Этапы и меры возможной стабилизации финансового состояния организации

Достаточно большое количество организаций разоряются из-за неэффективного управления ими. В этом случае основными мерами финансового оздоровления таких организаций является реконструкция процедур управления с целью поиска путей и возможностей исполь­зования в первую очередь внутрихозяйственных резервов.

Для разработки конкретных мер на разных этапах оздоровления можно воспользоваться различными вариантами управленческих дей­ствий, наиболее характерными для большинства российских органи­заций.

В системе финансового оздоровления организации в первую очередь необходимо широко использовать внутренние резервы финансовой ста­билизации. Это связано с тем, что успешное их применение позволяет не только снять финансовую угрозу банкротства, но и в значительной мере избавить организацию от зависимости использования заемного капитала, ускорить ее восстановление с меньшими издержками.

В условиях кризисной финансовой ситуации восстановление осу­ществляется поэтапно.

1. Устранение неплатежеспособности. В какой бы степени ни оце­нивался по результатам диагностики банкротства масштаб кризисного состояния предприятия, самой неотложной задачей в системе мер фи­нансовой его стабилизации является восстановление способности к осуществлению платежей по своим неотложным финансовым обяза­тельствам с тем, чтобы предупредить возникновение процедуры банк­ротства, наладить поставку материально-технических ресурсов для нормализации процесса производства.

2. Восстановление финансовой устойчивости. Неплатежеспособность организации может быть устранена в течение короткого периода за счет осуществления ряда аварийных финансовых операций, но если сами причины, генерирующие неплатежеспособность, будут оставаться не­изменными, то вскоре организация снова может оказаться неплате­жеспособной. Поэтому важно одновременно устранить негативные причины или резко ограничить их влияние на финансовую устойчи­вость организации. Это позволит устранить угрозу банкротства не толь­ко в коротком, но и в относительно более продолжительном проме­жутке времени.

3. Обеспечение финансового равновесия е длительном периоде. Пол­ная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда орга­низация обеспечила длительное финансовое равновесие в процессе своего функционирования, создала условия для своего самофи­нансирования, развития производства и устранения старых и возни­кающих новых угроз финансовому улучшению результатов де­ятельности организации.

Рассмотрим более подробно содержание каждого этапа достижения финансовой стабилизации организации.

1. Устранение неплатежеспособности организации обеспечивается двумя путями:

♦ уменьшением размера текущих внешних и внутренних финан­совых обязательств организации в краткосрочном периоде, принятием на себя меньших по объему новых обязательств;

♦ увеличением суммы денежных средств, обеспечивающих по­гашение просроченных и исполнение срочных обязательств.

Здесь применяется принцип «отсечения лишнего», который требует сокращения размеров текущих потребностей в материально-техничес­ких, трудовых ресурсах и т. д. (вызывающих соответствующие долги), и перевод отдельных видов ликвидных актинон и денежные средства без значительного ущерба для производства.

Сокращение размера краткосрочных финансовых обязательств, обеспечивающее снижение объема отрицательного денежного потока в краткосрочном периоде, достигается за счет следующих основных мероприятий:

- пролонгации краткосрочных финансовых кредитов;

- реструктуризации портфеля краткосрочных финансовых кре­дитов с переводом отдельных из них в долгосрочные;

- увеличения периода предоставляемого поставщиками товарного (коммерческого) кредита;

- отсрочки расчетов по отдельным формам внутренней креди­торской задолженности организации и др.;

- сокращения затрат на приобретение материалов, инвентаря и оборудования;

- сокращения расходов на командировки, рекламу;

- реструктуризации кредиторской задолженности;

- сокращения готовой продукции на складе.

В этом случае важна не угроза банкротства, а создание условий для нормального производственного процесса, позволяющих увеличить качество продукции и снизить ее себестоимость.

Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достиг­нутой, если устранена текущая неплатежеспособность предприятия, т. е. объем поступления денежных средств превысил объем неотлож­ных финансовых обязательств в краткосрочном периоде. Это означа­ет, что угроза банкротства предприятия в текущем отрезке времени лик­видирована или носит, как правило, отложенный характер.

