Понятие, основные элементы и принципы КСО

Появившись в середине XX века, концепция КСО до сих пор не получила должного теоретического обоснования и по-прежнему остается предметом научных дискуссий. В настоящее время можно отметить многообразие различных подходов к определению сущности данного понятия: от функции PR и маркетингового инструмента до целостной парадигмы современного бизнеса (см. Приложение 1).

Том Китчин в своей статье «Корпоративная социальная ответственность: в фокусе бренд»[15] проводит подробный анализ этимологии понятия «корпоративная социальная ответственность». Корпорация, корпоративный означает прибыльную или стремящуюся к прибыли структуру. Социальный означает «относящийся к обществу», в большей степени относительно к «нуждающимся общностям». Ответственность не означает юридически закрепленного обязательства, а подразумевает нечто имеющее отношение к общепринятым нормам морали, естественному долгу.

Институт исследований Всемирного банка считает, что КСО – это «намерение предпринимателей внести вклад в устойчивое экономическое развитие на основе сотрудничества с работниками, их семьями, местной общиной и обществом в целом с целью повышения качества жизни такими способами, которые выгодны для бизнеса и благоприятны для развития»[16].

Ассоциация менеджеров России, проводящая широкомасштабные исследования в данной области, определяет КСО как «добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью и выходящий за рамки определенного законом минимума»[17]. Одновременно в Меморандуме «О принципах корпоративной социальной ответственности» Ассоциация менеджеров отмечает, что КСО есть «философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности в целях устойчивого развития и сохранения ресурсов для будущих поколений»[18].

Беляева И.Ю. и Эскиндаров М.А. дают следующее определение: КСО – это «обязательство бизнеса осуществлять добровольный вклад в развитие общества, включая социальную, экономическую и экологическую сферы, принятое компанией сверх того, что требует закон и экономическая ситуация»[19].

Интересен анализ структурирования концепции КСО, приведенный Стивеном и Коултером[20]. Авторами предлагается выделение трех основных компонентов направления ее развития: социальные обязательства, социальное реагирование и собственно социальная ответственность (рис. 4).

Социальное обязательство служит основанием для социально-ориентированной деятельности и предполагает достижение социальных целей только в той мере, в какой они способствуют достижению ее экономических целей.

Социальное реагирование – это способность компании адаптироваться к изменяющимся общественным условиям. Социально реагирующие компании руководствуются социальными нормами, значение которых определяется тем, что они служат для менеджеров удобными и полезными ориентирами в процессе принятия управленческих решений. Вместо того, чтобы оценивать, какие действия благоприятны для общества с точки зрения долгосрочной перспективы, менеджеры определяют основные нормы и корректируют степень социального участия своих организаций таким образом, чтобы обеспечить их быструю реакцию на изменение социальных условий.

Социальное реагирование
Социальная ответственность
Социальное обязательство
Выход за экономические и юридические требования, соответствие морально-этическим принципам

Рисунок 4 – Взаимосвязи структурных элементов КСО

Социальная ответственность предполагает обязательство компании преследовать долгосрочные общественно-полезные цели, принятые сверх требуемого от нее в соответствии с законодательством и экономическими условиями. Понятие социальной ответственности напрямую связано с морально-этической стороной, а именно: компания должна делать то, что полезно обществу, направлено на его совершенство, а не на то, что способно привести к его ухудшению. Например, производители оружия, алкоголя, табачных изделий никогда не считаются социально ответственными, хотя их затраты на пропаганду здорового образа жизни, лечения никотино – и наркозависимости могут быть весьма значительны.

Сравнительный анализ концепций социальной ответственности и социального реагирования приведен в таблице 1.

Таблица 1 – Сравнительная характеристика социальной ответственности и социального реагирования

  Социальная ответственность Социальное реагирование
Основная идея Этическая Прагматическая
Нацеленность на результат Конечная цель Средства достижения цели
Акцент Обязательство Реакция на изменения
Горизонт принятия решений Долгосрочные общественно полезные цели Средне- и краткосрочные перспективы

Ю.Н. Лаплыгин и Д.Ю. Лаплыгин выделяют два основных подхода к пониманию корпоративной социальной ответственности (рис. 5). При комплексном подходе, который стал преобладать в последнее десятилетие, речь идет о формировании стратегической модели достижения поставленных целей на основе комплексной увязки бизнеса, социальной политики и экологических вопросов через разработку корпоративной стратегии и ее последующую декомпозицию до уровня проектов, программ и мероприятий.

