Общая характеристика ОАО «Зеленоборское»

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Общая характеристика ОАО «Зеленоборское»»............................. 2. Основные технологии и организация торгового процесса, основные виды деятельности, конкурентоспособность продукции................................ 3. Характеристика экономических служб ОАО «Зеленоборское», их задачи и функции............................................................................................. 4. Порядок заключения договоров, формы расчетов с поставщиками............ 5. Организация финансов предприятия............................................................. 6. Управление основным капиталом ОАО «Зеленоборское», порядок начисления амортизации, эффективность использования основных средств…………………………………………………………………………… 7. Управление оборотным капиталом, эффективность использования........... 8. Анализ денежных расходов.............................................................................. 9. Состав и структура денежных доходов ……………………………………. 10. Порядок формирования финансовых результатов…................................... 11.Анализ взаимоотношений ОАО «Зеленоборское» с бюджетом 12. Анализ формирования финансовых ресурсов предприятия…………….. 13. Взаимоотношения ОАО «Зеленоборское» с банковской системой…… 14. Организация финансового планирования, ОАО «Зеленоборское»…… 15. Организация аудиторского контроля ОАО «Зеленоборское».................. 16. Анализ и оценка финансового состояния предприятия……………… 17. Анализ организации управления финансовыми и денежными потоками, формы организации безналичных расчетов…………………………………… 18. Бухгалтерская отчетность ОАО «Зеленоборское»……............. Заключение................................................................................. Список использованных источников……………..………………...…............. Приложение А Отчет о прибылях и убытках..................................................... Приложение Б Баланс...........................................................................................                        

ВВЕДЕНИЕ

Рисунок 1.1 Организационная структура ОАО «Зеленоборское»

Примечание – Источник: собственная разработка

На основании представленной схемы организационной структуры можно сделать выводы о том, что в ЧТУП «БелСервисСпецТорг М» используется линейная структура аппарата управления. Плюсами данного вида структур является следующее: руководитель несет полную ответственность за результаты деятельности подчиненных ему подразделений, простота и четкость подчинения. Минусы: каждый руководитель при линейной структуре обязан быть высококвалифицированным специалистом, обладающим разносторонними знаниями, необходимыми для выполнения комплекса работ по управлению предприятием.

Директор предприятия является единоличным исполнительным органом предприятия. Директор осуществляет текущее руководство деятельностью ОАО «Зеленоборское» в соответствии с законодательством и Уставом. С Директором заключен контракт на срок не менее одного года в соответствии с законодательством, на основании контракта директор осуществляет следующие функции:

- текущее руководство деятельностью ОАО «Зеленоборское»»;

- обеспечивает выполнение решений учредителей;

- действует от имени ОАО «Зеленоборское» на основании устава, представляет его интересы в отношениях со всеми организациями, физическими лицами, государственными органами и Участниками.

Организационными вопросами торговой деятельности в ОАО «Зеленоборское» занимается заместитель генерального директора. В его компетенцию входит общее руководство торговым процессом, вопросы снабжения и сбыта, оформление все необходимой документации и согласований по сертификации, организация автоперевозок.

В подчинении заместителя директора находится: начальник отдела продаж, ведущий инженер по материально-техническому снабжению, ведущий специалист по закупкам, юристконсульт.

Курирование производства товарной продукции, обеспечение необходимого технического уровня производства, разработка и реализация планов внедрения новой техники, тех­нологий в ОАО «Зеленоборское» возлагается на главного инженера. В подчинении главного инженера находится: главный механик, начальник производства, ведущий специалист по качеству и главный энергетик.

Вопросами кадрового состава занимается ведущий специалист по кадрам.

Кадровая политика ОАО «Зеленоборское» направлена на повышение образовательного и профессионального уровня работников предприятия. Она включает в себя следующие составляющие:

- набор персонала (создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям);

- отбор (оценка кандидатов и отбор лучших из резерва);

- определение структуры заработной платы и системы социальных льгот;

- профориентация и адаптация;

- обучение кадров;

- оценка трудовой деятельности персонально каждого работника;

- разработка методов перемещения работников (повышение, понижение, перевод, увольнение) на другие должности;

- подготовка руководящих кадров и управление продвижением по службе.

Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляет главный бухгалтер. В подчинении главного бухгалтера находится: заместитель главного бухгалтера, 2 бухгалтера и экономист по финансовой работе.

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации в соответствии с ее учредительными документами.

Выполнением работы по экономическому планированию организации и ценообразованию, контролем за выполнением подразделениями организации пла­новых заданий, обеспечением знаний работниками технологии выполняемых ра­бот, правил охраны труда и пожарной безопасности, применяемых нор­мативных правовых актов и контролем правильности экономических расчетов, формирование и применение цен занимается главный экономист.

Договорной дисциплиной и взаимоотношениями с оптовыми покупателями и поставщиками занимается юристконсульт ОАО «Зеленоборское».

Все сделки по купле-продаже товаров с поставщиками и с покупателями в ОАО «Зеленоборское»» оформляются договорами, которые соответствуют действующему законодательству. В них оговорены предмет договора, сроки и порядок поставки, порядок оплаты, качество продукции, ответственность сторон, срок действия и форс-мажорные обстоятельства. К договорам составляется спецификация, в которой оговорены: вид продукции, стоимость за единицу продукции без НДС, количество продукции, общая стоимость, ставка и сумма НДС на всю партию, общая стоимость по договору.

Так же обязательной принадлежностью договоров ОАО «Зеленоборское» и его деловых партнеров являются протоколы согласования цен.

В начале года ОАО «Зеленоборское» заключает договоры купли-продажи и договоры поставок на год с наиболее крупными поставщиками и покупателями. Периодичность и ритмичность поставок в ОАО «Зеленоборское» зависит от количества заявок от покупателей, полученных в отчетном периоде.

Отгрузка товаров постоянным покупателям осуществляется по утвержденному на месяц графику отгрузки товаров, расчеты за отгруженные товары в данном случае производятся плановыми платежами с окончательным расчетом в конце месяца. Разовые отгрузки товаров в ОАО «Зеленоборское» осуществляются по предварительной оплаты или отсрочке платежа.

ОАО «Зеленоборское» принимает участие в ярмарках и выставках, посвященных торговле товарами для сада и огорода: директор и его заместитель регулярно посещают такие мероприятия.

Рекламная деятельность предприятия ограничивается рекламой в периодических изданиях, справочниках, рекламных изданиях, а так же в интернете. На помещении склада размещена наружная реклама ОАО «Зеленоборское».

Основная цель рекламы ОАО «Зеленоборское» – напоминающая.

Маркетинговая работа на предприятии не ведется, так как отсутствует специалист по маркетингу. Изучением рынка, в пределах своей компетенции и опыты занимаются директор, начальник отдела продаж.

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности по ОАО «Зеленоборское» за 2011-2013 гг. представлены в таблице 1.1, которая составлена на основании данных отчета о прибылях и убытках ф.2 [Приложение А].

На основании данных таблицы 1.1 можно сделать следующие выводы.

За 2012 г. выручка от продаж ОАО «Зеленоборское» составила 61581 млн. рублей, что на 14435 млн. рублей или 30,6% выше, чем за 2011 г., себестоимость реализованных товаров составила 42600 млн. рублей, что на 7803 млн. рублей или 22,4% выше, чем за 2011 г.

Положительной тенденцией является тот факт, что темпы роста выручки опережают темпы роста себестоимости.

Таблица 1.1 Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности ЧТУП «БелСервисСпецТорг М» за 2011-2013 гг. млн. руб.