Увеличение денежного потока организации в краткосрочном пе­риоде для погашения просроченных и срочных обязательств дости­гается:

- переводом части ликвидных оборотных активов в денежные сред­ства;

- переводом части внеоборотных активов в денежные средства. Превращение ликвидных оборотных активов в денежные средства может осуществляться, например, за счет следующих мер:

- ликвидации портфеля краткосрочных финансовых вложений;

- ускорения инкассации дебиторской задолженности;

- снижения периода предоставления товарного (коммерческого) кредита;

- увеличения размера ценовой скидки при осуществлении на­личного расчета за реализуемую продукцию;

- снижения размера страховых запасов товарно-материальных ценностей;

- уценки трудноликвидных видов запасов товарно-материальных ценностей до уровня цены спроса с обеспечением последующей их реализации;

- распродажи готовой продукции и товаров на складе и др. Превращение ликвидных внеоборотных активов в денежные сред­ства может осуществляться с помощью:

- реализации высоколиквидной части долгосрочных финансовых инструментов инвестиционного портфеля;

- проведения операций возвратного лизинга, в процессе которых ранее приобретенные в собственность основные средства про­даются лизингодателю с одновременным оформлением договора их финансового лизинга;

- ускоренной продажи или сдачи а аренду неиспользуемого обо­рудования по ценам спроса на соответствующем рынке;

- аренды оборудования, ранее намечаемого к приобретению в про­цессе обновления основных средстн;

- сдачи в аренду излишков производстве иной и административной. площади и др.

2. Восстановление финансовой устойчивости организации в сред­несрочном периоде происходит как продолжение реализации новых мер по сокращению потребления финансовых ресурсов и увеличению положительного потока прироста собственных финансовых ресурсов.

Сокращение потребления финансовых ресурсов связано с при­менением принципа «сжатие организации»: чем больше будет поло­жительный разрыв между притоком денежных средств и их оттоком, тем быстрее достигается финансовая устойчивость организации.

Сокращения необходимого объема потребления финансовых ресур­сов можно достигнуть следующими мерами:

- сокращением объема производственной деятельности за счет закрытия выпуска нерентабельней продукции;

- снижением объема инвестиций в деятельность организации;

- сокращением подразделений аппарата управления;

- сокращением части вспомогательных и подсобных подраз­делений;

- обеспечением обновления операционных внеоборотных активов преимущественно за счет их аренды (лизинга);

- осуществлением дивидендной политики, адекватной кри­зисному финансовому развитию»предприятия, с целью увели­чения чистой прибыли, направляемой на производственное развитие;

- сокращением объема программы участия наемных работников в прибыли;

- отказом от внешних социальных и других программ предприятия, финансируемых за счет его прибыли, и др.

Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигну­той, если предприятие вышло на рубеж финансового равновесия, пре­дусматриваемый целевыми показателями финансовой структуры ка­питала и обеспечивающий достаточную его финансовую устойчивость, т. е. когда потребность и наличие денежных средств в обороте сбалан­сированы.

Увеличение притока собственных финансовых ресурсов может быть достигнуто за счет реализации, например, следующих мер:

- увеличения объема выпуска рентабельной продукции;

- снижения себестоимости выпускаемой продукции путем сниже­ния (сокращения) различного рода потерь и брака;

- оптимизации ценовой политики организации;

- увеличения доли предоплаты за отгружаемую продукцию;

- осуществления рациональной налоговой политики, обеспе­чивающей минимизацию налоговых платежей;

- проведения ускоренной амортизации оборудования с целью бы­строго списания амортизационных отчислений;

- осуществления эмиссионной политики по выпуску дополни­тельных пакетов ценных бумаг (акций, облигаций) и др.

3. Обеспечение финансовой стабильности (равновесия) в дли­тельном периоде обеспечивается целым рядом мер:

- внедрением новых видов рентабельной продукции, обладающей конкурентными преимуществами на рынке;

- использованием эффективных видов материальных ресурсов для снижения себестоимости выпускаемой продукции;

- повышением качества продукции и улучшением потребитель­ских свойств выпускаемой продукции;

- ускорением оборачиваемости внеоборотных и оборотных акти­вов;

- увеличением объема выпуска за счет обновления оборудования, использования новых технологий;

- сокращением сроков расчетов за поставляемую продукцию;

- использованием фондовых инструментов для повышения дохода от внереализационной деятельности и др.

Обеспечение финансовой устойчивости организации в длительном периоде за счет увеличения прибыли создает хорошие условия для са­мофинансирования экономического роста организации и сокращения привлечения кредитных ресурсов.

5.4. Типичные варианты управленческих воздействий в целях финансового оздоровления деятельности организации

Практика проведения финансового оздоровления организаций раз­личных направлений деятельности позволила определить типичные схемы управленческих воздействий на отдельные элементы бизнес-процессов в организации.

