Потенциал развития экономики города.
Под потенциалом развития понимается совокупность факторов, обуславливающих возможные направления дальнейшего развития. Воздействие каждого фактора оценки потенциала может быть направлено как на увеличение возможностей развития, так и на их снижение. При оценке факторов потенциала и управлении ими важно усиливать положительное влияние факторов и ослаблять управленческими действиями отрицательное влияние.
Город Улан-Удэ имеет достаточно высокие потенциальные природно-ресурсные возможности. К основным факторам оценки природно-ресурсного потенциала можно отнести следующие:
Территориальное расположение. Город Улан-Удэ расположен в Восточной Сибири, в 130 км. восточнее озера Байкал. Практически город находится близко к центру России, по расстояниям от западных и восточных границ, и близок к странам азиатско-тихоокеанского региона, имея границу с Монголией.
Такое месторасположение имеет следующие отрицательные моменты:
- большие затраты на транспортировку сырья и комплектующих изделий, а также готовой продукции, увеличивают издержки и цену продукции и, как следствие, делают продукцию предприятий города менее конкурентоспособной на основных рынках европейской части России. Также значительно удорожается ввозимая в город продукция, что снижает жизненный уровень населения;
- развитие массового промышленного производства в городе из-за высоких транспортных издержек ограничивается доступными для конкуренции рынками ближайших регионов, имеющих сравнительно небольшую емкость (численность населения).
Для устранения отрицательного влияния и повышения потенциала выходом может быть создание уникальной и конкурентоспособной на дальних рынках продукции, вытеснение ввозимой продукции продукцией местной промышленности, снижение издержек.
Территориальное расположение имеет и положительные аспекты.
- расположение на границе европейско-азиатской экономических зон позволяет развивать посреднические функции в торговле и других связях. Для этого необходимо создание условий для нахождения точек соприкосновения интересов предпринимателей азиатских и европейских стран, а также европейской части России. Механизмом для реализации этих потенциальных возможностей может быть создание постоянно действующего бизнес-центра с возможностью переработки больших информационных и материальных потоков. Создание такого центра возможно на базе ярмарки либо свободной экономической зоны;
- расположение в водосборной зоне озера Байкал дает возможность интеграции в мировое сообщество и развитие с точки зрения сохранения мировой ценности - озера Байкал. Существует, и в настоящее время уже используется, возможность получения инвестиций на экологические мероприятия, в том числе касающиеся совершенствования производства и технологий. Имеется возможность объединения интересов города в развитии производства и интересов экологических организаций с точки зрения снижения его вредного влияния на окружающую среду. Реструктуризация промышленного производства должна, в числе других целей, предусматривать экологические ограничения, разумеется, без снижения жизненного уровня населения города.
Климатические условия. Город расположен в регионе с резко-континентальным климатом. Отопительный сезон длится 7 месяцев в году. Световой день в зимние месяцы составляет менее 7 часов. Большие перепады температуры. Большая вероятность сильных ветров, вплоть до ураганов. Существует большая вероятность сильных землетрясений, наводнений и других природных катаклизмов.
Отрицательное воздействие данного фактора проявляется, прежде всего, на промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, а также на других сферах экономики и жизни населения. Затраты на поддержание жизнедеятельности, а также издержки на поддержание условий производства в городе очень высоки. В настоящее время долги за отопление помещений и электроэнергию являются главной частью общей задолженности населения и бюджетных организаций, а также промышленных предприятий. Снижение влияния этого фактора возможно только через разработку и внедрение системы энергосберегающих мероприятий.
К положительным аспектам климатического фактора относится возможность развития не традиционных методов получения энергии - использование световой (лучевой) энергии, энергии ветров и другие виды энергетики. Это позволяет повысить эффективность производства из-за снижения затрат на энергетику, а также решить экологические проблемы.
Природные ресурсы. Город расположен в регионе с богатыми природными ресурсами. Разумеется, в городе отсутствует массовое производство по добычи сырьевых ресурсов. В республике и ближайших регионах имеется большинство ресурсов, необходимых для промышленности города. Само размещение промышленности ранее исходило из приближения производства к источникам сырья, поэтому здесь имеются большие потенциальные возможности для развития.
С точки зрения развития самого города и его инфраструктуры ресурсный потенциал также достаточен. В городе имеется достаточный потенциал по энергетическим ресурсам (с условием выполнения плана развития энергетического комплекса). Водные ресурсы города имеют большой запас. Земельные ресурсы ограничены зонами, попадающими под затопление, однако ландшафт города позволяет развиваться в юго-восточную и восточную сторону, и потенциальные возможности для развития вполне достаточны.
Производственный потенциал города складывается из следующих факторов.
