Предмет и метод фин-хоз. К.(ФХ К)
Предмет и метод фин-хоз. К.(ФХ К)
Сущность К. - опред. как сист.наблюд. и проверки процесса функционирования и факт. Сост-я управл-го объекта с целью: а) оценить обоснованность; б) эффект-ть принятых управл.реш.; в)результ.их выполнения; г)выявить отклонен. от требований этих решений; д)устранить неблагоприят.ситуации; е)сигнализировать о них компетентным органам.
К должен быть оперативным, точным и экономичным.
Предмет КиР – хоз. и фин.операции, процессы предприятий, их структ. подраз-ий, рассматриваемые с позиций: а)законности, б)достоверности, в)целесообр-ти, г) эк.эффективности, д) обеспеч-я сохранности собственности, е)правильности формир-я и использ. Централиз-ых, децентр-ных денежных фондов.
Метод ФХ К- взаимосвяз-я совокупность специфич- принципов, путей, способов, средств в процессе изучения законности, достоверности, целесообразности, эк. ФХ и фин. операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, плановой и др. эк. Инф-и в сочетании с исследованием факт. состояния объектов контроля.
Системность и комплексность контрольных действий обеспеч-ся комбинированным использованием разных способов логического и математ., документ. и факт.контроля.
Осн. принципы К ФХД организации.
Принципы: а)независимость; б)объективность; в) компе-тентность; д) гласность. Независимость- должна быть обеспечена фин. самост-тью контролирующего органа. Объективность и компетентность – соблюд. Контроле-рами действ. законод-тва, высокий професс. уровень работы контролеров на основе стандартов ревизионной работы. Гласность -постоян. связь фин. контролеров с общественностью и сред-ми массовой информации.
Доп.принципы:1) результативность К; 2) чет-кость, логичность предъявляемых контролерами требований; 3) неподкупность субъектов К; 4) обоснованность и доказательность инф-ии в актах проверок и ревизий; 5) предупреждение вероятных фин. нарушений; 6) презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в фин. преступлениях лиц; 7) согласованность действий разных контролирующих органов и др.
Внутренний и внешний контроль.
Внешний К- проводят гос. контрольные орг-ии, общественные и аудиторские фирмы. Внутренний К - выполнение распоряжений руководства организ-ии, т.е. служит для обеспеч. надлежащего функционир. и управления орг-ии. Это внутрислужебная, внутриуправленческая функция, контроль вышестоящего органа за нижестоящим. К явл.внутренним тогда, когда субъект и объект К входят в одну систему, а внешним, не входит в ту же систему, что и объект.
Цепь внешнего К - подтверждение достоверности бух.отчет-ти для пользователей БФО орг-ии. Цель внутреннего К- обеспеч. соблюдения сотрудниками своих должностных обязанностей в соответствии с целями организации.
Внешний и внутренний виды К объединяются общей целью-правильное и своеврем. отражении хоз. операций в БУ и БФО, законности хоз. операций и их целесообразности.
Потребители инф-ии внешнего К- внешние польз. Внутреннего К-руководители, менеджеры организации.
Внешний К основан на общепринятых нормах – стандартах аудиторской деят., кот. регулируют основные принципы, цели, правила проведения, порядок исслед. и сбора аудиторских доказательств, оформления результатов, взаимодействия с третьими лицами и руководством организации. Внутренний К -исходя из целей и задач управления организацией. Гос-ом реглам-ся только основные направления внутреннего К - порядок проведения инвент-ий, правила организации док.ооборота, рекомендации по аналитич. учету, определение долж. обязанностей и др.
Объекты внешнего К - разделы и участки БУ(ОС,НМА,МПЗ и др) Внутреннего К- циклы деятельности организации(снабжение, пр-ство, реализация (сбыт). Для целей внутреннего К все центры ответственности (затрат, выручки, прибыли) являются прежде всего и центрами К. При внешнем К хоз. деят. орг-ии воспринимается как единое целое. При внутреннем К внимание уделяется центрам ответственности - структурным подразделениям(цех, участок, бригада;секция; -отдел и т.д.).
Внешний К представляет собой один из видов последующего контроля. А внутренний контроль - это совокупность методов предварительного, текущего и последующего контроля.
Оформление рез-ов ревизии.
Рез-ты комплексной ревизии оформляются промежуточными и основным актами.