КСО
Комплексный подход
Упрощенный подход
- работа по обращениям, - ответ на просьбы властей и требования профсоюзов, - социальные проекты по развитию персонала, - благотворительность    
- философия развития, - корпоративная стратегия, - экономическая политика, - кадровая политика, - экологическая политика, - социальная политика

Рисунок 5 – Подходы к пониманию КСО

Попытка системного обобщения корпоративной социальной ответственности предпринята в Национальном докладе по корпоративному управлению. Новый подход к стратегической роли КСО позволяет определить ее как «систему последовательных экономических, экологических и социальных мероприятий, а также этических норм и ценностей компании, реализуемых на основе постоянного взаимодействия с заинтересованными сторонами и направленных на снижение нефинансовых рисков, долгосрочное улучшение имиджа и деловой репутации компании, а также на рост капитализации и конкурентоспособности, обеспечивающих прибыльность и устойчивое развитие предприятия»[21].

Рассмотрение КСО с позиций системного подхода позволяет выделить ряд ее важнейших параметров: объект, субъект, принципы, уровни, инструменты, методы и институты КСО (Приложение 4).

Субъектами КСО являются компании различных организационно-правовых форм. Концепция КСО коренным образом меняет роль бизнеса в общественном развитии: он рассматривается теперь не столько в качестве основного катализатора экономического прогресса, сколько в качестве полноправного участника общественных отношений. Спектр функций современных корпораций включает не только экономическую, но и политическую, нравственную, инновационную и лидерскую функции[22]. Многообразие функций порождает возникновение новых корпоративных ролей. Так, например, Ассоциацией менеджеров России предложена следующая классификация: работодатель, производитель, налогоплательщик, заемщик капитала, бизнес-партнер, корпоративный гражданин, член общественных организаций[23]. Подобная «многоликость» современного бизнеса приводит к возрастанию его ответственности за исполнение возложенных обязательств.

Объектом КСО выступает социальная среда компании, включающая ее основных стейкхолдеров (заинтересованных сторон). Под «заинтересованной стороной» можно понимать любую поддающуюся идентификации группу или лицо, от которых зависит дальнейшее выживание организации[24]. В этом смысле стейкхолдерами являются работники организации, покупатели, поставщики, основные правительственные организации. Важнейший аргумент сторонников КСО заключается в том, что компания, которая стремится понять позицию своих стейкхолдеров и улучшить отношения с ними, получит долгосрочные преимущества с точки зрения роста дохода акционеров.

КСО как система опирается на свод принципов, определяющих ее структуру, методы и процессы:

• системность, обеспечивающая эффектив­ность реализации КСО в си­стеме корпоративного управления,

• комплексность, направленная на скоординированность деятельности компании по трем направлениям устойчивого развития: экономи­ка, экология и социальная политика,

• социальность, нацеленная на удовлетворение потребностей общества в целом или его важнейших частей и групп,

• открытость всех действий компании в области КСО,

• подотчетность перед своими заинтересован­ными сторонами и обществом в целом, соответ­ствие принятым на себя обязательствам и применяемым стандартам,

• инновационность мероприятий и техноло­гий КСО,

• интегрированность в деятельность компании,

• взаимодействие с заинтересованны­ми сторонами на регулярной и открытой основе,

• существенность мероприятий и технологий КСО, имеющих реальное и конкретное значение для за­интересованных сторон компании, местных сообществ и для общества в целом,

• реагирование на оценки, критические заме­чания и ожидания заинтересованных сторон по всем направлениям своей социальной ответственности, от­ражаемых в том числе в открытой нефинансовой отчет­ности по выполнению своих законодательно предусмот­ренных и дополнительных обязательств.

Классификацию КСО возможно провести по следующим критериям: направленность, сферы и характер (рис. 6).

