Необходимы конкретные навыки и умения

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: в дополнение к навыкам и умениям (качествам), которые мы выделили, вам для того, чтобы быть врачом, преподавателем, адвокатом, водителем грузовика, компьютерным кудесником или кем угодно по вашему усмотрению, понадобятся ещё и совершенно конкретные навыки и умения. Однако я знаю, что вы согласитесь: любая работа или профессия (врач, механик и т. д.) будут более эффективны и дадут более высокую отдачу, если базируются на перечисленных выше свойствах (качествах) характера.

Внимательно просмотрите перечисленные качества с карандашом в руке и проверьте каждое из качеств, которое, как вам кажется, у вас имеется, — даже если вы обладаете только его семенем.

Если вы до конца объективны, то в итоге пометите "птичкой" все перечисленные выше качества до единого, потому что на самом деле вы обладаете каждым из них, по крайней мере, его семенем, а это исключительно важно. Теперь нам с вами нужно полить и оплодотворить это семя, поддерживать его рост, ухаживать за ним, чтобы оно не только росло, но и становилось все более и более крепким.

Я хочу сразу подчеркнуть, что вовсе не подразумеваю, будто всё описанное происходит легко и мгновенно, ибо полный успех приходит лишь спустя какое-то время — отнюдь не назавтра, — но процесс роста сразу опьяняет и кружит голову, да и некоторые изменения и вознаграждения придут почти немедленно. Психиатр Луис Кади, упоминавшийся в другой части данной книги, сказал: "После трёх дней результаты всего этого процесса [который я закончу описывать в данной главе] были просто пугающими — настолько они были хорошими и настолько мгновенными". Только помните: успех требует стойкой целенаправленности, дисциплины, упорства и терпения. Но главное — начать.

СЕЙЧАС — ПРЯМО СЕЙЧАС — САМОЕ ВРЕМЯ ВЗЯТЬСЯ ЗА ДЕЛО

Надеюсь, вы готовы, потому что сейчас — самое время действовать. Посему вернитесь обратно к списку качеств, где вы только что расставляли "птички"; теперь ещё раз медленно пройдитесь по указанному списку и проставьте букву "У" около свойств, которые вы рассматриваете как установки. Около тех слов, которые вы считаете навыками и умениями, напишите букву "Н". Если вы не уверены, обозначает ли данное слово установку или же навык, пишите рядом с ним "У/Н". В случае если вы думаете, что это дар, пометьте такое свойство буквой "Д". Обязательно просмотрите весь перечень и везде фиксируйте свой первый, инстинктивный выбор. По всей вероятности, он и будет правильным. И, пожалуйста, проделайте это прямо сейчас, не откладывая в долгий ящик.

А теперь у меня припасены для вас кое-какие хорошие новости. Все качества, которые мы назвали, — это на самом деле навыки и умения. Бойскаутов учили перечисленным нами качествам/навыкам посредством девиза скаутов, их присяги и закона. Вас тоже научили тем качествам/навыкам, которые вы успешно использовали в последний день перед отпуском. Джерри Эрроувуд тоже была обучена качествам/навыкам, использованным ею для продвижения от пекаря-кондитера и швеи до вице-президента большой фирмы по продажам. И детей из баррио научили качествам/навыкам, которые они применили, чтобы перейти из разряда тех, кого потенциально могли исключить из средней школы, в круг преуспевающих профессионалов.

Данная информация может оказаться для вас сюрпризом, потому что на семинарах для широкой публики практически все указанные выше качества характеризуются большинством людей как установки. Получается, что для вас моя новость очень — просто невероятно — хорошая. Хорошая, поскольку она означает, что вы — почти независимо от того, каким было ваше прошлое, — имеете законный и обоснованный шанс, чтобы в будущем пережить великие времена.

ЭТО ВАЖНО

Пожалуй, наиболее существенная и замечательная новость, которую я могу предложить вашему вниманию, такова: раз все это — навыки и умения, которым можно научить, то не только вы сами, но также ваши дети и внуки могут развить их в себе. Это означает также, что дети из старых и нищих районов американских городов, которые где-то на своём жизненном пути сталкиваются с человеком типа Хайме Эскаланте, тоже в состоянии развить у себя указанные качества, а отсюда, в свою очередь, вытекает, что и у них есть шанс.

В вас есть семена всех этих навыков и умений, но вы должны кое-что сделать с этими семенами.

В каждом желуде заложен дуб, но если мы просто позволим этому желудю валяться втуне, из него никогда не появится на свет дуб. Это справедливо и применительно к семенам успеха, заложенным в вас. Теперь перед вами стоит выбор — развивать и использовать имеющиеся в вас семена и довести свой "дуб" до полной зрелости или же позволить им бесплодно валяться, а самому наблюдать, как ваш дуб сохнет и умирает. Продолжайте читать. Удобрения, подкормка и надежда, в которых нуждаются ваши семена, чтобы достигнуть полной зрелости, находятся в ваших руках.