Промежуточный акт составл для оформления рез-в ревизии какого-либо участка деят-ти ревизуемого предпр в процессе проверки всей совок-ти объектов контроля. Промежуточные актысоставл по рез-м ревизии: кассы, инвентар-и МЦ, ГП и ОС, наличия денег у подотчетных лиц, состояния расчетов с дебиторами и кредиторами, работы вспомогат пр-в, при контрольных обмерах и проверках качества выполненных СМР и т. п.
Промежуточ акты подписыв-ся членами ревизионной гр, кот участвовали в ревизии данного участка деят-ти ревизуемого предпр, и должностными лицами, отвечающими за этот участок работы. Обобщенные данные промежут актов отр-ся в основном акте комплексной ревизии. Промежуточные акты пронумеровываются и прилагаются к основному акту, в кот отр-ся рез-ты проведенной комплексной ревизии.
Основной актпредназначен для оформления и отражения рез-в комплексной ревизии эк деят-ти предпр. Основной акт служит основанием для принятия решения руководителем ревизующего органа по рез-м проведенной ревизии.В основной акт ревизии должны включаться всесторонне проверенные и документально обоснованные факты. Он должен быть написан простым и ясным языком, а изложенные в нем факты недостатков в работе, бесхозяйств, расточительства, преступной халатности, нарушений и злоупотреблений должны быть освещены сжато, точно и объективно. По каждому факту, отраженному в акте, должно быть четко изложено его содержание со ссылкой на нарушение нормативного регулирования, а также объяснениями должностных лиц они обосно-вываются, кто допустил нарушение (должность, ФИО); каким образом было отдано это распоряжение; размер нанесенного материального ущерба или др последствия. В акте ревизии нельзя отражать факты, основанные на заявлениях отдельных лиц и не подтвержденные документальными данными.
Акт документальной ревизии составляется в 2—3 экземплярах, при этом один экземпляр направляется в вышестоящую орг, второй — остается в ревизуемой орг-ции, а третий при необход передаетсянепосредственно в правоохранительные органы.Излагая материалы ревизии, нельзя прибегать к формулировкам, квалифицирующим действия должностных лиц ревизуемого предпр. Основной акт ревизии не следует загромождать описанием структуры ревизуемого предпр, изложением отчетных показателей.
Содержание акта ревизии.
В акте ревизии должны быть указаны:1-основание назначения ревизии, дата и № приказа (распоряжения) о ее проведении, должность, ФИО лица, составившего акт ревизии (проверки);2- даты начала и завершения проверки или ревизии (в случае перерывов указ-ся их период), а также место составл акта ревизии (проверки);3- должности и ФИО работников проверяемого субъекта, обязанных подписывать акт ревизии (проверки), с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях, а также иных лиц, привлекаемых к ревизии (проверке);4- наименование и местонахож-е проверяемого субъекта предприн деятельности; 5-наличие книги учета проверок (ревизий), а также инфы о произведенной в ней записи о данной проверке (ревизии);6- кем и когда были проведены предыдущие ревизии (проверки), какие принимались меры по выявленным фактам нарушения актов законодат-ва;7- какие фин-хоз операции (док-ты), каким методом и за какой период проверены;8- место, время и характер совершенного эк правонаруш-я, акты законодат-ва, требования кот нарушены, установл актом законодат-ва ответст-ть за данный вид нарушения;9- факты несоблюдения установл порядка составл и исполнения смет и финансовых планов;10- факты сокрытия или несвоеврем перечисл причитающ-ся бюджету платежей и др Σ, проч нарушений фин дисциплины, неправильного ведения б/у и составления отч-ти, невыполнения требований по осуществлению внутрихоз учета и контроля; 12- установленныев ходе ревизии (проверки) недостачи денежных средств и МЦ, потери от переплаты раб-м, поставщ и подрядч по счетам и расчетам, проч дебиторам;13- размер причиненного ущербаи др последствия выявленных нарушений;14- должности и ФИО,виновных в нарушении,а также сведения о том, какие именно действия (бездействие) этих должностных лиц повлекли нарушения в деятельности субъекта предприним деят-ти;15- иные сведения,необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении.
10.Основ требования к составл основ и промежут актов по рез-ам ревизии.
В акте ревизии должны быть соблюдены объективность, ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт ревизии не подтвержденных док.предполож. и данных о деят-ти проверяемого субъекта. Объем акта ревизии не огранич-ся, но должна соблюдаться разумная краткость изложения при обязательном отражении ясных и полных ответов на все вопросы ревизии. Осн.требования к акту ревизии:
1- должна быть соблюдена стр-ра акта ревизии.