В структуре КСО можно выделить 2 основных контура: внутренний (реализация социальной активности на микро-уровне внутри корпорации) и внешний (осуществление политики КСО на макро-уровне во взаимодействии с внешней средой).

Вмененный характер социальной ответственности предполагает соблюдение официально закрепленных норм законодательства. Дополнительные мероприятия в области социальной ответственности бизнеса не имеют каких-либо пределов, составляя предмет добровольной инициативы во взаимодействии с заинтересованными сторонами самой корпорации и обществом в целом.

К внутренней социальной ответственности, прежде всего, относится обеспечение развития человеческого потенциала в рамках корпорации за счет системы профессиональной подготовки и постоянного повышения их квалификации, а также предоставление сотрудникам комплекса социальных гарантий сверх установленного законодательством минимума. Кроме того, внутренняя социальная ответственность обеспечивается за счет соблюдения корпорациями правовых и этических норм ведения бизнеса, положений международных стандартов и кодексов корпоративного управления.

КСО
Экономическая  
Экологическая  
Социальная  
Ответственность перед внутренними стейкхолдерами
1 CmJllO29aVIfBibVuEfKyhx1jNKNJQj7ej/WKr0Qda1tc0BlwY6djZOIm97CL0oG7OqK+p9bBoIS 9dFgda6L2SyOQTJm88spGnDuqc89zHCEqmigZNyuwzg6Wwey6/GlIslh7C1WtJVJ7BdWR/7YuakG xymLo3Fup6iXf8HqCQAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAEnPdhdwAAAAJAQAADwAAAGRycy9kb3du cmV2LnhtbExPy07DMBC8I/EP1iJxo3ZTUUIap0KgInFs0wu3TbxNArEdxU4b+HqWE5xW89DsTL6d bS/ONIbOOw3LhQJBrvamc42GY7m7S0GEiM5g7x1p+KIA2+L6KsfM+Ivb0/kQG8EhLmSooY1xyKQM dUsWw8IP5Fg7+dFiZDg20ox44XDby0SptbTYOf7Q4kDPLdWfh8lqqLrkiN/78lXZx90qvs3lx/T+ ovXtzfy0ARFpjn9m+K3P1aHgTpWfnAmiZ7y+Zyff9AEE60mqmKiYWK4SkEUu/y8ofgAAAP//AwBQ SwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlw ZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVs cy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQBw456ILQIAAFMEAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMv ZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQASc92F3AAAAAkBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAIcEAABk cnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAAkAUAAAAA ">
Ответственность перед внешними стейкхолдерами    
Вменненный – закрепленные законодательно обязательства перед стейкхолдерами    
Добровольный – добровольно принятые обязательства перед стейкхолдерами  
Характер КСО
Понятие, основные элементы и принципы КСО - student2.ru Понятие, основные элементы и принципы КСО - student2.ru

Рисунок 6– Классификация корпоративной социальной

Ответственности

Среди направлений внешней социальной ответственности отмечают:

- предоставление потребителям качественных товаров по экономически обоснованным ценам, соблюдение требований и норм безопасности продукции, совершенствование системы обслуживания, в том числе информационного сервиса,

- реализация программ по охране окружающей среды, поддержка нуждающихся и социально-уязвимых слоев населения: детей-сирот и инвалидов, пенсионеров, семей погибших, спонсорская поддержка спортивных, образовательных учреждений, организаций культуры и искусства,

- взаимодействие с государственными структурами и общественными организациями для решения общих социальных проблем и реализации целевых программ и проектов, направленных на содействие социально-экономическому развитию региона.

Экономическая сфера социальной ответственности относится к области реализации бизнес-целей компании (извлечение прибыли, рост, завоевание рынков и т.д.). Экологическая сфера является неотъемлемой системой обеспечения производства природными факторами и в связи с этим испытывает определенную нагрузку. Социальная сфера поставляет кадровые, культурные и другие ресурсы для деятельности компании и на выходе имеет как пользу для себя в виде социально значимой продукции и услуг, занятости, так и некие негативные экстерналии (сокращение, производственные травмы и т.п.). Такой принцип выделения областей корпоративной ответственности закреплён во всех современных международных стандартах корпоративной ответственности и социальной (нефинансовой) отчётности.


Наши рекомендации