В этом месте позвольте мне напомнить вам кое о чём таком, что вам уже известно: моя цель — увлечь вас и вовлечь в конкретные действия, поскольку, пока вы не начнёте что-либо делать, польза от книги "На самой вершине" будет ограничена лишь тем, что она поможет вам прежде всего обрести хорошее самочувствие. Подобные чувства важны и представляют собой необходимую отправную точку. Однако чувства краткосрочны и часто бывают изменчивыми. Для достижения долгосрочных благих изменений — а ведь это как раз то, к чему вы стремитесь, — необходимы действия, которые приведут к росту.

ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ И ЕЩЁ НЕМНОГО ВОПРОСОВ

ВОПРОС: когда вы просматривали упомянутый выше список, пришла ли вам в голову мысль, что всякий, кто разовьёт в себе эти качества, смог бы хорошо устроить свой брак?

ВТОРОЙ ВОПРОС: если вы состоите в браке, то полагаете ли вы, что всякий, кто разовьёт в себе эти качества, находился бы с вами в хороших отношениях, а вы с ним тоже?

ТРЕТИЙ ВОПРОС: вам бы хотелось иметь детей, обладающих всеми этими качествами? Полагаете ли вы, что семья, все члены которой располагают перечисленными свойствами, была бы теплой, любвеобильной, счастливой и процветающей? Да или нет? Ещё определённее:

полагаете ли вы, что всякий, кто распознал, признал, развил и использовал эти качества, имел бы превосходный шанс стать счастливым, здоровым, преуспевающим и надежно защищенным? Сможет ли такой человек иметь больше друзей, больше душевного покоя, лучшие отношения в семье, а также обоснованную надежду, что будущее обещает быть даже ещё лучше?

Теперь позвольте мне перевести дух и сообщить, что коль вы ответили на предшествующие вопросы утвердительно (а вы не сделали этого лишь в том случае, если на земле нет более странного и необычного человека, нежели вы), то, оказывается, вы совершили нечто такое, чего был не в состоянии сделать ни один из наших трёх кандидатов в президенты на выборах 1992 года. Вы назвали подлинные семейные ценности.

Если вы сказали "да" — а вы наверняка так и сделали, — то тем самым вы только что идентифицировали ещё и образовательные ценности. Полагаете ли вы, что всякий, кто обладает полным набором этих качеств, сможет занять вашу должность или же выбрать вашу профессию и буквально семимильными шагами подняться на этом посту или в этой профессии на самую вершину? Если вы согласны с этим, то, стало быть, только что перечислили предпринимательские, лидерские и профессиональные ценности. А теперь: полагаете ли вы, что индивидуум, наделенный всеми этими качествами, преуспел бы также на правительственном посту или в политической деятельности? Если вы так и думаете, то, значит, секунду назад идентифицировали также правительственные и политические ценности.

К этому времени вы уже, несомненно, поняли, что не существует таких понятий, как семейные ценности, образовательные ценности, предпринимательские ценности, правительственные ценности или политические ценности. Существуют жизненные ценности. Невозможно отделить сулящие благополучие семейные или жизненные ценности от несущих с собою успех образовательных, предпринимательских либо правительственных ценностей. Точно так же вы не в силах разделить свою личную, семейную и деловую жизнь, причём ровно в такой же степени, как не в состоянии расчленить свою физическую, умственную и духовную жизнь. Вы представляете собой комплексную, многостороннюю совокупность! И с каждой минутой эта совокупность становится всё более ценной.

КАКИЕ ЦЕННОСТИ?

Теперь вы безусловно вправе подумать: "Но, Зиг, вы же говорите о ценностях". Посему мой вопрос таков: "Какие ценности, по вашему мнению, следует преподавать в школах и внедрять на практике в деловом сообществе и дома?" В этом месте я призываю вас возвратиться всё к тому же списку слов-качеств. Конкретно оцените каждое свойство и спросите себя: "Имеется ли здесь какое-либо качество [теперь вспомните, что суды отняли у нас веру в Бога, и по истечении двухсот лет мы больше не вправе преподавать её в наших школах*], против обучения которому моего ребенка в школе я бы возражал? Имеется ли здесь какое-то качество, которое я не хотел бы видеть практически применяемым у себя в доме? А есть ли в этом перечне хоть одно свойство, которое я не хотел бы видеть в бизнесе, которым занимаюсь, или в фирме, где работаю?" Убежден, что вам было бы очень непросто указать хоть одно качество, которое вы хотели бы удалить из этого списка.

Наши рекомендации