2-Должны быть отмечены как положительные, так и отрицательные стороны фин-хоз деят-ти предпр.
3-Должно быть четко сформулированы выявленные нарушения и по ним должна быть сделана ссылка на нормативный док-т, подтверждающая данное нарушение.
4-Должны быть зафиксированы все разделы, характеризующие деят-ть предпр;
5-Должны присутствовать эл-ты исследования и оценки того или иного объекта ревизии.
6-Должно быть четко сформулированы выводы и рекомендации по выявленным нарушениям.
7-Должны быть проставлены: дата, место составления и подписи всех членов ревизионной группы.
8-Ссылки на приложения к акту.Пронумерованы стр акте.
Способы док-ого контроля
Способы:1)- Формальная и ариф-ская проверка док-тов. проверка: реквизитов; наличие исправлений; подлинность подписей, правильность расчетов и т.п.
2)- Юр-кая оценка ХО. соот-вие операций сущ-ющему закон-ву и их эк.целесо-сть 3)-Логическая проверка. - сопоставление взаим-ных произв-ных и фин. пок-лей. 4)-Сплошное и несплошное (в т.ч. выборочное) наблюдение. 5)-Встречная проверка. сверка первички или учетных записей с одноименными или взаимосв-ми данными у пр-тий с кот. оно имеет хоз.связи. 6)-Способ обратного счета. Закл-ся в предвар-ной экспертной оценке мат.затрат с целью обратного счета величины необоснованных списаний сырья и мат-ов на произ-во опр.видов пр-ци., кот. большей частью или полностью имеются в наличии на складах.
7)-Оценка зак-сти и обосн-сти ХО по данным корр-ции счетов бу. — «стыковка» записей в учетных регистрах с оправ-ными док-ми, а также данных учетных регистров с пок-ми отч-ти. 8)-Балансовые увязки движения товарно-материальных ценностей. 9)-Сравнение. сопоставление объектов контроля с целью опр-ния сходства или различия между ними. 10)-Методические (тех-кие) приемы эк.анализа. приемы анализа: ср. и отн-ные величины, группировки, индексный метод (цепные подстановки) и др.
Внешние приз-ки злоуп-ний.
- док-ты без реквизитов (нет №, даты, подписей)
-нет печати или печеть наясна
- подчитска, изменение цифр, дат и т.п
- несоответствие реквизитов(штампов, печати, №, да), противоречие в содержании док-ов
- излишества в оформ-нии (излишние подписи, визы и т.п.)
- отсутствие должных приложений: пер.док-тов сводной вед-ти
- док-ты от разных лиц, но одинаковый почерк и подписи.
Инвен-ция.
в ходе док-ревизии искл-но важна проверка мат-лов годовой инв-ции и последующих проверок мест хранения ценностей, ДС, расчетов, кап работ и т. п.
Проверка правильности инв-ции имеет двоякое знач-ние: 1 речь идет о реальности баланса пред-тия; 2 результаты инв-ции показывают степень сохранности хоз.ценностей.
Так же следует провести полную или частичную инв-цию в отдельных местах хранения М и проверить, насколько реально кажущееся благополучие.
Исходя из пок-лей слич.ведомостей и объяснений МОЛ, следует установить обоснованность протоколом центральных инвен-ных комиссий и законность произведенных регулировок и списаний, как по существу самой операции, так и с точки зрения правомочия должностных лиц, утвердивших эти списания.
Анализ материалов инв-ции может привести к важным выводам в области орг-ции матер.хозяйства и постановки работы по заготовке, хранению и отпуску материалов.
Валютный контроль в России.
Осн направ ВК яв-ся проверка: а)соот-ия провод. валют операций действующ закон-ву и налич необх для них лицензий и разрешений; б)выполн рези-дентами обяз-в в иностр валюте перед гос-вом, а также обяз-в по продаже иностр вал на внутр валют рынке РФ; в)обоснов платежей в иностр валюте; г)полноты и объективн. БУ и БФО по валют операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ. #G0ВКВК ВК в РФ осущ-ся Правит-вом РФ, орга-нами ВК и агентами ВК в соотв с закон-вом РФ. ОРГАНЫ ВК: ЦБ РФ, фед органы исполнит власти в пределах компетенции, устан фед законами, а также фед орган исполнит власти, уполномоч Прав-вом РФ. Агенты ВК - уполномоч банки, подотчетные ЦБРФ, а также орг-ции, подотчет фед органам исполнит власти, в соотв с закон-вом РФ. Контроль за соверш валют операций кред орг-циями и валют биржами осущ ЦБРФ. Контроль за соверш валют операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредит орг-циями или вал биржами, осущ органами ВК, и агенты ВК. Кроме того, пров-ся ежегодн обязат аудит им-ва гос унитар предпр в целях усил контроля за деят фед гос предпр.