1. Эффективность использования основных средств организации и снижение затрат на их создание:

а) оборудования:

- определение перечня оборудования (инвентаря, приспособ­лений), не используемого в текущей производственной дея­тельности или мало (редко) используемого е производственной деятельности;

- определение круга потенциальных покупателей и пользователей излишнего оборудования, в первую очередь среди кредиторов, поставщиков материалов, комплектующих и т. д., а также среди предприятий, эксплуатирующих аналогичное оборудование;

- продажа излишнего или мало используемого оборудования;

- сдача в аренду желающим предпринимателям излишнего или мало используемого оборудования;

- обмен оборудованием между предприятиями;

- консервация оборудования для исключения его из налогооб­лагаемой базы, списание старого, изношенного оборудования в металлолом;

- если предприятие арендует оборудование, следует изучить воз­можности перезаключения арендного договора с арендодателем на новых, более экономичных условиях или в противном случае отказаться от него;

- рассмотрение возможности альтернативного использования из­лишнего или мало используемого оборудования для про­изводства других видов продукции или оказания услуг с целью получения новых источников дохода, возможно, в кооперации с другими предприятиями и предпринимателями и др.

б) административных, производственных и складских помещений:

- определение перечня площадей административного, произ­водственного и складского назначения, мало используемого в текущей хозяйственной деятельности предприятия; сокращение указанных площадей в соответствии с ожидаемым уровнем про­изводства;

- определение круга потенциальных покупателей и пользователей административной, производственной и складской площадей предприятия, в первую очередь среди кредиторов, поставщиков материальных ресурсов, клиентов-покупателей;

- продажа излишков площадей административного, производ­ственного и складского назначения;

- сдача в аренду излишков площадей административного, произ­водственного и складского назначения;

- в случае невозможности продажи/сдачи излишков площадей -проведение работ по их консервации с целью уменьшения теку­щих энергетических затрат, по их охране, уборке и т. п.;

- если предприятие арендует помещения, следует изучить воз­можности перезаключения арендных договоров с арендода­телем на новых, более экономичных условиях или в против­ном случае отказаться от него, определить возможности арен­довать помещения у другого арендодателя на более выгодных условиях;

- рассмотрение возможности использования свободных поме­щений для организации новых, более выгодных видов деятель­ности и производства, возможно, в кооперации с другими пред­приятиями и организациями;

- рассмотрение вариантов централизации деятельности пред­приятия за счет перевода подразделений в одно или меньшее ко­личество месторасположений с целью высвобождения до­полнительной площади;

- сдача в аренду земельных участков кредиторам, клиентам, сто­ронним организациям.

2. Сокращение капитальных вложений:

- остановка инвестиционных проектов, которые стали менее эф­фективными (убыточными) в результате изменения внешних ры­ночных факторов (ситуации), рассмотрение возможности воз­врата большей части вложенных средств;

- изменение графиков инвестиций с целью уменьшения рисковой денежной нагрузки путем пересмотра этапов капитальных вло­жений в связи с изменением внешних обстоятельств;

- определение возможности передачи объектов незавершенного строительства или привлечения сторонних инвесторов для бы­стрейшего окончания строительства и ввода объектов в эксплу­атацию;

- консервация объектов капитального строительства с целью сни­жения текущих затрат по их содержанию;

- переориентирование инвестиционного проекта на новую дея­тельность, возможно, в кооперации с новыми инвесторами и др.

3. Рационализация производственных запасов:

- уменьшение размеров неприкосновенных запасов за счет до­говоренности о более коротком сроке выполнения заказов на по­ставку и более равномерном поступлении материалов;

- распределение запасов по степени их важности для стабильной деятельности предприятия, уменьшение объема тех видов запасов, которые не являются критическими для функционирования предприятия;

- определение видов и количества излишков материалов (деталей, товаров), не используемых в производстве, или запасов, образо­вавшихся от закрытия нерентабельного производства, или зале­жавшихся товаров (материалов), готовой продукции и т. д.;

- уменьшение затрат, связанных с хранением материальных ресур­сов;

- определение круга потенциальных потребителей материальных ресурсов, в первую очередь кредиторов -поставщиков, клиентов-покупателей;

- продажа излишних материальных ресурсов, готовой продукции или их передача в зачет своих обязательств кредиторам;

- рассмотрение возможности распродажи залежавшихся запасов, некондиционных товаров и изделий со скидками с тем, чтобы получить дополнительные средства;

- определение возможности переработки, восстановления ка­чества залежавшихся запасов с целью их продажи по повы­шенной цене.

