Опреление конкурентоспособности предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве.
На рынке товаров коммерческое предприятие, как правило, встречается с соперничеством других участников рынка, выпускающих и продающих аналогичные товары. Многие предприятия стремятся занять лидирующее положение на рынке, продать как можно больше товаров, захватить максимально возможную долю рынка. Соперничество на рынке проявляется в форме роста продажи товаров в больших, чем у конкурента количествах, продажи товаров лучшего качества, чем у конкурента. Оно может быть результатом установления более низких, чем у конкурента, цен, может быть следствием интенсивной рекламной кампании, лучшей организации торгового процесса, активного поиска продавцов и покупателей и т.п.
Конкуренция (от лат. concurrere - сталкиваться) представляет собой механизм соперничества на рынке товаров, борьбы рыночных структур за право найти своего покупателя и за возможность продать свой товар на наиболее выгодных условиях и, следовательно, получить желаемую прибыль.
Конкуренция должна быть упорядоченной, введенной в определенные рамки, исключающей недобросовестные приемы конкурентной борьбы. Это требование закона.
Конкурентная борьба - составная часть рыночной деятельности. Присутствие конкурента на рынке создает элемент состязательности: продавцы борются за право лучше удовлетворить потребности покупателя, сделать его своим постоянным приверженцем. Конкуренция оживляет рынок, благотворно действует на цены, вызывает к жизни новые формы сервиса, заставляет производителей проводить активную инновационную политику. В известном смысле конкуренция - двигатель прогресса.
Рыночная ситуация во многом определяется состоянием и результатами конкурентной борьбы. Интенсивность конкуренции и формы соперничества зависят от типа рынка, от степени его насыщенности, от числа и мощности конкурирующих фирм, от технологических, финансовых и торгово-организационных возможностей, как самой фирмы, так и ее конкурентов.
Каждый критерий конкурентоспособности характеризуется определенными показателями.
Эффективность производственной деятельности характеризуется:
рентабельностью продукции;
фондоотдачей;
фондоемкостью;
производительностью труда;
коэффициентом отношения средней заработной платы к прожиточному минимуму;
издержками производства на единицу продукции.
При оценке финансового состояния предприятия проводят:
анализ финансовой устойчивости предприятии,
анализ ликвидности баланса,
анализ платежеспособности,
определяют тип финансовой ситуации,
оценивают деловую активность предприятия.
В рыночных условиях, когда хозяйственная деятельность предприятия и его развитие осуществляется за счет самофинансирования, а при недостаточности собственных финансовых ресурсов - за счет заемных средств, важной аналитической характеристикой является финансовая устойчивость предприятия, которая во многом связана с общей структурой капитала организации, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов.
Задачей анализа финансовой устойчивости показывает оценку степени независимости от заемных источников финансирования, т.е. необходимо определить, на сколько предприятие независимо с финансовой точки зрения, растет или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояние его активов и пассивов задачам его финансово - хозяйственной деятельности.
Показатели, которые характеризуют независимость по каждому элементу активов и по имуществу в целом дает возможность измерить достаточно ли устойчивая анализируемая организация в финансовом отношении.
Для оценки финансовой устойчивости предприятия применяют следующие показатели:
Показатели финансовой устойчивости характеризуют состояние и структуру активов, уровень привлечения заемного капитала и способности организации обслуживать этот долг. Среди показателей, характеризующих финансовую устойчивость организации, можно выделить следующие:
коэффициент автономии;
коэффициент финансовой устойчивости;
коэффициент финансирования;
коэффициент капитализации.
Одними из основных показателей характеризующих финансовое состояние предприятия, являются показатели ликвидности и платежеспособности.
Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Показатели платежеспособности рассчитываются парами, т.е. на начало и конец анализируемого периода и если фактическое значение коэффициента не соответствует нормальному ограничению, т.е. его оценивают по динамике, т.е. по увеличению или снижению значения.
Заключение
В отчете изложены теоретические и практические вопросы, касающиеся механизма формирования и использования прибыли учреждения .
Так как учреждение — многозначная экономическая категория, являю-щаяся основой экономического развития учреждения, учитывая, что от глуби-ны ее познания и рациональности использования зависит эффективность ком-мерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов хо-зяйствования в условиях рыночной экономики, отчет был посвящен выявлению экономической сущности прибыли как эконо-мической категории, а также определению основных функций и видов прибыли.
Прибыль учреждения формируется как результат следующих слагаемых: прибыль (убыток) от реализации продукции, работ, услуг; прибыль от прочей реализации и доходы по внереализационным операциям, прибыль (убыток) отчетного периода, прибыль остающаяся в распоряжении предприятия (т.е. чистая прибыль). Насколько это было возможно, очень подробно был изложен состав и порядок формирования финансового результата в организации.
Была дана организационно-экономическая характеристика предприятия, проанализирован порядок формирования прибыли, дана оценка динамики финансовых результатов деятельности предприятия.
Чтобы выявить влияние как объективных факторов, так и субъективных факторов на финансовые результаты, оценить работу предприятия по использованию возможности увеличения объема прибыли, был проведен анализ распределения и использования прибыли данного предприятия.
В учреждении следует разработать программу включения выявленных резервов в производственно-хозяйственную деятельность компании на следующий год, предварительно определив причины их возникновения и возможности учреждения по мобилизации таких резервов в производство.
Основные усилия направлены на снижение затрат, разработанные мероприятия по снижению энергоемкости, бережному и эффективному использованию материальных ресурсов, что позволяет снизить себестоимость. Ведется работа по обновлению и модернизации основных фондов, а так же большая работа по снижению просроченной дебиторской задолженности.
Учреждению также нужно пересмотреть порядок распределения прибыли, направляя большую ее часть на формирование фонда накопления.
Наличие хорошей производственной базы, достаточная оснащенность материальными и трудовыми ресурсами свидетельствуют о том, что у предприятия есть все возможности для выполнения основных финансовых показателей.
Список использованной литературы.
Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 2001
2. Пузанкевич О. Анализ финансового состояния предприятия: основные подходы//ФУА,2004, №8, с.51-57
3. Раицкий К.А. Экономика организаций (предприятий) М.:Юнити,2005
4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК Мн.: Новое знание, 2003
5. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности М.: ИНФРА, 2003
6. Сыч Д. Распределение прибыли организации: бухгалтерский аспект//ФУА, 2005, №5 с.70-71
7. Суша Г.З. Экономика предприятия. М.:Новое знание, 2003
8. Финансы предприятия. Под редакцией Колчиной Н.В. М.:Юнити,2001
9. Чернобривец А.С. Анализ использования прибыли предприятия//Экономика, Финансы, Управление,2004, №12, с.82-87,2005, №1, с.21
10. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М.:ИНФРА-М,2000
11. Экономика предприятия. Под редакцией Волкова О.И. и Девяткина О.В., М.ИНФРА-М,2004
12. Экономика предприятия Учебное пособие под редакцией А.И. Ильина М.:Новое знание,2004
13. Экономический анализ: Учебник для вузов. Под редакцией профессора Л. Т. Гиляровской, - М.: Юнити, 2001.
14. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов. Под редакцией Л. В. Прыкиной, - М.: Юнити, 2001.
15. Экономическая теория: Учебник для вузов. Под редакцией Н. В. Сумцовой, Л. Г. Орловой, - М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2000 – 665с