СВК, ее задачи.
СВК организуется руководством предприятия. CВК должна иметь орган. структуру. Орган.внутреннего контроля должна полн. отвечать задачам управления хоз.процессами и инф. потребностями эфф. Функц. составляющих элементов хозяйственного механизма организации, должны соблюдаться правовые нормы действующего законодательства, положения документов внутренней регламентации, регулирующих среду контроля.
СВК организуется для: • осущ. деятельность предприятия упорядочение и эффективно;• соблюд. политику руководства;• обеспеч. сохранность имущества; • ведения качественное документирование операций.
Задачи СВК:1)Поддержка целей компании: Правильно разработанные и функционирующие СВК явл. Наиб. Важ. инструментом, с помощью которого организация может определять прогресс, достигнутый в отношении целей компании. Системы, не выполняющие этой функции, неэффективны по затратам.2)Надежность финансового учета: чтобы обеспечить точность и целостность данных. Наличие надежных финансовых и учетных данных на всех уровнях является критическим для процесса принятия решений в организации. Правильные решения не могут быть приняты на базе неточных и/или ненадежных данных.3)Обеспеч. учитываемости активов:обеспечить точный учет, конкр. деятельность, касающуюся активов компании.помогать управ-ляющим анализировать характер и тип активов, а также определять степень риска, связанного с каждым активом или группой активов.4)Защита активов:СВК должны разрабатываться для периодической физич. проверки, подтверждения счетов, процедур текущей оценки, списания потерь, ущерба или старения.5)Правовые и установленные законом задачи: надо отслеживать изменения в законодательных или правовых требованиях, чтобы определить, каким образом необходимо изменить СВК.
22. Методы внутреннего контроля.
Методы: • БУ финансовый (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение); • БУ управленческий (выделение центров ответственности, нормирование издержек);• ревизия, контроль, аудит (проверка документов, проверка арифметических расчетов, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, инвентаризация, устный опрос персонала, подтверждение и прослеживание); • теория управления.
Функции внутр контроля.
Внутр К выступает как самостоятельная ф-ия управления на предприятии отлич глубиной и точностью субьектами этого вида контроля явл. бух финн служба внутр контроля и др функцион службы предпр.
Гл назначение внутр К- неприрыв наблюдение за эффективностью финн эк снабжен-сбытовой и производ дея-ти.
Функции: 1)проводит периодич тематические проверки во всех цехах правильности учета выработки, 2)начисл з/п, 3)выплаты депонетск сумм, соотв БУ личного состава в цехах и отделе кадров на складах и в цехах внезапно частичные или полные инвентаризации ТМЦ и остатков НЗП
Требования к внутреннему К.
-Треб ущемления интересов. Необходимо создавать спец усл, при кот любые отклонения ставят какого-либо работника или подразделение орг-ции в невыгодное положение и побуждают их к регулированию «узких мест». Необ таких усл обусловливается возможностью появления отклонений, в кот опред работники или коллектив заинтересованы. Недопущение концентрации прав первич К в руках 1ого лица. Сосредоточение первич К в одних руках может привести к недостоверному учету в интересах данн лица. Треб заинтересованности администрации. Функц-ние системы ВК не мб эффективным без честности заинтересованности и участия должностных лиц упр-я. Треб приемлемости методологии ВК. Ставящиеся перед центрами ответств контрол цели и задачи д б рациональными. Необх целесообразное распред контр ф-ий. Программы ВК и применяемые методы д б целесообразными. Треб непрерывности развития и совершенствования. Система ВК д б построена т о, чтобы мб гибко ее «настраивать» на решение новых задач, возник в рез-те измен внутр и внеш усл функц-ия орг-ии, и обеспечить возможность ее расширения и модернизации. Треб приоритетности. Абс контроль над обыч незначительными операциями (например, мелкими расходами) не имеет смысла и только отвлекает силы от более важных задач. Но если высшее руководство считает, что какие-либо области дея-ти орг-ии имеют стратег значение, то в каж такой области обязательно дб налажен К, даже если эта область с трудом поддается измер по принципу «затраты-эффект». Исключение ненужных этапов шагов процедур в проведении К. К необх организовывать рационально, т.к это часто связано с доп затратами труда и ср-в. Треб единич ответственности. Каждая отд контрол ф-я д б закреплена только за 1 центром отв-сти. Но закрепление нескольких контрольных ф-ий за одним центром ответственности вполне допустимо. Например, отд контр ф-ей гл буха является К осуществляемых хоз операций на предмет их соответствия законодат РФ. Он же должен нести отв-сть за недоведение до руководства инфы о нарушениях. Треб потенциального функционального замещения. Временное выбытие отд субъектов ВК не должно прерывать контр процедуры. Для этого кажд внутр контролер должен уметь вып контр работу вышестоящего, нижестоящего и 1-2 работников своего ур во избежание потери адекватной связи с объектом К за время их выбытия. Треб регламентации. Эфф-сть функ-ния системы ВК прямо связана с тем, насколько подчинена регламенту контр дея-сть в орг-ии. Насколько дея-сть подчинена четкому регламенту — настолько можно ожидать от нее успеха.
Классификация ревизий.
Ревизия –осн метод осущ финн контроля. Виды: 1) По содержанию: документальная, фактич (инветар, пересчет); 2) По способу назнач: плановая, внеплан; 3)По степени охвата данных: сплош,выборочн; 4)По объему ревизуемой дея-ти: комплексн, тематич, полная, частич
Оформление результатов по итогам ревизии.
Результаты компл ревизии оформл промежуточными и основным актами.Промеж акт(ПА) состав-я для оформления рез-тов ревизии какого-либо участка деят-типредпр в процессе проверки всей совокупности объектов контроля=>состав-ся по результатам ревизиикассы,инвентариз мат ценностей,ГП и ОС,наличия денег у подотчет лиц,состояния расчетов с дебиторами и кредиторами,работы вспомогат производств,при контрольных обмерах и проверках качества вып-ых СМР.ПА подписываются членами ревиз группы и должностными лицами,отвечающими за этот участок работы.Обобщенные данные ПА отр-ся в основном акте компл ревизии.Осн акт(ОА)-для оформления и отр-я рез-тов компл ревизии эк-кой деят-ти предпр,служит основанием для принятия решения руководителем ревизующего органа по рез-там проведенной ревизии.В ОА ревизии вкл проверенные и документально обоснованные факты(недостатки в работе,бесхозяйственность, расточительство, нару-шения-описаны сжато и объективно,без исправлений,со ссылкой на норматив регулирование и объяснениями должностных лиц).Акт составл в 2-3 экземплярах(1-направляется в вышестоящую организацию,2-остается в ревизуемой орг-ции,3-при необходимости передается в правоохранит органы).Построение осн акта компл ревизии строго не регламентировано,напр:Вступительная часть (наименование предпр,состав ревиз группы,на основании какого документа проведена ревизия,за какой период,фамилии и инициалы руководителей ревизии,какие участки деят-ти подвергнуты сплошной проверке);Осн часть-отр-ся все факты нарушений со ссылкой на нормативные документы;Выводы и предложения.ОА компл ревизии руководитель ревиз группы сдает руководителю контрольно-ревиз службы ревизующего органа,кот делает отметку на последней странице акта ревизии:«Акт ревизии принят»(подпись и дата принятия акта).
Предмет и метод фин-хоз. К.(ФХ К)
Сущность К. - опред. как сист.наблюд. и проверки процесса функционирования и факт. Сост-я управл-го объекта с целью: а) оценить обоснованность; б) эффект-ть принятых управл.реш.; в)результ.их выполнения; г)выявить отклонен. от требований этих решений; д)устранить неблагоприят.ситуации; е)сигнализировать о них компетентным органам.
К должен быть оперативным, точным и экономичным.
Предмет КиР – хоз. и фин.операции, процессы предприятий, их структ. подраз-ий, рассматриваемые с позиций: а)законности, б)достоверности, в)целесообр-ти, г) эк.эффективности, д) обеспеч-я сохранности собственности, е)правильности формир-я и использ. Централиз-ых, децентр-ных денежных фондов.
Метод ФХ К- взаимосвяз-я совокупность специфич- принципов, путей, способов, средств в процессе изучения законности, достоверности, целесообразности, эк. ФХ и фин. операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, плановой и др. эк. Инф-и в сочетании с исследованием факт. состояния объектов контроля.
Системность и комплексность контрольных действий обеспеч-ся комбинированным использованием разных способов логического и математ., документ. и факт.контроля.