Социально-политические проблемы
Ланда Р.Г., д.и.н., профессор, гл.н.с., ЦИОПСВ ИВ РАН
Социально-политические последствия первой палестинской войны
Арабо-израильская война 1948-1949 гг. была первым международным вооруженным конфликтом на Ближнем Востоке, который превратил весь регион в зону повышенной опасности и потенциальный очаг новой мировой войны. Помимо арабских стран и Израиля, эта война затронула также интересы Великобритании, стремившейся удержать свои позиции в арабском мире; США, рассчитывавших потеснить традиционно доминировавших в регионе Англию и Францию, а заодно превратить Израиль в свой плацдарм на Ближнем Востоке; СССР, пытавшегося предотвратить новое закабаление и милитаризацию арабских стран с последующим включением их в антисоветские блоки. В эти крупномасштабные противоречия мирового уровня вплетались менее значительные, локальные, связанные с претензиями различных политических и религиозных группировок, правящих династий и отдельных правителей.
Под явным давлением США и Англии Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о разделе Палестины, которая отводила 600 тыс. будущих израильтян 56% всей территории страны, а 1350 тыс. арабов - 44%. Этот несправедливый план был отвергнут арабами, но также и их оппонентами, которые, ссылаясь на Библию, претендовали на всю Палестину. Поэтому сразу же после одобрения в ООН плана раздела Палестины в ноябре 1947 г. в ней фактически началась война, формально арабы объявили ее после официального провозглашения государства Израиль 14 мая 1948 г. Война закончилась в 1949 г., когда были подписаны соглашения о перемирии. Победы добился более сильный в военном отношении (и более солидно поддерживаемый извне) Израиль. Итоги войны для арабов были плачевны: 67% территории Палестины (по другим данным, еще больше) были заняты Израилем, 160 арабских деревень и арабские кварталы ряда городов - стерты с лица земли. Лишь 120 тыс. арабов остались в Израиле, 450 тыс. - на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, а 780 тыс. арабов стали беженцами, размещенными в палаточных лагерях ООН в Сирии, Ливане, Египте и особенно в Иордании, присоединившей к себе Западный берег. В дальнейшем количество беженцев только росло, но часть их, пройдя обучение в школах и профтехцентрах ООН, постепенно включалась в жизнь приютивших их стран, что способствовало радикализации антиизраильских настроений в этих странах.
Результатом этого явились постоянное состояние социополитической напряженности на Ближнем Востоке, пять арабо-израильских войн, неоднократное вмешательство США, Англии, Франции, Италии в дела арабов, постепенное нарастание и усиление исламизма от Сенегала до Индонезии, выразившееся в возникновении таких организаций радикального ислама, как "Аль-Каида", "Джабхат ан-Нусра", "Исламское государство Ирака и Леванта", а также - Хамас, "Хизб Аллах", "Хизб от-тахрир аль-исламий" (Партии исламского освобождения, действующей от Иордании до Синьцзяна и Поволжья). И на этом фоне один за другим уменьшались и исчезали вообще шансы на т.н. ближневосточное урегулирование. Судя по всему, это урегулирование, если и станет реальностью, то лишь вследствие широкого компромисса с участием всех великих держав. Но пока что перспективы подобного компромисса не просматриваются.
Смирнова Г. И. к.э.н., ст.н.с. ЦАИИ ИВ РАН
Возможные сценарии развития ситуации в Ливии после
Свержения М. Каддафи
Спустя три года после падения режима М. Каддафи в результате выступлений оппозиционных сил и бомбардировок НАТО в Ливии начался очередной виток гражданской войны. На этот раз противостояние происходит между вооруженными формированиями радикальных исламистов и подразделениями ливийской армии, подконтрольными генералу ливийской армии Халифу Хафтаре. Боевые действия против радикальных исламистских группировок, связанных с «Аль-Каидой», «Ансар-аш-шариа» (Сторонники шариата), и организацией «Братья-мусульмане», действующей на ливийской территории, начались еще в мае 2014 г. А с середины июля исламисты начали проведение военной кампании, получившей название «Рассвет Ливии» (кстати, военная операция коалиционных сил НАТО против режима М. Каддафи, называлась «Одиссея. Рассвет».