Структура экономики города. Город имеет достаточно развитую структуру экономики. Практически в городе представлены все отрасли экономики. Преимущественное развитие получило материальное производство, где задействовано до 70% трудовых ресурсов. Положительным фактором развития материального производства является возможность создания материальной базы для роста. Отрицательным фактором является крайне низкая эффективность и производительность материального производства. С этой точки зрения город далек от развитых городов, где в материальном производстве занято не более 40% населения.
Структура и производственные мощности промышленности. В городе развито промышленное производство. До 30% трудовых ресурсов материального производства работает в промышленности. Развитие производительных сил привело к тому, что в городе имеется дисбаланс в сторону некоторых отраслей. Так, наиболее мощное развитие в городе имеют предприятия машиностроения, деревообрабатывающей, легкой и текстильной, промышленности строительных материалов, а также пищевой промышленности. В настоящее время такая структура промышленности, в условиях разрыва кооперационных связей, резкого спада государственного заказа на оборону и экономического кризиса на предприятиях, является не эффективной. Рассматривая машиностроение, как основную отрасль промышленности, можно отметить следующие моменты, требующие внимания.
Традиционно предприятия машиностроительного комплекса в городе были общефедерального, регионального и местного (республиканского и городского) значения, разделяясь по востребованности продукции. В настоящее время резко снизились возможности рынка из-за спада промышленного производства по России в целом, а также возникновения конкуренции отечественных и зарубежных производителей на рынке традиционно монопольных отраслей, таких как, например, приборостроение. В связи с этим снижается и возможности предприятий по выпуску промышленных изделий.
Большая часть продукции машиностроения предназначалась для оборонного комплекса страны. Изменение военной доктрины и экономические трудности привели к тому, что производственные мощности предприятий ВПК практически не используются. Создание на базе их конкурентоспособной продукции для широкого потребления пока наталкивается на ряд трудностей, однако, диверсификация таких производств является очень большим потенциалом для роста.
Подобные и другие специфические проблемы испытывают и остальные отрасли промышленности. При соответствующем реформировании структуры промышленности возможен значительный рост производства продукции для населения, что решает проблему насыщенности товарного рынка.
Повышение загрузки и эффективности использования производственных мощностей является важной составляющей промышленного потенциала. В настоящее время производственные мощности некоторых промышленных предприятий используются менее чем на 20%, а в целом по промышленности на 30% от возможного. Большие резервы, заложенные в использовании производственных мощностей невозможно реализовать без комплекса мер по реструктуризации и диверсификации производства.
Наличие необходимых ресурсов для развития. Экономика города имеет возможности для развития не только с точки зрения наличия сырьевых и природных ресурсов, но также и других видов ресурсов, необходимых для роста производства.
Так, город и республика имеют достаточное количество электрической и тепловой энергии, необходимой в качестве базы для роста промышленности. Развитие предприятий теплоснабжения (ТЭЦ-2) позволяет развиваться жилым массивам города, перестав быть в настоящее время сдерживающим фактором. Возможности обеспечения роста имеются и у других видов ресурсов.
Промышленная инфраструктура. Город имеет достаточно развитую инфраструктуру. Здесь расположена узловая станция Восточно-Сибирской железной дороги, два аэродрома, автомагистраль федерального значения. Транспортные предприятия обеспечивают возможность значительного роста производства.
В большинстве случаев инженерные коммуникации, связь и другая инфраструктура предприятий имеют резервы для роста объемов выпуска продукции.
В городе присутствуют предприятия и учреждения, охватывающие все этапы производства: от возможностей разработки продукции (с помощью научных и учебных учреждений и собственных конструкторских бюро предприятий) до обслуживания, эксплуатации и утилизации. Примерами разработки и внедрения новой продукции может послужить молочная, мясная и другие отрасли промышленности.
Социально-трудовой потенциал города также достаточно высок для роста экономики.
Трудовые ресурсы. В настоящее время до20% от имеющихся трудовых ресурсов не задействованы в экономике. Это является достаточно большим резервом для роста. Рынок труда в городе охватывает практически все специальности, необходимые для промышленности. Хотя использование не задействованных в настоящее время трудовых ресурсов наталкивается на необходимость их переобучения для поддержания соответствующей квалификации, затраты эти не сравнимы с привлечением трудовых ресурсов из других регионов.
Уровень образования. Уровень образования в городе достаточно высок. В настоящее время 15% населения имеют высшее образование, причем большинство из них люди молодого и среднего возраста (от 24 до 40 лет высшее образование имеют до 25%). Незаконченное высшее образование имеют 2.5% населения. Среднее специальное образование у 17.1% населения. Наличие образования и соответствующей квалификации у трудовых ресурсов является одним из главных факторов, определяющих возможности роста экономики. При этом в традиционной структуре образования в республике большую долю занимают специалисты с техническим образованием. Их наличие позволяет надеяться на рост промышленного производства. В последние годы увеличилась доля специалистов с экономическим образованием, что способствует входу экономики в рыночные отношения.
