. Учебно-методические материалы должны актуализироваться с учетом развития финансового рынка и изменений законодательной и нормативной базы. Все информационные материалы должны отвечать требованиям объективности, независимости и достоверности, учитывать специфику целевых групп и не содержать признаков скрытой рекламы.

Следует внедрять в практику новые методы и формы финансового образования на основе продвинутых информационно-коммуникационных технологий. При этом для целевых групп (прежде всего, лиц пенсионного и предпенсионного возраста) при реализации мероприятий Стратегии необходимо предусмотреть доступность обучения навыкам работы с компьютером, в том числе дистанционного, в сочетании с образовательными программами по повышению финансовой грамотности.

В рамках реализации Стратегии требуется обеспечить подготовку в необходимом количестве учителей, методистов, тьюторов, администраторов образовательных организаций в сфере финансового образования, в том числе на базе создаваемых федеральных и региональных методических центров повышения финансовой грамотности населения. Для их подготовки необходимо обеспечить разработку, апробацию и обновление программ повышения квалификации преподавателей, внедряющих в практику образовательные программы и материалы по вопросам повышения финансовой грамотности. При внедрении курсов финансовой грамотности в образовательную практику следует предусмотреть разработку контрольно-измерительных инструментов оценки полученных знаний и регулярное тестирование по основам финансовой грамотности.

Направление по решению задачи «Разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения, в том числе в части информирования о правах потребителей финансовых услуг и способах их защиты, а также формирования социально ответственного поведения участников финансового рынка»

Для эффективной организации деятельности по этому направлению необходимо обеспечить:

• Координацию действий ведомств и других заинтересованных сторон через формирование и эффективную работу Межведомственной координационной комиссии по управлению процессами реализации стратегии, а также Экспертного совета;

· Согласованное взаимодействие всех участников реализации Стратегии в области повышения информированности населения о защите прав потребителей финансовых услуг, прежде всего, Роспотребнадзора и Банка России, а также СРО;

• Содействие дальнейшей реализации программ финансовой грамотности на региональном и муниципальном уровнях, в том числе путем распространения лучших региональных и федеральных инициатив;

• Внедрение наилучших международных практик;

• Создание эффективного механизма отбора и поддержки/масштабирования частных и общественных инициатив, а также межсекторного партнерства в области повышения финансовой грамотности.

Этапы реализации Стратегии

Стратегия разработана на период до 2023 года.

Первый этап ее реализации запланирован на период с 2017 до 2019 года.

По итогам первого этапа реализации Стратегии будет проведен комплексный анализ результатов реализации плана мероприятий Стратегии, утвержденного Правительством Российской Федерации, на предмет достижения поставленных в Стратегии цели, задач и ожидаемых результатов. При необходимости цель, задачи и направления Стратегии будут скорректированы с учетом проведенных мероприятий.

По окончании Первого этапа реализации Стратегии представляется целесообразным включить в подпрограмму «Развитие международного финансово-экономического сотрудничества Российской Федерации» Государственной программы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» на 2013-2020 годы основное мероприятие «Повышение финансовой грамотности населения», которое должно стать логическим продолжением работы по повышению финансовой грамотности населения, развитию финансового образования и информированию населения о механизмах защиты прав потребителей финансовых услуг.

Второй этап реализации Стратегии запланирован с 2020 до 2023 года.

Практическое выполнение целей, задач и основных направлений Стратегии будет осуществляться в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии, утверждаемым совместно Правительством Российской Федерации и Банком России.

Ожидаемые результаты

Ожидаемым результатом реализации Стратегии является достижение главной цели – создание основ для формирования финансового грамотного поведения населения как необходимого условия финансового благополучия домохозяйств и обеспечения устойчивого экономического роста.

