Экономическая сущность, признаки, функции финансов, их роль финансов в общественном воспроизводстве.
Дисциплина «Финансы»
Финансовая система общества, ее структура и механизм функционирования.
Финансовая система - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.
Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет структуру:
1. Централизованные финансы:
а). Государственный бюджет. Основным источником формирования бюджета служат налоги с физических и юридических лиц. Остальная доходная часть бюджета пополняется за счет неналоговых источников. Состоит из трех самостоятельных звеньев: - федерального бюджета РФ; - бюджетов национально- государственных и административно- территориальных образований; - бюджетов муниципальных образований.
б) Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов.
в). Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации социальных функций государства. Являются федеральной собственностью (Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд).
г). Фонды личного и имущественного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.
е). Фондовый рынок- вид финансовых отношений, возникающий в результате купли- продажи специфических финансовых активов (ценных бумаг)
2. Децентрализованные финансы:
а). Финансы коммерческих предприятий и организаций обслуживают материальное производство, создание ВВП, его распределение внутри предприятий и перераспределение части этого продукта в бюджет и внебюджетные фонды
б). Финансы посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов)
в). Финансы некоммерческих организаций
3.. Финансы домашних хозяйств- экономические отношения, возникающие при реальном обороте денег в секторе домашних хозяйств. Финансы домохозяйств являются материальной основой их жизни. Они предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества.
Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит, а систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет.
Дисциплина «Государственные и муниципальные финансы»
1. Экономическое содержание, правовая форма государственного бюджета, его функции и роль в социально-экономическом развитии общества.
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т.д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм- доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.
В законодательстве содержится юридическая характеристика бюджета и с позиций права собственности. Согласно Гражданскому кодексу РФ (п. 4 ст. 214) средства государственного бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно государственную казну РФ или субъекта РФ. Таким образом, средства государственного бюджета — часть государственной казны.
Бюджет реализуется в документе, финансовом плане (можно сказать, бюджетном плане), что, по сути, является раскладкой росписью, распределением денежных доходов и расходов государства на определенный период времени. Данный финансовые план формирования и расходования денежных средств государства ежегодно разрабатывается и утверждается законом. При этом он носит комплексный характер, поскольку включав практически все виды доходов и расходов государства, за исключением денежных средств, входящих во внебюджетные фонды.
Функции государственного бюджета:
§ Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
§ Легально контролирует действия правительства
§ Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
§ Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства.
Роль бюджета выражается в том, что он создает финансовую базу функционирования государства и муниципальных образований, выполнения ими своих задач. В то же время и государственный аппарат, и органы местного самоуправления содержатся за счет средств соответствующего бюджета. Сюда относятся органы представительной и исполнительной власти, правоохранительные органы.
Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны. С помощью бюджета реализуются государственные (разных уровней) и местные программы по развитию и нормальному функционированию отраслей народного хозяйства, по проведению конверсии военно-промышленного комплекса, охране окружающей природной среды, по укреплению научно-технического потенциала и развитию культуры страны, поддержанию материального уровня жизни населения и отдельных его групп, выравниванию социально-экономического уровня субъектов Федерации и муниципальных образований, по борьбе с преступностью и т.д.
Роль бюджета в федеративном государстве имеет и особые, в связи с таким государственным устройством, стороны: он способствует реализации региональной и национальной политики в Российской Федерации.
Дисциплина «Финансовый менеджмент»
Финансовый леверидж и его взаимосвязь с финансовым риском фирмы. Операционный (производственный) леверидж и его взаимосвязь с деловым риском фирмы. Совокупный леверидж и его взаимосвязь с совокупным риском фирмы.
1. Финансовый риск находит отражение в соотношении собственных и заемных средств как источников, долгосрочного финансирования, целесообразности и эффективности использования последних. Использование заемных средств связано для коммерческой организации с определенными, порой значительными издержками. Каково должно быть оптимальное сочетание между собственными и привлеченными долгосрочными финансовыми ресурсами и как это повлияет на прибыль? Именно эта взаимосвязь характеризуется категорией финансового левериджа. Количественно эта характеристика измеряется соотношением между заемным и собственным капиталом; уровень финансового левериджа прямо пропорционально влияет на степень финансового риска компании и требуемую акционерами норму прибыли. Чем выше сумма процентов к выплате, являющихся, постоянными обязательными расходами, тем меньше чистая прибыль. Таким образом, чем выше уровень финансового левериджа, тем выше финансовый риск компании.
Компания, имеющая значительную долю заемного капитала, называется компанией с высоким уровнем финансового левериджа, или финансово зависимой компанией; компания, финансирующая свою деятельность только за счет собственных средств, называется финансово независимой.
2.Действие операционного левериджа проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение валовой прибыли. Чем больше доля постоянных затрат в общих издержках, тем сильнее становится эффект левериджа. Выделяют три основных составляющие определяющие операционный леверидж, на которые способен повлиять менеджер: постоянные затраты, переменные затраты, цена. Эти компоненты вместе и каждая в отдельности связаны с объемом продаж. Операционная зависимость (уровень операционного левериджа) определяет деловой риск компании. Чем выше операционная зависимость, тем при прочих равных условиях выше операционный риск, измеряемый неопределенностью валовой прибыли. Фирмы с большей долей постоянных затрат в общих затратах имеют значительно большую вероятность крупных убытков.
3. Совокупный риск - риск, связанный с возможным недостатком средств, необходимых для покрытия текущих расходов и расходов по обслуживанию внешних источников финансирования. Уровень совокупного риска отражает одновременное влияние делового и финансового риска. Оптимизация рисков может быть достигнута с помощью увеличения деловой активности предприятия, то есть увеличения скорости оборота всех активов предприятия.
Дисциплина «Финансы»
Экономическая сущность, признаки, функции финансов, их роль финансов в общественном воспроизводстве.
Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Главное их назначение в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы — неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер. Финансы — распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение или перераспределение национального дохода. Социально-экономическая сущность финансовых отношений заключается в исследовании — за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.
Сущность финансов проявляется в их функциях.
Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную, осуществляемые ими одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением. Помимо распределительной и контрольной функций, финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налога, государственный кредит) в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.
Признаки финансов:
1. финансы носят денежный характер, однако бывают ситуации, когда в финансовой системе вращаются и натуральные товары;
2. финансовые отношения носят распределительный характер;
3. финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые принимают форму финансовых ресурсов;
4. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями.
Роль финансов в общественном воспроизводстве.
Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост валового внутреннего продукта (ВВП) и его главной части – национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.
Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства, социальных мероприятий и налоговую политику.
В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы финансовых отношений в народном хозяйстве. Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.
За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов.
На микроуровне финансы участвуют в процессах как распределения, так и перераспределения. Так государство в той или иной степени регламентирует процесс деятельность предприятий, устанавливая:
- состав затрат, относимых на себестоимость продукции;
- методы применения амортизационных отчислений;
- объекты и ставки налогообложения;
- сроки и порядок списания с баланса обязательств предприятия;
- состав внереализационных расходов, принимаемых в расчет налогооблагаемой прибыли.
Особенно велика роль финансов в расширенном воспроизводстве предприятий различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП, и происходит его распределение внутри предприятий и отраслей.
Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой помимо оплаты труда входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Расширение сферы социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической революции. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.