4. Рационализация производства:

- закрытие нерентабельных производств с высвобождением ма­териальных ресурсов, персонала, оборудования и производ­ственных площадей;

- сокращение длительности (цикла) незавершенного производства за счет применения более современном технологии;

- повышение качества выпускаемой продукции за счет внедрения пооперационного контроля качества по технологическим пере­делам;

- увеличение выпуска продукции на рентабельных участках про­изводства за счет концентрации материальных и трудовых ре­сурсов;

- переориентация нерентабельного производства на выпуск более доходной новой продукции, пользующейся спросом на рынке, путем кооперирования с другими предприятиями и привлече­ния средств инвесторов;

- прекращение производства продукции «на склад»;

- сокращение рабочих мест соответственно сокращению объемов продаж;

- прекращение видов деятельности, обслуживающих основное про­изводство (ремонт, транспорт, изготовление непрофильных изде­лий и т. д.), с передачей их специализированным фирмам и др.

5. Ускорение оборота денежных средств:

- создание системы стимулов (скидок) для клиентов, приобрета­ющих продукцию предприятия, в целях ускорения оплаты за продукцию (применение предоплаты, досрочная оплата по срав­нению с договором, оплата в срок);

- создание системы стимулов (скидок) клиентам, увеличивающим объем закупок продукции и своевременно ее оплачивающим;

- применение системы оплаты менеджеров, отвечающих за сбыт продукции, в зависимости от сбора денежных средств с клиен­тов, с которыми они работают;

- рассмотрение возможностей продажи дебиторской задолженно­сти своему банку (факторинговые операции) или кредиторам;

- рассмотрение отношений с клиентами , потребляющих продук­цию предприятия, их финансового состояния с точки зрения воз­никновения возможных рисков и установление в зависимости от них возможных лимитов товарного кредита, предоставляемых каждому клиенту, и др.

6. Снижение затрат в производственной и коммерческой деятель­ности:

- уменьшение общехозяйственных расходов в части затрат на ав­тотранспорт, представительские расходы, на командировки, на охрану и др.;

- внедрение ресурсосберегающих технологий;

- упрощение организационной структуры с целью устранения из­лишних уровней управления и сокращения затрат на оплату труда управленческого персонала;

- введение более жесткого контроля за потреблением энергоре­сурсов;

- осуществление закупок материалов совместно с другими поку­пателями у одного поставщика с целью уменьшения транспорт­ных и других расходов;

- снижение затрат за счет интеграции с поставщиками, или кли­ентами, или другими производителями;

- сужение своей производственной сферы за счет уступки части производственного цикла или вспомогательной работы другому производителю;

- сокращение затрат на рекламу продукции за счет пересмотра рекламного бюджета: сочетаются ли расходы на рекламу с повы­шением объема продаж, нахождение наиболее эффективных видов рекламы, определение возможности оплаты рекламных услуг с помощью бартерных операций и т. д.;

- повышение механизации производственного процесса и сокра­щение ручного труда;

- тщательный отбор сырья и компонентов с определенными тех­ническими характеристиками;

- сокращение затрат на покупку сырья и материалов;

- замена импортных материалов на аналогичную продукцию оте­чественного производства;

- использование менее дорогих компонентов, где это возможно;

- внесение конструктивных, технологических изменений в вы­пускаемую продукцию для того, чтобы иметь возможность пе­рейти на новые (для повышения качества) или более дешевые материалы;

- внедрение прогрессивных форм оплаты труда, обеспечивающих рост производительности труда работников с целью сокраще­ния затрат на оплату единицы продукции;

- уменьшение объемов материальных отходов и их использование для производства сопутствующей продукции и др.

7. Уменьшение оттока денежных средств:

- разделение поставщиков на категории по степени их важности для деятельности организации в целях определения приоритет­ности оплаты кредиторской задолженности;

- удлинение сроков платежей менее важным поставщикам;

- нахождение альтернативных поставщиков, предлагающих более выгодные условия оплаты или более качественную продукцию, что уменьшает затраты в производстве;

- уменьшение или прекращение выплаты дивидендов.

