Графическое изображение издержек
U- образная форма краткосрочных кривых ATC, AVC и МС является экономической закономерностью и отражает закон убывающей отдачи, в соответствии с которым дополнительное использование переменного ресурса при неизменном количестве постоянного ресурса ведет, начиная с некоторого момента времени, к сокращению предельной отдачи, или предельного продукта.
Как было уже доказано выше, предельный продукт и предельные издержки находятся в обратной зависимости, и, следовательно, данный закон убывания предельного продукта может быть интерпретирован как закон возрастания предельных издержек. Другими словами, это означает, что начиная с некоторого момента времени дополнительное использование переменного ресурса ведет к увеличению предельных и средних переменных издержек, как это представлено на рис. 2.3.
Рис. 2.3. Средние и предельные издержки производства
Кривая предельных издержек МС всегда пересекает линии средних (АТС) и средних переменных (АVC) издержек в точках их минимума подобно тому, как кривая среднего продукта АР всегда пересекает кривую предельного продукта МР в точке своего максимума. Докажем это.
Средние совокупные издержки АТС=ТС/Q.
Предельные издержки MС=dТС/dQ.
Возьмем производную от средних совокупных издержек по Q и получим
Таким образом:
§ если МС > АТС, то (АТС)' >0 , и кривая средних совокупных издержек АТС возрастает;
§ если МС < AТС, то (АТС)' <0 , и кривая АТС убывает;
§ если МС = АТС, то (АТС)'=0 , т.е. функция находится в точке экстремума, в данном случае в точке минимума.
Аналогичным образом можно доказать и соотношение средних переменных (AVC) и предельных (МС) издержек на графике.
средние издержки – издержки в расчете на единицу продукции. Они используются для формирования цены. Средние постоянные издержки определяются путем деления суммарных постоянных издержек на количество произведенной продукции. Средние переменные издержки определяются путем деления суммарных переменных издержек на количество произведенной продукции. Средние общие издержки можно рассчитать путем деления суммы общих издержек на количество продукции.
13. Конкуренция и ее виды. Совершенная и несовершенная конкуренция: основные характеристики.
Конкуренция — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.
Выделяют следующие функции конкуренции:
§ выявление или установление рыночной стоимости товара;
§ выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда;
§ регулирование перелива средств между отраслями и производствами.
Виды конкуренции
Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли, когда предприятия с более высокой, чем средняя, производительностью труда получают дополнительную прибыль, а технически и организационно отсталые предприятия, наоборот, теряют часть индивидуальной стоимости производимых ими товаров и разоряются. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует на предприятиях развитие научно — технического прогресса.
Межотраслевая конкуренция — конкуренция между предприятиями различных отраслей, выражающаяся в переливе капиталов из отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой долей прибыли. Новые капиталы способствуют расширению наиболее нужных в общественном отношении производств, увеличению предложения наиболее необходимых товаров. Цены падают — снижается и прибыль.
Классификация видов конкуренции зависит от количества и удельного веса на рынке производителей. Соответственно различают:
совершенную (свободную, чистую) конкуренцию;
несовершенную конкуренцию, которая в свою очередь делится на:
— монополистическая конкуренция;
— конкуренция в условиях олигополии;
— чистая монополия.
Совершенная конкуренция — это конкуренция, которая происходит на рынке, где взаимодействует весьма большое число фирм, производящих стандартные, однородные товары. В этих условиях любая фирма может вступить на рынок, здесь не осуществляется контроль за ценами.
На рынке чистой конкуренции ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товаров. Продавец не может запросить цену выше рыночной, так как покупатели могут свободно приобрести по ней любое необходимое им количество товара. При этом, во-первых, имеется в виду рынок определенного продукта, например пшеницы. Во-вторых, все продавцы предлагают на рынке одинаковый продукт, т.е. покупатель будет в одинаковой степени удовлетворен пшеницей, купленной у разных продавцов, и все покупатели и продавцы имеют одинаковую и полную информацию о конъюнктуре рынка. В-третьих, действия отдельного покупателя или продавца не оказывают влияния на рынок.
Механизм функционирования такого рынка можно проиллюстрировать на следующем примере. Если цена пшеницы возрастает в результате увеличения спроса, фермер прореагирует на это расширением ее посевов в следующем году. По этой же причине и другие фермеры засеют большие площади, равно как и те, кто раньше этим не занимался. В результате увеличится предложение пшеницы на рынке, что может привести к падению рыночной цены. Если это произойдет, то все производители, и даже те, кто не расширял посевные площади под пшеницу, будут испытывать проблемы с ее реализацией по более низкой цене.
Таким образом, рынком чистой конкуренции считается тот, на котором устанавливается одна и та же цена на один и тот же продукт в одно и то же время, для чего необходимы:
неограниченное количество участников хозяйственных отношений и свободная конкуренция между ними;
абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;
абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;
абсолютная информированность рынка о норме прибыли, спросе, предложении и т.д. (осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов) невозможно без наличия полной информации);
абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);
наличие ситуации, когда ни один участник конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;
стихийное установление цен в ходе свободной конкуренции;
отсутствие монополии (наличие одного производителя), монопсонии (наличие одного покупателя) и невмешательство государства в функционирование рынка.
Однако практически ситуации, когда все эти условия присутствуют, не может быть, поэтому не существует свободного и совершенного рынка. Многие реальные рынки функционируют по законам монополистической конкуренции.
Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. При несовершенной конкуренции затруднено вступление в рынок и выход из рынка, ограничен доступ к информации.
