Исламофобия как политический инструмент

Ислам – это исторический фактор, внёсший решающий культурный и идеологический вклад в возникновение современной цивилизации. По словам Ахмеда Рами, шведского писателя марокканского происхождения, основателя радиостанции Радио Ислам (которая сейчас работает как веб-сайт «Радио Ислам»), «Арабо-мусульманский национализм имеет революционное направление, потому что он должен и в оборонительном и в наступательном отношениях бороться с враждебными внешними обстоятельствами и с колониальным господством, независимо от того, имеет оно только капиталистический или же коммунистический характер. Нельзя называть сегодняшние арабские государства национальными государствами. Есть только одна исламская нация, а именно так называемая «УММА». Согласно сегодняшней арабской и исламской идеологии, единственное совершенно законное исламское государство - это то, которое охватывает совокупность исламской нации. Лояльность правоверного мусульманина относится скорее к идеальному государству, которое ещё не было создано, чем к существующему в действительности государству»[32]. Любопытно, что А. Рами даже считает, что Россия должна стать абсолютно православным государством со всеми его атрибутами. Таким образом, следуя А. Рами, надо признать, что ислам – это единственная мировая религия, доктринально не приемлющая светское государство.

О природе ислама размышляют и на Западе. Так, в США опубликована книга Питера Хэммонда «Рабство, терроризм и ислам: исторические корни и современная угроза». В ней автор пытается доказать, что ислам это не религия, и даже не культ. По его мнению, ислам – это всеобъемлющая, тотальная, детально разработанная система жизни, включающая в себя религию, право, политическую и социальную систему. По словам автора, при определенных условиях мусульманское меньшинство обычно толерантно к доминирующему социуму, однако как только число мусульман становится значимым, они стремятся воссоздать свои институты, прежде всего, обслуживающие общие для всех адептов ислама «пять столпов ислама». От властей они требуют предоставления условий для культа, сами организуют производство исламских атрибутов, сети питания в соответствии с исламскими диетарными стандартами, школы по обучению основам ислама детей и т.д. Хэммонд считает, что главная угроза для стран, где мусульманские диаспоры уже есть, это их рост. Именно перед такой угрозой сейчас стоят европейские государства, где численность мусульман стремительно растет.

Опасения европейцев относительно роста числа мусульман не в последнюю очередь связаны с понижением уровня рождаемости в европейских семьях. Во многом именно этим можно объяснить исламофобию, характерную для европейских СМИ. В этих условиях кампания по негативному восприятию всего, что носит исламское происхождение, подводит человечество к ненависти и вражде. Впервые термин «исламофобия» появился в эссе востоковеда Этьена Дине «Восток глазами Запада», которое вышло в свет в 1922 г. Под ним понималось негативное отношение к мусульманской религии и культуре, исторически сложившееся в христианском мире со времен Крестовых походов и войн с сарацинами. Производство Западом собственной идентичности на основе понимания «свой – чужой» и представления о феномене западной цивилизации, сконструированной на этой основе, отнюдь не новое явление. Основой вражды с исламом, который был определен как «чужой», стали события средневековья, когда европейские правители организовали крестовые походы. Идея об исламе создавалась через рассказы, романы, эссе, опирающиеся зачастую на случайные сведения, большинство из которых составляли мысли о Востоке на Западе некоторых путешественников, дипломатов, военных. В этих источниках передавались лишь их тревоги, и в основном они были направлены на осознание и преобразование всего материально-культурного достояния Востока, что было нацелено на обеспечение его открытости для западной эксплуатации. Сегодня недосказанность или конъюнктурная интерпретация событий прошлого наносят вред всему человечеству.

За последние несколько лет исламофобия приобрела грандиозные масштабы, превратившись из идеологии маргинальных группировок чуть ли не в одно из самых распространенных в обществе настроений. Однако вдокладе, содержащем в себе результаты исследования, проведенного американской организацией Triangle Centre on Terrorism and Homeland Security, которая специализируется на изучении проблем терроризма и внутренней безопасности, выяснилось, что исламофобские настроения, вот уже долгое время раздуваемые в США, не имеют под собой реальной почвы. Но ксенофобия в Старом Свете всегда была традиционным явлением. Появилась она вместе с христианством, изрядно раздувалась Католической Церковью, потом целым рядом европейских (в первую очередь, немецких) философов и, в результате, закончилась появлением нацизма в середине прогрессивного ХХ века. Надо отметить, что ксенофобия это вполне традиционное понятие. Ксенофобия появилась вместе с христианством, изрядно раздувалась Католической Церковью, потом целым рядом европейских (в первую очередь, немецких) философов и, в результате, закончилась появлением нацизма в середине прогрессивного ХХ века. Сегодня ксенофобия остается инструментом внешней политики, и используется для оправдания политики США против ряда мусульманских стран.



Наши рекомендации