Наименование показателей Ед. изм.       Отклонение, +/-2012-2011 Отклонение, +/-2013-2012 Темп роста, % 2012-2011 Темп роста, % 2013-2012
Добыча торфа тыс. тонн 31,270 13,631 14,84 -17,639 1,209 43,5 108,8
Товарная продукция в действующих ценах млн. руб. 171,9 113,4
Запасы готовой продукции к среднемесячному объему производства % 58,5 52,6 52,8 -5,5 0,2 89,9 100,3
Показатель по энергосбережению % -13,3 -5,1 -5,3 8,2 -0,2 38,3 103,9
Объем экспорта товаров тыс.долл. США 852,2 1041,8 1320,0 189,6 278,2 122,2 126,7
Чистая прибыль млн. руб. -875 61,7 154,1
Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг млн. руб. 172,2 116,7
Себестоимость реализованной продукции млн. руб. 180,3 109,0
Прибыль (убыток) от реализации продукции млн. руб. 145,6 186,9
Рентабельность реализованной продукции % 10,6 8,6 14,8 -2,0 6,2 81,1 172,1
Среднесписочная численность чел. -2,0 -6,0 98,8 96,2
Среднемесячная заработная плата тыс. руб. 1992,9 3397,2 4636,6 1404,3 1239,4 170,5 136,5

Примечание. Источник: собственная разработка

Валовая прибыль в 2012 г. составила 18981 млн. рублей, что на 6632 млн. рублей или 53,7% выше, чем в 2011 г. Расходы на реализацию составили 1979 млн. рублей, что на 892 млн. рублей или на 31,1% ниже, чем в 2011 г. Положительной тенденцией являются опережающие темпы роста валовой прибыли по сравнению с коммерческими расходами. Прибыль от реализации составила 17002 млн. рублей, что на 7524 млн. рублей или 79,4% выше, чем в 2011 г.

Прибыль до налогообложения в 2012 г. составила 13911 млн. рублей, что на 6092 млн. рублей или на 77,9% выше, чем 2011 г. Отрицательное влияние на данный показатель оказали убытки от инвестиционной деятельности в сумме 1790 млн. рублей.

Чистая прибыль за 2012 г. составила 8446 млн. рублей, что на 3456 млн. рублей или 69,3% выше, чем в 2011 г.

На основании проведенного анализа можно сделать выводы о том, что в 2012 г. по сравнению с 2011 г. ЧТУП «БелСервисСпецТорг М» существенно улучшило свои финансовые показатели: на фоне роста выручки от продаж существенно повысилась прибыль от продаж, прибыль до налогообложений и чистая прибыль.

За 2013 г. выручка от продаж ЧТУП «БелСервисСпецТорг М» составила 63866 млн. рублей, что на 2285 млн. рублей или 3,7 % выше, чем за 2012 г., себестоимость реализованных товаров составила 46764 млн. рублей, что на 4164 млн. рублей или 9,8 % выше, чем за 2012 г. Отрицательной тенденцией является тот факт, что темпы роста выручки ниже темпов роста себестоимости. Валовая прибыль составила 17102 млн. рублей, что на 1879 млн. рублей или 8,9 % ниже, чем в 2012 г. Расходы на реализацию составили 1674 млн. рублей, что на 305 млн. рублей или на 15,4% ниже, чем в 2012 г. За 2013 г. прибыль от реализации составила 15428 млн. рублей, что на 1524 млн. рублей или 9 % ниже, чем в 2012 г.

Прибыль до налогообложения в 2013 г. составила 11186 млн. рублей, что на 2725 млн. рублей или на 19,6 % ниже, чем 2012 г. Отрицательное влияние на данный показатель оказали убытки от инвестиционной деятельности в сумме 1885 млн. рублей.

Чистая прибыль за 2013 г. составила 5111 млн. рублей, что на 3335 млн. рублей или 39,5% ниже, чем в 2012 г.

На основании проведенного анализа можно сделать выводы о том, что в 2013 г. по сравнению с 2012 г. в ЧТУП «БелСервисСпецТорг М» существенно ухудшились финансовые показатели: на фоне роста выручки от продаж существенно снизилась прибыль от продаж, прибыль до налогообложений и чистая прибыль. Тем не менее и 2013 г. ЧТУП «БелСервисСпецТорг М» является прибыльны предприятием.