Социальная структура общества. В настоящее время социальная картина населения города отражает ситуацию, сложившуюся в России в целом и имеет те же корни. Так, в городе достаточно высока доля пенсионеров, составляющих около 15% от населения. При этом общая тенденция идет к увеличению этой доли. В последние годы в городе растет численность социально незащищенных слоев: инвалидов, малоимущих, матерей-одиночек, бездомных, безработных и других категорий. Экономический кризис может значительно увеличить эту категорию. В целом данные категории населения не являются определяющими в общей структуре населения города. Однако имеются микрорайоны и поселки где, в силу экономических обстоятельств и факторов развития социальной среды, эти категории преобладают. Расслоение общества по социальному фактору может служить ограничением для развития. Расслоение происходит также по уровню доходов, где средняя разница в заработной плате достигает до 3 раз (например, между финансовыми организациями и образованием). Без устранения неблагоприятных тенденций в социальной структуре общества невозможно говорить о долгосрочном экономическом развитии. Однако само устранение данных тенденций возможно только в условиях роста экономики города.
Факторы устойчивого роста
Основной целью социально-экономического развития является создание условий для стабилизации и подъема экономики города и обеспечения устойчивого роста уровня и качества жизни населения.
Для достижения данной цели в городе предусматриваються следующие приоритеты инвестирования:
- Прежде всего, предусматриваются инвестиции в проекты закрепляющие тенденции стабилизации экономики и создания экономической базы для роста. В последние годы заложена основа для роста - происходит реформирование промышленности и других отраслей города, поддерживается развитие конкурентоспособных и инновационных производств. Инвестиции должны быть направлены на поддержку сильных сторон, создание лидирующих предприятий, которые способны вытянуть за собой всю экономику.
- Рассматривается также возможность обеспечения условий для устойчивого роста. Инвестиции обеспечивают закрепление тенденции роста экономики и необходимые темпы подъема и вкладываются в широкий диапазон предприятий и отраслей с целью придания нужной динамики развитию.
Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи по оздоровлению экономики города:
- изменение структуры бюджета, снижение затрат на дотации в жилищно-коммунальное хозяйство и другие отрасли за счет повышения их эффективности и самоокупаемости;
- изыскание дополнительных источников финансирования, увеличение доли платных услуг в финансировании, льготное привлечение инвесторов;
- выход муниципальных предприятий на самофинансирование, заключение с ними договоров о финансовой деятельности;
- повышение эффективности использования городского имущества, введение платежей на все виды используемого имущества, участие в распределении прибыли городских предприятий;
- развитие конкуренции и демонополизация в отраслях городского хозяйства, координация и контроль над объемом и качеством оказываемых населению услуг во всех видах деятельности;
- достижение финансовой стабильности городского бюджета, заключение меж бюджетных договоров с республикой, выделение инвестиционной части бюджета в бюджет развития, консолидация бюджета развития с республиканским бюджетом.
Другой группой задач, решаемых в городе, будет обеспечение экономического развития:
- реструктуризация промышленности города с целью расширения производства конкурентоспособных товаров, поддержка инновационных товаров и технологий,поддержка местных товаропроизводителей;
- поддержка малого и среднего предпринимательства, проведение политики создания рабочих мест, насыщение местного товарного рынка и поддержка производств работающих в условиях замкнутых на рынке города и республики связей;
- выделение приоритетных отраслей экономики и предприятий в них, как лидеров, позволяющих обеспечить сбалансированный рост производства по всем отраслям;
- поддержка ресурсосберегающих и энергосберегающих производств, проведение политики ресурсосбережения в городском хозяйстве, стимулирование ресурсосбережения в других отраслях экономики;
- развитие инвестиционного климата в городе, проведение совместного с другими бюджетными уровнями финансирования приоритетных инвестиций, создание инвестиционных и финансовых институтов для реализации инвестиционной политики города;
- развитие республиканских, межрегиональных и международных связей с учетом приоритета интересов развития города;
Важным блоком является также решение задач социального развития:
- обеспечение социального минимума услуг для населения;
- гарантированная поддержка социально незащищенных слоев населения;
- проведение политики поддержки создания не государственного сектора по всем видам социальных услуг для увеличения их объема и качества;
- развитие социальной инфраструктуры и отраслей социальной сферы города для удовлетворения запросов населения
- проведение политики экологического оздоровления города, формирование внешнего облика города направленного на повышение стандартов качества жизни в нем;
- обеспечение общественной безопасности и правопорядка, развитие культурных ценностей и национальных традиций.
В основу формирования целевых индикаторов роста и составления прогноза социально-экономического развития города положены тенденции, сформировавшиеся в отраслях за последние годы, а также анализ возможных направлений развития экономики города
Рассмотрим некоторые предпосылки и факторы, влияющие на целевые индикаторы.
