Финансы некоммерческих организаций и особенности их функционирования

В Гражданском кодексе РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, а также в иных целях на достижение общественных благ.

Финансы некоммерческих организаций представлены разнообразными финансовыми отношениями, складывающимися по поводу формирования и использования денежных фондов различного назначения:

· с органами государственной власти различных уровней по поводу получения бюджетных средств и их использования;

· с другими организациями, физическими лицами по поводу формирования внебюджетных доходов (взносов учредителей (кроме бюджетных учреждений), паевых и членских взносов, целевых поступлений, включая гарантии, пожертвования, а также доходов от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и их использования;

· с органами власти разных уровней по поводу уплаты налогов страховых взносов во внебюджетные фонды на обязательной пенсионное и социальное страхование;

· со своими работниками (по выплате заработной платы, премий, материальной помощи и др.).

Таким образом, финансы некоммерческих организаций – это совокупность отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов организации для достижения целей ее деятельности, предусмотренной в уставе.

Некоммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах:

· потребительских кооперативов;

· общественных или религиозных организаций (объединений);

· финансируемых собственником учреждений (бюджетных учреждений);

· объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов);

· некоммерческих партнерств;

· автономных некоммерческих организаций

· других формах, разрешенных законодательством (ст. 50 Гражданского кодекса РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях» от 07. 2010г.).

В Российской Федерации большинство некоммерческих организаций создано в форме бюджетных учреждений, правовой статус которых определен Бюджетным кодексом РФ.

Содержание финансовых отношений некоммерческих организаций с бюджетом разных уровней зависит главным образом от правового статуса организации:

1. Для бюджетных учреждений ввиду необходимости их финансирования собственником предусмотрены двухсторонние отношения в части:

· финансирования из бюджетов разных уровней;

· уплаты налогов в бюджетную систему.

Разная организационно-правовая форма некоммерческих организаций, получающих средства из бюджета, определяет и различные формы предоставления бюджетных средств:

· для бюджетных учреждений – это ассигнования на содержание бюджетных учреждений (ст.69 Бюджетного кодекса РФ);

· для других некоммерческих организаций (общественных, религиозных, фондов) бюджетные средства предоставляются не на их содержание, а в рамках выполнения иных федеральных целевых программ в форме субсидий.

Материальными носителями финансовых отношений выступают финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы некоммерческих организаций – совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений, используемых на текущее содержание и расширение деятельности этих организаций.

Источники финансовых ресурсов, принципы их формирования и использование зависит от вида оказываемых услуг и характера их предоставления (платно или бесплатно).

Одна часть общественных потребностей может удовлетворяться только в коллективной форме (оборона, национальная безопасность, государственное управление, защита экологии, санитарно-эпидемиологические мероприятия и др.). Эти потребности касаются всех членов общества, соответственно, эти бюджетные учреждения финансируются полностью из бюджета.

Другая группа общественных потребностей (в образовании, здравоохранении, культуре, социальном обеспечении и др.) имеют индивидуальную форму удовлетворения. Источниками их финансирования могут быть как бюджетные средства так и средства организаций и населения.

Нормативный уровень удовлетворения общественных потребностей за счет государственных средств зависит от состояния экономики, исторических традиций и др.(Так, в странах Евросоюза он выше, в США и Японии – ниже. Например, в большинстве стран Евросоюза государство практически полностью финансирует среднее образование и большую часть финансирует высшее образование. В ряде стран (Великобритания, Дания) из бюджета полностью финансируется медицинское обслуживание. В Германии, Бельгии, Нидерландах здравоохранение и образование финансируется на принципах социального медицинского страхования. В Швеции и Канаде преобладает бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения.

В Российской Федерации за счет общегосударственных финансовых ресурсов финансируется общее, среднее образование, минимальный уровень медицинского обслуживания, нормативный уровень высшего образования, установленный законодательством уровень социального обеспечения и др.

Удовлетворение социально значимых потребностей сверх нормативного уровня происходит за счет средств организаций и населения. Ряд услуг предоставляется гражданам только на платной основе. К ним отн6осятся услуги театрально-зрелищных мероприятий, парков культуры и отдыха, организаций, обеспечивающих отдых населения, нотариусы, адвокаты и др. Источником удовлетворения этих индивидуальных потребностей являются средства населения.

Наши рекомендации