Рисунок 3.1. Схема торгово-технологического процесса в ОАО «Зеленоборское»,

Примечание – Источник: собственная разработка

Структура торгово-технологического процесса, последовательность различных операций зависит от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия ОАО «Зеленоборское», применяемого метода продажи товаров, типа, размера складских помещений и других факторов. В общем виде схема торгово-технологического процесса ОАО «Зеленоборское», представлена на рисунке 3.1.

Таким образом, торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные части: ОАО «Зеленоборское»,

Операции с товарами до предложения их покупателям;

Операции непосредственного обслуживания покупателей;

Дополнительные операции по обслуживанию покупателей.

Рассмотрим все эти операции подробнее, на примере ОАО «Зеленоборское».

Операции с товарами до предложения их покупателям:

Приемка товаров по количеству и качеству на складе в ОАО «Зеленоборское», осуществляется в соответствии с правилами, установленными в инструкциях «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству».

Приемка товаров по количеству заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями товаросопроводительных документов.

Процесс хранения товаров на складе ОАО «Зеленоборское», предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения обеспечивают кладовщики. Размещенные на хранение товары группируются по признаку однородности режимов хранения.

Товары в зависимости от вида хранят в ящиках напольно, на поддонах и подтоварниках на стеллажах. Часть товарных запасов хранится на складах, часть в торговом зале, куда товар поступает после подготовки к продаже.

Все товары на складе выкладывают на оборудовании этикетками и рисунками на упаковке в сторону, обращенную к покупателям. Товары снабжаются ценниками, закрепляемыми на полках. Ценники соответствуют правилам продажи, на них указывается наименование товара, его магазинный код, цена, вес, сорт, дата. На ценниках ставится печать и подпись материально ответственного лица.

Таблица 5.1 - Причины возникновения проблем в области управления финансовыми потоками ОАО «Зеленоборское»

Проблема Причины возникновения проблем
Внешняя Внутренняя
Низкая доля денежных средств в выручке - неплатежеспособность предприятий-контрагентов; - фискальная система (например, безакцептное списание в счет задолженности по налогам); - конкуренция со стороны давальцев; - прочие. - отсутствие финансовой экономической стратегии предприятия – не производится выбор стратегических альтернатив, не определены пути выхода из создавшегося положения; - просчеты в маркетинговой и сбытовой политике, ассортиментной политике и ценообразовании; - посредники, на счетах которых оседают деньги предприятия.
Неэффективное управление финансовыми потоками - нестабильная ситуация на рынке, трудность прогнозирования спроса и поступлений денежных средств; - использование сложных схем расчетов через дочерние и прочие фирмы. - неэффективная работа служб маркетинга и сбыта, проблемы на стыках «маркетинг – финансы»; - отсутствие четких процедур планирования, анализа и контроля движения денежных средств, отсутствие или недоработки в финансовом плане предприятия; - нет инструмента автоматизации планирования и управления финансовыми потоками, обеспечивающего оперативные вариантные расчеты финансовых планов.

Примечание. Источник: собственная разработка

Организация эффективного управления финансовыми ресурсами требует от ОАО «Зеленоборское» ряда мер, таких как формирование стратегии предприятия, освоение системы маркетинга, пересмотр ассортиментной и ценовой политики, увеличение сбыта, анализ и сокращение затрат, проверка эффективности и выбор наиболее выгодных схем бартерных расчетов, управление финансовыми потоками, бюджетирование.

Задача разработки финансово-экономической стратегии стоит в ОАО «Зеленоборское» не на первом месте, и это говорит о существенной недооценке ее важности руководством предприятия. А причинами тому являются непонимание сути стратегии и ее роли в управлении предприятием, отсутствие методики формирования и осуществления стратегии, дефицит времени и т.д.