В основу прогноза численности заложено предположение о стабилизации и незначительном росте населения города. В основном такой рост будет происходить за счет продолжающихся миграционных процессов. При этом опережающими темпами будет расти сельское населения. Естественный прирост населения будет отрицателен практически на весь прогнозируемый период.
В прогноз показателей промышленности заложены показатели выпуска продукции планируемые предприятиями, а также предположения о росте цен и отраслевых темпах инфляции. К концу срока прогнозирования годовые темпы прироста продукции промышленности составят в пределах 10-13 %.
При этом рост отраслей промышленности и видов выпускаемой продукции - будет зависеть от приоритетов инвестиционной деятельности. Так, предполагаются опережающие темпы роста легкой и пищевой промышленности.
Рост инвестиций в прогнозе составлен исходя из приоритетности отраслей для реализации направлений развития города. Основная доля инвестиций будет идти за счет средств предприятий.
Развитие отраслей социальной сферы будет идти в основном от достигнутых показателей. Значительного роста в данной области не прогнозируется.
При разработке долгосрочного прогноза и целей во внимание принимаются как благоприятные, так и ограничивающие факторы.
В качестве благоприятных факторов можно считать:
· положительная динамика совокупного спроса, рост бюджетных возможностей, повышение денежных доходов населения, сохранение благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры;
· улучшение хозяйственного и инвестиционного климата, сокращение оттока капитала;
· улучшение финансового состояния предприятий;
· предпосылки для сокращения теневого сектора экономики;
· разработка стратегии партнерства Администрации города и предприятий;
· повышение эффективности принимаемых управленческих
Ограничивающими факторами являются:
· сокращение возможности достижения некапиталоемкого роста за счет высокого уровня морального и физического износа основного капитала;
· накопление кредиторской задолженности бюджетных учреждений и необходимость крупных финансовых вложений в инженерную инфраструктуру ЖКХ;
Картина развития города в последние годы показывает его неустойчивый характер, отсутствие возможности точного планирования и прогнозирования, учета рисков.
Рассматривая проблему оценки устойчивости развития заложенной в данной программе, можно отметить, что основными факторами риска будут следующие:
- риск инфляции - достаточно велик в настоящее время и зависит, прежде всего, от возможности федерального правительства и состояния дел на мировом рынке;
- риск неполучения инвестиций - тесно связан с предыдущим риском, а также зависит от создания благоприятного инвестиционного климата в городе;
- риск конкуренции для местных товаропроизводителей - данный риск в настоящее время снизился за счет естественного в нынешней ситуации процесса импортозамещения, однако остается значительная конкуренция с другими регионами России.
Перспективы выхода на траекторию сбалансированного развития зависят от двух факторов:
- Динамика развития общероссийского экономического роста. Прогноз развития, учитывающий возможность удержания на траектории роста и перехода к сбалансированному развитию составлен с учетом роста экономики России в целом. Макроэкономические прогнозы на 2002 и последующий года, заложенные в основу деятельности нынешнего правительства России предполагают сокращение уровня инфляции до 3% в перспективе. Если данные показатели не будут выполнены, то развернувшаяся спираль инфляционного процесса сделает невозможным большую часть данной программы.
- Внутренний потенциал города является не маловажным фактором возможности выхода на сбалансированное развитие. Сама ситуация по ряду параметров не может быть сбалансирована в ближайшее время. Так, в городе, в настоящее время насчитывается 79 тыс. пенсионеров и 165 тыс. трудоспособного населения, причем большая часть трудовых ресурсов испытывает трудности с финансированием зарплаты. Одновременно имеется тенденция к возрастанию доли нетрудоспособного населения. Этот фактор ведет к тому, что в ближайшей перспективе, по выплате пенсии город не может выйти на баланс доходов и расходов. То же самое касается таких моментов, как снижение дотационности ЖКХ и перенос бремени платежей на население, полномасштабное финансирование инвестиционных проектов в социальной сфере и др. Поэтому одной из стратегий данной программы должно стать изменение потенциала города для обеспечения возможности перехода к сбалансированному развитию.
Стратегия управления любой экономической системой или экономическая стратегия представляет собой план поддержания в устойчивом состоянии системы и эффективное достижение её целей экономическими методами и средствами. Выбор цели предполагает направление на ее достижение определенной совокупности ресурсов, которыми располагает город. Поскольку эти ресурсы всегда ограничены, необходимо определять, достижение каких целей обеспечит наибольшую продуктивность использования этих ресурсов, т. е. обеспечит конкурентное преимущество. Такие возможности могут быть представлены при использовании стратегического управления, под которым в литературе понимается деятельность, связанная с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые дают возможность ей добиться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям.