Экономическая наука как социальный институт: специфические черты российской науки
Экономическая наука как социальный институт представляет собой совокупность институциализированных способов деятельности, образцов социальных действий, образующих различные типы экономического поведения людей и организаций для удовлетворения своих потребностей.
Наука как социальный институт имеет собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы. Развитие институциональных форм научной деятельности предполагает выяснение предпосылок процесса институционализапии, раскрытие его содержания, анализ результатов институционализации. Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты:
• совокупность знаний и их носителей;
• наличие специфических познавательных целей и задач;
• выполнение определенных функций;
• наличие специфических средств познания и учреждений;
• выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;
• существование определенных санкций.
Наука – коллективное знание у которого много разных сторон (словестная часть, умозрительная часть, социальная часть, творческая).
Запад использует либеральную модель. Действия индивида можно описать в виде триады: он а) придумывает идею (идеальный объект), затем б) самостоятельно реализует ее, превращая в продукт (и используя ресурсы, принадлежащие его собственной территорией (private domain). После этого индивид в) социализует свою идею, получая одобрение других (что происходит путем продажи и покупки). Эта последовательность действий, которую можно назвать базовой триадой, может иметь другой вид вне системы «либерального порядка». В отличие от этого, в коллективистской модели («РФ») вторым шагом в триаде является социализация идеи: индивид должен убедить коллектив (или органы власти) в необходимости реализации своей идеи. Сама же реализация осуществляется на третьем этапе – как общее дело всего коллектива.
Модель либерального общественного порядка: структура модели, механизм накопления знания, механизм устойчивости
Модель впервые описана в докладе «Принципы либерального общественного порядка», нобелевским лоуреатом, последователем Австрийской школы, Фридрихом фон Хайеком в 1966 году.
Хайек говорил о той системе, которая фактически сложилась в Англии в 17м и 18м веке, в результате борьбы за ограничение королевской власти и в связи с некоторыми особенностями общественного устройства в Англии.
Об этой системе так или иначе писали Джон Локк, Дэвид Юм и Адам Смит.
Структура модели
Во-первых, каждый человек здесь как бы заключен в «кокон», который Хайек называет его собственной территорией (private domain). Этот «кокон» включает жизнь и здоровье индивидов, их собственность, репутацию, а также их сферы их полномочий. По-другому можно сказать, что человек имеет как бы собственный «огород», обнесенный забором. Внутри него человек может делать всё, что хочет – но только внутри.
Второй принцип либерального порядка состоит в том, что залезать в чужой «огород» нельзя. Рамки собственной территории (private domain) формулируются в терминах прав индивидов. При этомнабор прав, которыми обладает тот или иной индивид в каждый данный момент складывается исключительно в результате добровольного обмена с другими индивидами (либо путем односторонних сделок, как дарение или завещание). Все законы формулируются только в терминах запрета на вмешательство в чужие дела. Функция принуждения со стороны государства сведена только к обеспечению правил справедливого поведения, которые представляют собой исключительно запреты на нарушение частных прав. Общие рамки для таких добровольных обменов задаются законами, имеющими исключительно безадресный характер, то есть одинаково относящимися к любому индивиду.
Третий принцип состоит в том, что взаимодействие между людьми может быть только добровольным и основанным на взаимности и обоюдной заинтересованности. Именно наличие у каждого такого «огорода», где человек – полный хозяин, и дает ему возможность вводить инновации, никого не спрашивая. Свобода обеспечивает возможность творчества, при этом либеральный порядок исключает постановку каких-то всеобщих целей. Именно такое устройство жизни позволяет создавать сложную организацию общества притом, что общее регулирование отсутствует
Механизм накопления знания
Либеральный порядок - это такая система роста знания, причем, рост знания происходит в специфической форме, в виде овеществленного знания. Индивиды могут свободно распоряжаться своими ресурсами и, в том числе, реализовывать инновации. «Либеральный порядок» позволяет мысленные, идеальные объекты превращать – перекодировать – в объективно существующие, «реальные». Такая техника аналогична изобретению письменности, и имеет не менее фундаментальные последствия, она позволяет отчуждать, сохранять и накапливать знание.
В модели «либерального общественного порядка» законы не «принимаются», а «открываются», как некоторые объективно существующие закономерности, которые просто до поры – до времени были неизвестны. Это делают судьи и юристы (не законодатели!).
В целом правило таково: язык и понятия, используемые для определения компетенций, вырабатываются внутри особого профессионального сообщества и по правилам, принятым в этом сообществе, путем открытого, понятного и воспроизводимого обсуждения. Это обсуждение не может быть обращено к «непосвященным» (не членам сообщества). Примерами являются сообщества юристов, ученых, врачей и некоторые другие.