Инструменты контроллинга: бенчмаркинг, методы анализа затрат, функционально-стоимостной анализ, принцип АВС.
Бэнчмаркинг – сравнительный анализ эффективности предприятий на основе взаимосвязных показателей.
Задачи бэнч-маркетинга
1. Установление конкурентного положения предприятия и определение относительно слабых его сторон.
2. Аккумулирование идей о том как добиться крупных прорывов в осуществлении производства.
3. Определение «лучших в своем роде» примеров из практики
4. Развитие творческих и новаторских подходов к реконструкции бизнес-процессов
5. Разработка новых методик повышения качества и уровня обслуживания и эффективного производства.
6. Содействие переменам в культуре управления предприятием и в социально-психологическом климате в коллективе.
Методы анализа затрат.
1. Анализ соотношения качествва и количества продукции – определение взаимосвязи этих понятий то есть при улучшении свойств продукции, удовлетворение одних и тех же потребностей достигается меньшим ее количеством
2. Анализ конкурентноспособности продкуции работ и услуг – анализ степени превосходства товара с точки зрения потребителей над другими товарми аналогичного назначения
3. Функционально-стоимостной анализ – системное исследование, предусматривающее обнаружение, предупреждение, сокращение или ликвидацию излишних затрат при выполнении различных процессов и процедур, в том числе организационных. Термины – Анализ соимости для имеющейся продукции, инженерно-стоимостной для проектных изделий.
4. +
- распределяет накладные расходы в соотвествии с детальным просчетом использованных ресурсов.
- улучшает стоимостнвые прказатели
- прозволяет получить блльший объем информации для разработки и принятия решений.
- показывает долгосрочные переменные затраты.
5. Методика cvp анализа – основана на категориях, применяемых в дирекс-костинге (маржинальный подход, точка безубыточеости и др.)
6. Методика стратегии анализа затрат SCA – формирование цепи образования стоимости, т.е. последовательности операций по созданиюю стоимости изделия при которой реально полученная себестоимость не превышает целевую.
7. Анализ жизненного цикла продукции – концепция управления затратами жизненного цикла, т.е. оценка стоимости изделия от проектирования до сжатия пр-ва.
Принцип эйзенхауэра (АВС) –
А ЗАДАЧИ – самого высокого ранга, самые важные и срочные, выполнение которых внесет наибольшмий вклад в выполнение основной целевой фукцкииэ немедленное решение высшим менеджментом.
В задачи - средней важности, решение может быть делегировано компетентным сотрудником с четким определением сроков исполенения.
С задачи – менее важные, но ограниченные сроками, их вклад в решении целевых задач незначителен.
8. Инструменты контроллинга: XYZ-анализ, системы и методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), системы бюджетирования и управленческой отчетности, «финансовая паутина», географические информационные системы.
Xyz – анализ позволяет выделить 3 группы материалов по степени их применения.
А
В
Сz y x
В настоящее время в России используется также несколько методов учета затрат и расчета себестоимости. Наиболее распространенными являются:
- попередельный
- позаказный
- попроцессный (простой)
- нормативный
Попередельный метод используется в массовых производствах с последовательной переработкой сырья и материалов (нефтепереработка, металлургия, химическая, текстильная промышленноть и др.), которая осуществляется в несколько этапов (фаз, переделов).
Позаказный метод используется в индивидуальном и мелкосерийном производстве сложных изделий (судостроение, машиностроение) и применяется тогда, когда продукция производится отдельными партиями или сериями или, когда она изготовляется в соответствии с техническими условиям заказчиками. При данном методе объектом учета является отдельный производственный заказ.
Попроцессный (простой) метод используется в отраслях с ограниченной номенклатурой продукции и там, где незавершенное производство отсутствует или незначительно (в добывающей промышленности, на электростанциях и т. п.).
Сущность метода заключается в следующем: прямые и косвенные издержки учитываются по калькуляционным статьям затрат на весь выпуск готовой продукции.
Нормативный метод используется в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции (машиностроение, металлообработка, швейное, обувное, мебельное производство и другие).
Сущность метода заключается в следующем:
Отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями;
Бюджетирование — это комплексный процесс, включающий
бюджет как финансовый план по выбранным позициям;
финансовую и управленческую отчетность как результат выполнения бюджета;
последовательную цепочку управленческих действий, направленных на интеграцию различных управленческих подсистем в единый контур бюджетного управления.
Бюджетирование — это система планирования, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности по центрам ответственности или сегментам бизнеса; бюджеты включают плановые и отчетные (фактические) данные в стоимостном выражении
Управленческая отчетность - представляет собой систему взаимосвязанных результирующих показателей разных аспектов деятельности предприятия. В ней отражаются условия и итоги деятельности подразделений, бизнес-единиц и предприятия в целом.
Частью управленческой отчетности является финансовая отчетность предприятия. Помимо финансовой отчетности в управленческую отчетность включается нефинансовая отчетность, которая связана с необходимостью текущего и оперативного регулирования деятельности предприятия и его подразделений, с оценкой этой деятельности, с контролем взаимоотношений между подразделениями и выполнения их взаимных обязательств, взаимодействия предприятия в целом.
С помощью инструмента «финансовая «паутина»графически поясняется связь между различными целями финансового контроллинга. На вертикальной оси откладываются показатели оборота капитала, выступающего в качестве важнейшего источника финансирования. Сопоставляя оборот с другими величинами (например, прибыль после уплаты налогов) формируются другие показатели (например, рентабельность оборота).
Географическая информационная система — это программное средство с
электронной картой, где геометрическое пространство физически отображает-
ся растровыми данными в виде прямоугольной сетки, состоящей из пикселей.