Таблица 6.1 Состав и структура основных фондов ОАО «Зеленоборское» за 2011-2013 г.

Наименование показателя Состав основных средств Структура основных средств
Изм. 2012-2011 Изм. 2013-2011 Изм. 2012-2011 Изм. 2013-2011
Здания и сооружения 44,8 41,3 42,1 -3,5 -2,7
Передаточные устройства 0,9 0,7 0,6 -0,2 -0,3
Машины и оборудование 50,2 54,1 53,8 3,9 3,6
Транспортные средства 3,8 3,7 3,4 -0,1 -0,4
Вычислительная техника 0,2 0,1 0,1 -0,1 -
Другие виды ОС - - 0,1 0,1 - -0,1
Всего - -

Примечание. Источник: собственная разработка

В соответствии с данными таблицы 6.1 можно сделать следующие выводы. В ЧТУП «БелСервисСпецТорг М» за 2013 г. по сравнению с 2011 г. наблюдается увеличение объема основных средств на 26205 млн. рублей, что свидетельствует об увеличении их рыночной стоимости в результате переоценки и повышении инвестиционной активности организации в результате приобретения и введения в действие новых объектов основных средств. Все это относится к положительным тенденциям. Наиболее существенный рост объема основных средств был по группе «Здания и сооружения» - 24495 млн. рублей, так же вырос объем основных средств по группе «Машины и оборудование» - на 1043 млн. рублей, и по группе «Транспортные средства» -на 100 млн. рублей.

В структуре основных средств ЧТУП «БелСервисСпецТорг М» за 2011-2013 г. существенных изменений не произошло. При этом по прежнему основная доля приходится на группу «Здания и сооружения» - 93,1. В анализируемом периоде структуру основных средств ЧТУП «БелСервисСпецТорг М» можно признать стабильной. Это является положительной тенденцией и свидетельствует о налаженности работы организации.

Данные о состоянии основных средств ОАО «Зеленоборское»приведены в таблице 6.2.

Таблица 6.2 Анализ показателей изношенности основных средств предприятия за 2011 - 2013 гг. в ОАО «Зеленоборское»

Показатели Изменение за
На начало года На конец года На начало года На конец года На начало года На конец года
1.Первоначальная стоимость основных средств,
2. Износ основных средств
3.Степень изношенности основных средств, % 67,9 64,1 64,1 65,1 65,1 67,9 -3,8 1,0 2,8
4.Степень годности основных средств, % 32,1 35,9 35,9 34,9 34,9 32,1 3,8 -1,0 -2,8

Источник: собственная разработка по данным организации

На основании данных таблицы 6.2 можно сделать следующие выводы: степень изношенности основных средств за 2011-2013 г. выросла на 4%, тем не менее, на конец 2013 г. степень годности основных средств остается высокой 90,1%.

Все эти данные говорят в пользу организации, так как ее потенциал с каждым годом растет, степень годности основных средств остается высокой.

На основании проведенного анализа так же можно сделать выводы о том, что в 2013 г. по сравнению с 2011 г. основные фонды ЧТУП «БелСервисСпецТорг М» использовались эффективно, так как на фоне роста выручки от продаж и среднегодовой стоимости основных средств росли показатели фондоотдачи, рентабельности основных средств, а показатель фондоемкости имел тенденцию к снижению.

Анализ денежных расходов

Расходы на реализацию – это выраженные в денежной форме расходы, затраты торговой организации по доведению товаров от производителя к потребителю.

Анализ затрат на производство продукции начинается с изучения динамики общей суммы затрат в целом и по основным элементам (табл. 8.1)

Таблица 8.1 Анализ динамики расходов на реализацию ЧТУП «БелСервисСпецТорг М» за 2011- 2013 г.., млн. руб.