8. Реструктуризация кредиторской задолженности:

- определение перечня кредиторов, долги которым следует пога­сить полностью или частично в первую очередь (просроченная задолженность составляет более трех месяцев, объем более 100,0 тыс. руб.);

- определение возможности переноса срока оплаты задолженно­сти с учетом дополнительного вознаграждения с целью своевре­менной оплаты в будущем и т. д.;

- погашение задолженности кредитором активами должника (мате­риальными ресурсами, продукцией предприятия, услугами и т. д.);

- рассрочка платежа кредиторам частями;

- изыскание дополнительных источников финансовых ресурсов за счет эмиссии акций, облигаций;

- индивидуальный подход к различным кредиторам (задержка пла­тежей одним, своевременная оплата другим);

- всевозможные соглашения в части уступки кредиторов (со­кращения общей суммы задолженности, освобождение от уплаты полностью или части процентов, сокращение процентной став­ки, отсрочка платежа, рассрочка платежа);

- переоформление задолженности в обеспеченные обязательства в обмен на сокращение суммы долга, процентов, увеличение сро­ка погашения долга.

9. Улучшение инкассации дебиторской задолженности:

- оформление исков в арбитражном суде по менее важным клиен­там;

- определение возможности и необходимости погашения де­биторской задолженности продукцией, услугами, товарами де­битора;

- переоформление дебиторской задолженности векселями;

- оценка платежеспособности покупателей и определение по­литики предоставления коммерческого (товарного) кредита;

- систематический контроль расчетов с покупателями по отсро­ченным и просроченным задолженностям;

- применение скидок в обмен на ускорение платежа (дебиторам, которые вряд ли заплатят в ближайшее время, и т. д.);

- продажа долга с дисконтом 10—15% третьей стороне или де­битору дебитора.

10. Реструктуризация банковских кредитов:

- пересмотр условий кредита (отсрочка выплаты основного дол­га, снижение процентной ставки), рассмотрение возможности рефинансирования полученного кредита в другом банке;

- замена краткосрочного кредита долгосрочным;

- заключение договора финансирования под уступку прав требо­вания (договор факторинга).

11. Увеличение объемов продаж:

- проведение маркетинговых исследований, наблюдений за раз­личными оптовыми ценами по аналогичной продукции в данном и соседних регионах;

- определение групп продуктов, которые наилучшим образом под­ходят к изменившимся рыночным условиям, определение кон­курентных преимуществ своей продукции и возможности извле­чения выгоды из них;

- проведение анализа цены и объема реализуемой продукции и нахождение наиболее разумного компромисса: уменьшение отпускной цены для того, чтобы увеличить долю предприятия на рынке и объем продаж, и др.

12. Совершенствование организации маркетинга для увеличения объема продаж:

- поиск сегментов рынка профильной продукции предприятия или технологически близких вида продукции, на которые су­ществует неудовлетворенный платежеспособный спрос;

- информирование потребителей о свойствах продукции, ее ка­честве, сервисе с упором на «сильные стороны» продукции;

- формирование сбытовой и дилере ой сети (агентские договора, договора с оптовыми покупателям, создание фирменных тор­говых точек и т. д.);

- формирование системы послепродажного обслуживания продук­ции;

- внедрение (применение) системы договоров с гибкими условиями поставки и оплаты (скидки по предоплате, скидки за свое­временное и точное исполнение условий договоров, рассрочка платежей на условиях коммерческого кредита и т. д.);

- развитие долгосрочных отношений с поставщиками для обес­печения качества поставок и снижения затрат;

- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия и др.

13. Совершенствование организации управления:

- сокращение числа звеньев и уровней управления;

- централизация или децентрализация функций управления в за­висимости от конкретных условиях производства;

- разработка новых функциональных положений, уменьшающих дублирование функций;

- увольнение малоквалифицированных руководящих работников или повышение их квалификации

- создание новых функциональных подразделений, ответственных за финансовое оздоровление предприятия;

- внедрение эффективного информационного обеспечения;

- разработка методов мотивации управленческого персонала в ре­зультатах деятельности предприятия;

- внедрение мероприятий по снижению документооборота (умень­шение бюрократизации в аппарат управления);

- улучшение производственной организационной структуры уп­равления и др.

14. Совершенствование системы бухгалтерского учета:

- проведение переоценки имущества в связи с изменением ры­ночных условий;

- составление налогового календаря

- внедрение информационных программ по обработке бухгал­терских документов и предоставлению VIP-информации для ру­ководителя.

15. Реорганизация системы производства и управления:

- разделение организации на ряд самостоятельных фирм;

- выделение наиболее рентабельных производств в самостоя­тельные организации и ликвидация убыточных производств;

- присоединение организации к другой, близкой по производству продукции и ликвидация юридического лица должника;

- соединение (слияние) организации с другой, близкой по произ­водству продукции и образование нового юридического лица;

- преобразование ООО (ЗАО) организации-должника в открытое акционерное общество и др.

Наши рекомендации