Повышение уровня и качества жизни граждан Российской Федерации за счет использования инструментов финансового рынка.

Высокий уровень конкурентоспособности и эффективная работа финансового рынка способствуют экономическому росту страны и повышению качества жизни граждан. Развитый финансовый рынок содействует стабильной работе каналов трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики и, как следствие, повышению эффективности мер Банка России по достижению целевых показателей инфляции.

Правительством Российской Федерации утверждены Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года, Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. Банком России принята Стратегия развития национальной платежной системы.

Стороны, заинтересованные в развитии российского финансового рынка: • население Российской Федерации, которому должен быть доступен широкий ассортимент понятных финансовых продуктов и услуг как инструмент повышения уровня и качества жизни; • реальный сектор российской экономики, росту которого будет способствовать развитый финансовый рынок, удовлетворяющий потребности в капитале и позволяющий эффективно перераспределять финансовые ресурсы и управлять рисками; • финансовая индустрия как полноценная отрасль российской экономики, способная расти выше среднеотраслевых показателей, формируя привлекательную отдачу на капитал и способствуя диверсификации экономики России.

Направления развития финансового рынка: • обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг, финансовой доступности и повышение финансовой грамотности населения Российской Федерации; • дестимулирование недобросовестного поведения на финансовом рынке; • развитие рынка облигаций и синдицированного кредитования; • совершенствование регулирования финансового рынка; • подготовка квалифицированных кадров для финансовых институтов; • совершенствование механизмов электронного взаимодействия на финансовом рынке; • совершенствование инструментария по обеспечению стабильности финансового рынка.

На российском финансовом рынке в среднесрочной перспективе необходимо осуществить ряд мероприятий, направленных на поддержку развития пенсионного сегмента и страхования жизни как источников долгосрочного финансового ресурса при одновременном совершенствовании управления процентными, валютными рисками и риском ликвидности.

Особенности сложившейся в России структуры финансовой системы связаны с действием ряда факторов, в том числе с достаточно низкой активностью населения на финансовом рынке, сдвигом предпочтений населения в сторону обслуживания в кредитных организациях, которые предоставляют не только банковское обслуживание, но и услуги на фондовом рынке, а также с невысоким уровнем доверия к небанковским финансовым посредникам из-за высокого уровня злоупотреблений в отрасли при недостаточной интенсивности надзорной деятельности и отсутствии механизмов воздействия на недобросовестных участников.

Сдерживающее влияние на развитие финансового рынка оказывают низкий уровень накопленных сбережений граждан. Среди развивающихся стран Россия находится в средней группе по уровню располагаемого дохода на душу населения. удельный вес сбережений в общей структуре использования денежных доходов населения остается достаточно низким: в среднем за последние три года значение данного показателя составило лишь 9,5%

Помимо достаточно низкой нормы сбережений необходимо отметить доминирование в структуре накоплений домохозяйств банковских депозитных продуктов.

В качестве одной из мер по повышению во- влеченности населения в финансовый рынок можно выделить введение с января 2015 года нового финансового инструмента для населе- ния – индивидуального инвестиционного счета (смотри http://инвестсчет.рф). Данный инструмент призван снизить налоговую нагрузку на операции физических лиц на финансовом рынке.

В условиях большой протяженности нашей страны и значительного разрыва в плотности населения актуальной проблемой является не- достаточная степень географического охвата территории Российской Федерации поставщиками финансовых услуг. Таким образом, для повышения уровня доступности финансовых услуг прежде всего должна быть создана инфраструктура их предоставления посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», мобильных технологий и иных устройств во всех населенных пунктах Российской Федерации.

При этом приоритетным направлением деятельности Банка России будет стимулирование безналичного обращения национальной валюты. Одновременно важно обеспечить бесперебойное и безопасное предоставление финансовых услуг, повышение уровня доверия граждан к финансовым институтам и представляемым ими услугам, повышение ценовой доступности финансовых услуг для потребителей.

Повышению доступности финансовых услуг инвестиционного характера будет способствовать создание правовых основ для деятельности финансовых консультантов, прежде всего систем автоматизированного консультирова ния, и индустрии мелких управляющих. Их дея- тельность обеспечит доступ широкого круга населения к более сложным продуктам финансового рынка (по сравнению с традиционными банковскими и страховыми продуктами).

В отношении жилищных накопительных кооперативов Банк России в среднесрочном пери- оде планирует рассмотреть пути совершенствования правового регулирования с целью повы- шения эффективности их деятельности и рас- ширения числа потенциальных пайщиков.

В целях повышения прозрачности рынка ломбардов, направленной на защиту прав потребителей финансовых услуг, Банк России планирует установить для ломбардов процеду- ру специального допуска, при которой право- способность ломбарда возникает не с момента регистрации в качестве юридического лица, а только с момента внесения сведений о нем в государственный реестр ломбардов.

Наши рекомендации