Экономический элемент затрат 2011 г. 2012 г. Отклонение 2011-2012 Отклонение 2012-2013
Всего затрат за отчетный период -892 -305
В том числе:          
Переменные затраты 2506,4 1711,8 1456,4 -794,5 -255,5
Постоянные затраты 364,6 267,2 217,6 -97,5 -49,5
Материальные затраты 706,3 880,7 542,4 174,4 -338,3
Расходы на оплату труда 935,9 476,9 594,3 -459,0 117,3
Отчисления на социальные нужды 379,0 195,9 242,7 -183,1 46,8
Амортизация 559,8 302,8 165,7 -257,1 -137,1
Прочие затраты 290,0 124,7 128,9 -165,3 4,2
Объем выручки от реализации
Уровень расходов на реализацию 6,09 3,21 2,62 -2,88 -0,59

Примечание. Источник: собственная разработка

Как показывают данные таблицы 8.1 расходы на реализацию ЧТУП «БелСервисСпецТорг М» за 2012 год снизились по сравнению с 2011 г. на 892 млн. рублей. Причем увеличение расходов на реализацию наблюдалось по материальным затратам, так как в анализируемом периоде выросли цены на топливо, транспортные услуги, услуги ЖКХ и связи. Сокращение наблюдалось по расходам на оплату труда и социальные нужды, оптимизация расходов проводилась за счет сокращения персонала. Так же снизилась расходы по такому элементу затрат как амортизация, что связано с реализацией неиспользуемого складского оборудования, а часть оборудования которая не используется, была законсервирована и учитывалась на забалансовых счетах, амортизация по таким основным средствам не начислялась.

Как показывают данные таблицы 8.1 расходы на реализацию ЧТУП «БелСервисСпецТорг М» за 2013 год снизились по сравнению с 2012 г. на 305 млн. рублей. Причем рост расходов наблюдался по элементам «Расходы на оплату труда» и «Расходы на социальные нужда». Как положительную тенденцию на фоне роста объемов реализации товаров необходимо отметить снижение материальны затрат, за счет экономии по топливу, а так же расходов на коммунальные услуги. Данная экономия была достигнута за счет сдачи в долгосрочную аренду части складских помещений, затраты на содержание которых несет арендатор. Амортизация снизилась в связи со снижением объема основных средств, которые были частично реализованы, а частично сданы в долгосрочную аренду.

Как положительную тенденцию необходимо отметить, что за 2011-2013 г. на фоне роста объемов реализации товаров снижается уровень расходов на реализацию.

Далее проведем анализ структуры расходов на реализацию ЧТУП «БелСервисСпецТорг М» за 2011-2013 год. (таблица 8.2).

Таблица 8.2 - Анализ структуры расходов на реализацию ЧТУП «БелСервисСпецТорг М» за 2011-2013 год %

Экономический элемент затрат 2011 г. 2012 г. Откл. 2011-2012 Откл. 2012-2013
Всего затрат за отчетный период    
В том числе:          
переменные затраты 87,3 86,5 87,0 -0,8 0,5
постоянные затраты 12,7 13,5 13,0 0,8 -0,5
Материальные затраты 24,6 44,5 32,4 19,9 -12,1
Расходы на оплату труда 32,6 24,1 35,5 -8,5 11,4
Отчисления на социальные нужды 13,2 9,9 14,5 -3,3 4,6
Амортизация 19,5 15,3 9,9 -4,2 -5,4
Прочие затраты 10,1 6,3 7,7 -3,9 1,4

Примечание. Источник: собственная разработка

На основании данных таблицы 8.2 можно сделать вывод о том, что в структуре расходов на реализацию значительную долю на протяжении рассматриваемых периодов составляют материальные затраты и расходы на оплату труда. Из данных, приведенных в таблицах 8.1 и 8.2 следует, что важнейшим факторами, которые могут существенно повлиять на снижение затрат на производство продукции в ЧТУП «БелСервисСпецТорг М» это снижение расходов на оплату труда, а также материальные затраты и пересмотр статей расходов по прочим затратам, с целью выявления затрат, которые можно либо исключить, либо снизить.