В свою очередь, армейские подразделения, подконтрольные Х. Хафтаре, а также поддерживающие его представители силовых структур, полуформальных вооруженных формирований, некоторых племен, 15 октября 2014 г. объявили о проведении операции против исламистов, под названием «Достоинство». Из-за обострения ситуации, закрытия аэропорта в Триполи и причиненных разрушений ООН была вынуждена эвакуировать значительную часть (более 60%) своего персонала в связи с невозможностью обеспечения безопасности своих сотрудников. Ожесточенные бои произошли в г. Бенгази. Подразделения Х. Хафтара поддерживала ливийская армия, при этом использовались бронетехника и ВВС. В результате им удалось освободить Бенгази от отрядов исламистов.
Все эти события происходят на фоне стремительно ухудшающейся политической и экономической обстановки в стране. Ни Переходный Национальный Совет (ПНС), ни избранный 7 июня 2012 г. Всеобщий национальный конгресс - ВНК (временный парламент), не смогли взять ситуацию под контроль. В Ливии до сих пор не сформированы новые государственные институты, не принят проект конституции. В стране усиливались противоречия между регионами, между исламистами и сторонниками светского, либерального пути развития, между противниками и сторонниками свергнутого режима. Усиливаются также сепаратистские настроения. Некоторые регионы объявляют о создании независимого от центральной власти альтернативного правительства (например, в провинции Киренаика), а также о создании автономной федеральной провинции (Феззан). К этому добавились племенные разногласия, при этом племена имеют свои вооруженные отряды, которые берут под контроль экономические объекты, прежде всего нефтепромыслы, претендуя на долю доходов от нефти. В стране насчитывается большое количество вооруженных формирований, лишь часть из которых согласилась перейти под контроль официальных властей. Если в вооруженных выступлениях против М. Каддафи принимали участие около 30 тыс. ополченцев, то в настоящее время их насчитывается около 250 тыс. (при общей численности населения всего 5,5 млн. человек, т.к. около 1,5 млн. ливийских граждан эмигрировали за границу). В основе всех этих разногласий лежит прежде всего борьба за нефтяные ресурсы и перераспределение финансовых потоков от их продажи.
В июне 2014 г. в Ливии состоялись парламентские выборы, по результатам которых была сформирована Палата представителей (парламент), распустившая ВНК, в котором были сильны позиции исламистов. Еще в декабре 2013 г. ВНК принял решение сделать шариат основой законодательства страны. Было объявлено, что юридические правила, прописанные в Коране, и хадисы, лягут в основу всех государственных институтов и учреждений. Новое законодательство в первую очередь затронет финансы, уголовное право. По заявлению министра экономики Мустафы Абу Фанаса, Ливия преобразует свою экономическую и банковскую систему в соответствии с исламским законодательством, запрещающим взимание ссудного процента. Депутат ВНК Салах Махмуд заявил на конференции, что Ливия присоединится к международному процессу введения исламских принципов в деятельность банковской системы, который усиливается в связи с банковским кризисом в США и Европе. В марте 2014 г. ВНК добился отставки премьер-министра Али Зейдана, который пытался выстроить эффективную систему управления страной, привлечь иностранные инвестиции, развивать отрасли экономики, не связанные с нефтью. После этого государство оказалось в «тупике кризиса власти». Исламисты и сотрудничающие с ними представители политических партий, проигравшие на парламентских выборах, не смирились, и продолжили работу ВНК, назначив премьер-министром Омара аль-Хасси. Палата представителей утвердила на этом посту Абдаллу-ат-Тани. Таким образом, в стране фактически сложилось двоевластие в лице избранного в результате выборов парламента и происламского ВНК.
Между тем, финансово-экономическое положение в Ливии также резко ухудшилось после свержения М. Каддафи. В результате политического кризиса, явившегося результатом вооруженных выступлений оппозиционных сил и гражданской войны, добыча нефти в стране резко сократилась – с 1,66 млн. баррелей в день до 480 тыс. б/д в 2011 г. (в 2010 г. экспортировалось 1,5 млн. барр. в день) В результате темпы роста ВВП в 2011 г. составили -52,5% (т.е. ВВП Ливии сократился почти наполовину), а, по другим данным, - 62%[20] .Такого спада в экономике не наблюдалось даже в период резкого снижения цен на нефть в начале 1990-х гг., когда темпы роста ВВП были в основном отрицательными (-4,6% в 1993 г.), а также в условиях торгового эмбарго США и ЕС и экономических санкций, введенных ООН. Но после отмены торгового эмбарго и санкций объем ВВП начал быстро расти. В 2003 г. реальный рост ВВП, по сравнению с предыдущим годам, по оценке МВФ, составил 5,6%, в 2010 г он равнялся 10,6%. Дефицит государственного бюджета достиг в 2011 г. 17% ВВП по сравнению с профицитом в 8,7% в 2010 г. В 2012 г., после некоторого улучшения внутриполитической обстановки и возвращения крупных иностранных компаний, ведущих разработки нефтяных месторождений Ливии, - ЭНИ, Total, Repsol, и др., добыча нефти несколько увеличилась, по разным оценкам, до 1,3-1,4 млн. б/д, но не достигла довоенного уровня в 1,6 млн. б/д.[21]. Однако затем, из-за захвата вооруженными формированиями, а также местными племенами нефтяных объектов, серии забастовок на нефтепромыслах, блокирования отрядами ополченцев морских терминалов ситуация в стране резко ухудшилась. Добыча нефти упала до 200 тыс. б/д., а по некоторым данным даже до 100 тыс. б/д, что не обеспечивало даже внутренние потребности страны. Боевики захватили крупнейшее нефтяное месторождение Аш-Шарара, где добывалось 200 тыс. б/д. Главные нефтяные порты в восточной части Ливии не функционировали из-за того, что их захватили вооруженные отряды, пытавшиеся самостоятельно сбывать нефть. В результате, согласно заявлению министра экономики Ливии, потери ливийской экономики в 2013 г. превысили 10 млрд. долл. ВВП сократился на 12,3% против прогнозируемого МВФ роста в 20,2% в 2013 г. и 10,1% в 2014 г.[22].Эти цифры основывались на прогнозе достижения политической стабильности и увеличении уровня добычи нефти в 2014 г. до 950 тыс. б/д. Согласно последним имеющимся данным на январь 2014 г., ВВП Ливии сократился на 12,6% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Сокращение добычи нефти сказалось, в первую очередь, на состоянии финансовой сферы. В государственном бюджете, принятом в марте 2013 г., расходы предполагались в размере 66,9 млрд. лив. дин. (1 лив. дин.= 1 долл. США на ноябрь 2014 г.), по сравнению с 68,5 млрд. дин. в 2012 г. При этом почти треть этой суммы (20,8 млрд. лив. дин.), предназначалась на выплату заработной платы рабочим и служащим государственного сектора, где при прежнем режиме было занято до 65% рабочей силы. По данным Мирового Банка, дефицит государственного бюджета Ливии в 2014 г. должен был составить 23,6% ВВП против 3,6% в 2013 г. Из-за ухудшающегося финансового положения в стране, зависящего, в основном от экспорта углеводородов, правительство намерено отменить к 2016 г. субсидии на топливо, которые составили 10,6 млрд. лив. дин. в 2013 г. В условиях отсутствия средств для финансирования текущих расходов, а также инвестиций в экономику, власти были вынуждены тратить золотовалютные резервы, которые на конец 2012 г. оценивались в 120 млрд. долл.
В соответствии со сложившимся напряженным финансово-экономическим положением, многие эксперты давали самые различные прогнозы будущего развития Ливии после свержения режима М. Каддафи. Так, например, по прогнозам Мохсина Хана (Mohsin Khan) и Светланы Милберт из Рафик Харири Ближний Восток (Rafic Hariri for the Middle East), существовали два сценария на 2014 г. Первый, оптимистичный сценарий, предполагал возвращение добычи нефти до уровня 2012 г. (т.е., 1,4 млн. б/д), а также рост доходов от ее экспорта и увеличение золотовалютных резервов до обычного уровня. Такого же мнения придерживались эксперты из Мирового Банка, предсказав рост ВВП в 2014 г. на 25%. Эксперты из Economic Intelligence Unit были более осторожны в своих оценках. Оптимистичный сценарий основывался на том, что политическая обстановка в стране улучшится и наступит некоторая стабильность. Пессимистический сценарий предполагал отсутствие договоренностей между различными политическими силами и вооруженными группировками, дальнейшее ухудшение внутриполитической обстановки, снижение добычи нефти и соответственно падение темпов роста ВВП и при отсутствии финансирования экономического развития возможный коллапс экономики уже в 2014 г. В условиях продолжающейся фрагментации ливийского общества, когда оно фактически является конфедерацией отдельных территорий и городов, часто враждующих между собой, а в некоторых регионах не действует ни одна из центральных властей, преждевременно строить оптимистические прогнозы. К тому же в Ливии опять идет гражданская война, и исход ее пока не известен. Однако, в связи с происходящими в последнее время событиями, вполне возможен, на наш взгляд, другой вариант развития. Учитывая огромные запасы высококачественной нефти и природного газа, о чем говорилось в статистическом обзоре компании Бритиш Петролеум (BP Statistical Review of World Energy), (Ливия занимает первое место по запасами нефти и четвертое место по запасам природного газа в Африке), «следует ожидать, что страна вновь добьется процветания благодаря производству и экспорту углеводородов»[23]. Можно предположить, что Запад поддержит выступление армейских подразделений, возглавляемых генералом Хафтарой, бывшим в свое время одним из лидеров движения за свержение М. Каддафи. Тем более, что просьбу об этом высказал представитель ливийского правительства Ахмед Ламин, который заявил: «Ливия рассматривает возможность обращения к международному сообществу для размещения на ее территории международных сил с целью восстановления безопасности и спокойствия». Можно согласиться с мнением российского политолога Геворга Мирзояна, который считает, что западные страны могут попытаться решить ливийскую проблему руками самих ливийцев - открыто поддержать того же генерала Хафтара, помочь ему разбить исламистов и установить в Ливии диктаторский или в лучшем случае авторитарный режим»[24]. Таким образом, можно предположить, что в Ливии возможен сценарий развития событий, которые происходили, например, в Алжире в начале 2000-х годов, когда армии удалось в основном подавить вооруженные выступления радикальных исламистов, заключив перемирие с одной из самых радикальных организаций «Исламская армия спасения»[25], или в Египте, где после временной победы исламистов в результате «арабской весны» к власти пришел генерал Абдель Фаттах ас-Сисси. Однако, учитывая сложную внутриполитическую ситуацию, разрушение системы государственности в стране, отсутствие сильной центральной власти, кланово-племенной характер ливийского общества, наличие большого числа вооруженных группировок и т.д., процесс наведения порядка в стране и восстановления экономики будет трудным и достаточно долгим. Без достижения политической стабильности Ливия в ближайшее время не сможет привлекать иностранные инвестиции и добиться возобновления деятельности нефтегазовой отрасли, от которой зависит развитие ее экономики и благосостояние населения.