В соответствии с поставленными в Стратегии задачами будет обеспечено достижение следующих результатов:

· совершенствование государственной политики Российской Федерации в отношении мер по повышению финансовой грамотности населения;

· обеспечение межведомственного подхода к решению проблем недостаточного уровня финансовой грамотности, информированности, безопасности и защищенности на финансовом рынке российского населения;

· разработка и практическое осуществление комплекса финансовых, организационных, образовательных, просветительско-информационных, и иных мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой грамотности населения, обеспечение их большей защищенности и безопасности в финансовой сфере, содействие повышению их благосостояния;

· обеспечение получения гражданами доступной, объективной и качественной информации в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг в соответствии с этапом их жизненного цикла, жизненными ситуациями и потребностями;

· обеспечение большей доступности финансового образования в различных формах для целевых групп, особенно социально-уязвимых;

· участие субъектов Российской Федерации в решении проблем, связанных с недостаточной финансовой грамотностью населения России, а также активное привлечение к решению этих проблем организаций финансового сектора, других коммерческих компаний, образовательных и некоммерческих организаций и волонтеров;

· обеспечение комплексности, доступности и эффективности государственных мер по повышению финансовой грамотности, которые будут дополнять реализуемые меры по повышению финансовой доступности и совершенствованию защиты прав потребителей;

· привлечение дополнительного финансирования на развитие системы финансового образования и информирования за счет инициирования целевых программ и привлечения негосударственных структур к совместным мероприятиям по повышению финансовой грамотности граждан;

· проведение регулярной оценки уровня финансовой грамотности населения на основании целевых показателей реализации Стратегии для мониторинга результатов достижения ее целей и задач;

· рост уровня знаний и вовлеченность граждан в процесс формирования пенсионного обеспечения.

Итогом реализации Стратегии станет сформированная инфраструктура для обеспечения постоянного процесса повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации, повышение качества финансового образования и информирования граждан по вопросам управления личными финансами, личной финансовой безопасности и защиты прав потребителей финансовых услуг. В общественном сознании должен сформироваться позитивный образ финансово грамотного российского гражданина, который не только в состоянии прочесть до конца договор об оказании финансовой услуги и рассчитать сложные проценты, но и имеет ответственный тип поведения на финансовом рынке и приобретенные финансовые способности, в том числе осуществляет долгосрочное планирование личных финансов (финансов домохозяйства) на всех этапах жизненного цикла.

Национальная стратегия

повышения финансовой грамотности

Гг.

Москва – 2017

Введение

Национальная Стратегия повышения финансовой грамотности (далее – Стратегия) определяет приоритеты, цели и задачи, способы их эффективного достижения и решения в сфере государственного управления отношениями, возникающими при повышении финансовой грамотности населения, создании системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации на среднесрочный период.

Стратегия является основой для разработки государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Настоящая Стратегия основывается на Федеральном законе от 28 июня 2013 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Законе Российской Федерации от 17 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», других федеральных законах, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих отношения, возникающие в сфере повышения уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Российской Федерации.

Настоящая Стратегия подготовлена рабочей группой по разработке Национальной стратегии повышения финансовой грамотности, в которую вошли представители Министерства финансов Российской Федерации (координация работ), Центрального банка Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Пенсионного фонда Российской Федерации, и учитывает результаты обсуждения проекта документа с участниками финансового рынка, общественными объединениями потребителей, экспертным сообществом.

Стратегия, разработанная на 7 лет, учитывает принятые документы, сопряженные с вопросами повышения уровня финансовой грамотности населения, развития финансового образования в Российской Федерации, в том числе Стратегию развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегию развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года, Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, Стратегию развития национальной платежной системы, Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов, Стратегию действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегию развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2020 года, Концепцию государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, и ряд других документов стратегического характера.

При разработке Стратегии приняты во внимание одобренные Российской Федерацией Руководящие принципы Организации Объединенных Наций (ООН) для защиты интересов потребителей, Принципы высокого уровня «Группы двадцати» по защите прав потребителей финансовых услуг, разработанные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Принципы высокого уровня ОЭСР/Сети по финансовому образованию (INFE) по национальным стратегиям финансового образования, Руководство ОЭСР/INFE для частных и некоммерческих заинтересованных сторон в области финансового образования, Принципы «Группы двадцати» по инновационной финансовой доступности и принятые в соответствии с ними документы, а также результаты анализа лучших зарубежных стратегий по повышению финансовой грамотности.

Наши рекомендации