Таблица 10.1 Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности ЧТУП «БелСервисСпецТорг М» за 2011-2013 гг. млн. руб.

Показатели Отклонение, +/-2012-2011 Отклонение, +/-2013-2012 Темп роста, % 2012-2011 Темп роста, % 2013-2012
1. Прибыль (убыток) от реализации -1574 179,4
2. Прибыль (убыток) от текущей деятельности -2580 187,3 83,6
3. Прибыль (убыток) от инвестиционной деятельности -563 -1790 -1885    
4. Прибыль (убыток) до налогообложения -2725 177,9 80,4
5. Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли 193,2 111,2
6. Чистая прибыль (убыток) -3335 169,3 60,5

Примечание: Источник: собственная разработка

На основании данных таблицы 10.1 можно сделать следующие выводы:

Прибыль от реализации в 2012 г. составила 17002 млн. рублей, что на 7524 млн. рублей или 79,4% выше, чем в 2011 г.

Прибыль до налогообложения в 2012 г. составила 13911 млн. рублей, что на 6092 млн. рублей или на 77,9% выше, чем 2011 г. Отрицательное влияние на данный показатель оказали убытки от инвестиционной деятельности в сумме 1790 млн. рублей.

Чистая прибыль за 2012 г. составила 8446 млн. рублей, что на 3456 млн. рублей или 69,3% выше, чем в 2011 г.

На основании проведенного анализа можно сделать выводы о том, что в 2012 г. по сравнению с 2011 г. ЧТУП «БелСервисСпецТорг М» существенно улучшило свои финансовые показатели: на фоне роста выручки от реализации существенно повысилась прибыль от реализации, прибыль до налогообложений и чистая прибыль.

За 2013 г. прибыль от реализации составила 15428 млн. рублей, что на 1524 млн. рублей или 9 % ниже, чем в 2012 г.

Прибыль до налогообложения в 2013 г. составила 11186 млн. рублей, что на 2725 млн. рублей или на 19,6 % ниже, чем 2012 г. Отрицательное влияние на данный показатель оказали убытки от инвестиционной деятельности в сумме 1885 млн. рублей.

Чистая прибыль за 2013 г. составила 5111 млн. рублей, что на 3335 млн. рублей или 39,5% ниже, чем в 2012 г.

На основании проведенного анализа можно сделать выводы о том, что в 2013 г. по сравнению с 2012 г. ЧТУП «БелСервисСпецТорг М» существенно ухудшило свои финансовые показатели: на фоне роста выручки от продаж существенно снизилась прибыль от продаж, прибыль до налогообложений и чистая прибыль. Тем не менее и 2013 г. ЧТУП «БелСервисСпецТорг М» является прибыльным предприятием.

Таблица 11.1 Налоги, уплачиваемые ЧТУП «БелСервисСпецТорг М» в бюджет Республики Беларусь за 2013 г.

Налог Налоговая ставка Объект налогообложения
     
Налог на добавленную стоимость (косвенный налог) 20% - общая налоговая ставка 10% - реализация производимой на территории Республики Беларусь сельскохозяйственной продукции; при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей; 0% - экспорт товаров - обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь; - ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.  
Налог на прибыль -20% - для компаний Республики Беларусь Валовая прибыль (доходы за вычетом расходов)
Подоходный налог с физических лиц 12% - общая ставка   Для налоговых резидентов Республики Беларусь – совокупный доход от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь
Налог на недвижимость 1% остаточной стоимости - для организаций; . Здания и сооружения --являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций;
Налог на развитие территорий   Ставки устанавливаются в размере 3% Налоговая база определяется как сумма валовой прибыли, оставшаяся в распоряжении после налогообложения (для организаций) или сумма дохода, оставшаяся в распоряжении после налогообложения (для индивидуальных предпринимателей) Осуществление предпринимательской деятельности на территории соответствующих административно-территориальных единиц.  

Примечание – Источник: собственная разработка

Таблица 12.1 Анализ динамики и структуры источников капитала ЧТУП «БелСервисСпецТорг М» за 2011- 2013г.

Наименование показателя 2011 г. 2012 г. 2013 г. Отклонение 2012-2011 Отклонение 2013-2012
млн. руб. доля, % млн. руб. доля, % млн. руб. доля, % млн. руб. доля, % млн. руб. доля, %
Собственный капитал 66,0 65,9 63,8 -0,1 -2,2
Заемный капитал 34,0 34,1 36,2 0,1 2,2
Итого источников средств 100,0 100,0 100,0 0,0 0,0

Примечание – Источник: собственная разработка

Из таблицы 12.1 видно, что в ЧТУП «БелСервисСпецТорг М» в 2012 г.

- cобственный капитал предприятия составил 54275 млн. рублей и его сумма по сравнению с 2011 г. выросла на 385 млн. рублей, что является положительной тенденцией, его доля в 2012 году снизилась по сравнению с 2011 г. на 0,1 п.п и составила 65,9 %, снижение доли собственного капитала является отрицательной тенденцией, так как повышает зависимость предприятия от внешних инвесторов. Тем не менее, основу источников средств ЧТУП «БелСервисСпецТорг М» в 2012 г. по-прежнему занимает собственный капитал, что обеспечивает предприятию финансовую устойчивость, снижение доли собственного капитала было не значительным, чтобы оказать существенное влияние на финансовую

Объем заемных средств за 2012 г. составил 28048 млн. рублей, что на 239 млн. рублей выше, чем в 2011 г. Удельный вес в источниках формирования активов в 2012 году заемного капитала составляет 34,1%, что на 0,1% выше, чем в 2011 г. Привлечение заемных капиталов в оборот предприятия – явление нормальное, содействующее улучшению финансового состояния субъекта хозяйствования, но при условии, что эти средства не замораживаются на продолжительное время в обороте и своевременно возвращаются. В противном случае возникает просроченная кредиторская задолженность, что в конечном итоге приводит к выплате штрафов и ухудшению финансового положения. Как показали данные настоящего исследования заемные средства не замораживаются в ЧТУП «БелСервисСпецТорг М» в составе оборотного капитала.

Из таблицы 12.1 видно, что в ЧТУП «БелСервисСпецТорг М» в 2013 г.

- cобственный капитал предприятия составил 63890 млн. рублей и его сумма по сравнению с 2011 г. выросла на 9615 млн. рублей, что является положительной тенденцией, его доля в 2013 году снизилась по сравнению с 2012 г. на 2,2 п.п. и составила 63,8 %, что является отрицательной тенденцией, так как снижение доли собственного капитала повышает зависимость предприятия от внешних инвесторов. Тем не менее, как положительную тенденцию стоит отметить, что в составе источников средств по-прежнему преобладает собственный капитал, а снижение его доли было не так велико, чтобы оказать существенное влияние на снижение финансовой устойчивости.

Существенный удельный вес в источниках формирования активов в 2013 году занимает заемный капитал. В 2013 году по сравнению с 2012 г. он имел тенденцию к росту: его увеличение составило 8252 млн. рублей., а удельный вес вырос по сравнению с 2011 г. на 2,2% и составил 36,2%.

Как показали данные настоящего исследования заемные средства в 2013, как и в 2012 г., не замораживаются в ЧТУП «БелСервисСпецТорг М» в составе оборотного капитала.

Тем не менее, общая сумма источников средств в ЧТУП «БелСервисСпецТорг М» в 2013 г. по сравнению с 2011 г. выросла на 17866 млн. рублей, что можно рассматривать как положительную тенденцию, но отрицательное влияние на финансовую устойчивость может оказать рост объема и удельного веса заемного капитала.

Таблица 14.1 Плановые показатели ЧТУП «БелСервисСпецТорг М» на 2014 г.

Показатели Темп роста, %
1. Выручка от про<

Наши рекомендации