— Монополистическая конкуренция означает конкуренцию на рынке, когда довольно большое количество фирм производит не однородный, а дифференцированный продукт, т.е. такой продукт, качественные характеристики которого значительно отличаются от аналогичной продукции, выпускаемой другими фирмами. При этом доступ на рынок свободен и не ограничен, но существует ограниченный контроль за ценами. Чаще всего такая конкуренция наблюдается в производстве одежды и обуви.
При монополистической конкуренции число продавцов меньше, чем в условиях чистой конкуренции, однако оно достаточно велико, что создает высокий уровень конкуренции. Реализуемые на рынке товары аналогичны по значению, и каждый производитель (продавец) стремится сделать свой продукт отличным от других за счет использования торговой марки, упаковки, бесплатной доставки, гарантии, рекламы и других маркетинговых средств. В некотором смысле каждый из них становится своеобразным монополистом с очень ограниченной властью.
Если две фирмы предлагают продукцию практически одинакового качества, но одна из них проводит активную рекламную кампанию, то у покупателей может сложиться впечатление, что продукция именно этой фирмы имеет более высокие качество и потребительские свойства. Таким образом, монополистический рынок состоит из покупателей и продавцов, совершающих сделки в широком диапазоне цен, так как потребителям предлагаются различные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах для покупателей с разным уровнем доходов. Потребители видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному.
— Олигополия — господство небольшого количества фирм и компаний в производстве определенных товаров и на рынке этих товаров.
Фирмы получают высокую прибыль потому, что доступ на рынок олигополии значительно затруднен. Проникновению в отрасль препятствуют практически те же барьеры, что и в условиях монополии.
В числе важнейших — величина капитала, необходимая новой фирме для внедрения в отрасль, а также контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства.
Олигополистический рынок характеризуется взаимозависимостью немногих конкурентов, на что обратил внимание основоположник теории олигополии Антуан Курно: так как на рынке конкурируют лишь несколько фирм, то каждый участник рынка должен тщательно следить за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении ценовой политики, а также прогнозировать потенциальные последствия своих действий.
В зависимости от типа производимой продукции различат чистую3 олигополию и дифференцированную4.
Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Действия фирм-конкурентов — это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурентов обусловливают принятие решений.
14. Дискретные зависимые и цензурированные выборки: модели бинарного и множественного выбора, модели с урезанными и цензурированными выборками
Модели дискретного выбора — экономические (эконометрические) модели, позволяющие описывать, объяснять и прогнозировать выбор между, двумя или более альтернативами (то есть когда множество альтернатив не более чем счетно
). Модели дискретного выбора позволяют на основе некоторых характеристик (атрибутов) экономического субъекта или ситуации оценить вероятность выбора той или иной альтернативы.Цензурированная регрессия (англ. Censored regression) - регрессия, с зависимой переменной, наблюдаемой с ограничением (цензурированием) возможных значений. При этом модель может быть цензурирована только с одной стороны (снизу или сверху) или с обеих сторон. Цензурированная регрессия отличается от усеченной регрессии (англ. truncated regression), тем что значения факторов, в отличие от зависимой переменной, наблюдаются без ограничений.
Каноническая цензурированная регрессия, цензурированная снизу нулевым значением, носит название тобит (по аналогии с пробит, логит и т.д.), названная в честь лауреата премии имени Нобеля по экономике Джеймса Тобина. Собственно исследования цензурированных моделей начались с работы Дж.Тобина в 1958 году, в которой рассматривались расходы семей на автомобили. Для оценки эластичности спроса на автомобили по доходу необходимо оценить модель зависимости логарифма расходов на логарифм доходов. Однако, как показал Тобин такая оценка будет смещенной и несостоятельной, так как для семей с низким доходом (ниже некоторого порога) величина расходов равна нулю независимо от конкретной величины дохода и других факторов. Тобин впервые и предложил подход к оценке таких моделей, который позволяет получить состоятельные оценки параметров модели.
Усеченная регрессия (англ. Truncated regression) или регрессия с урезанной выборкой - модель регрессии в условиях, когда выборка осуществляется только из тех наблюдений, которые, которые удовлетворяют априорным ограничениям, которые обычно формулируются как ограничение снизу и (или) сверху зависимой переменной. Урезание выборки приводит к смещенности МНК -оценок, поэтому оцениваются такие модели с помощью метода максимального правдоподобия.
15. Системы одновременных уравнений. Проблема идентификации. Метод максимального правдоподобия с ограниченной информацией (LIML). Нелинейные модели регрессии
Система одновременных уравнений — совокупность эконометрических уравнений (часто линейных), определяющих взаимозависимость экономических переменных. Важным отличительным признаком системы «одновременных» уравнений от прочих систем уравнений является наличие одних и тех же переменных в правых и левых частях разных уравнений системы (речь идет о так называемой структурной форме модели, см. ниже).
Эндогенными называются переменные, значения которых определяются в процессе функционирования изучаемой экономической системы. Их значения определяются «одновременно» исходя из значений некоторых экзогенных переменных, значения которых определяются вне модели, задаются извне. В системах одновременных уравнений эндогенные переменные зависят как от экзогенных переменных, так и от эндогенных.
Измерение тесноты связи между переменными, построение изолированных уравнений регрессии недостаточно для объяснения функционирования сложных экономических систем. Изменение одной переменной не может происходить при абсолютной неизменности других. Её изменение повлечет за собой изменения во всей системе взаимосвязанных признаков. Таким образом отдельно взятое уравнение регрессии не может характеризовать истинное влияние отдельных признаков на вариацию результирующей переменной. Поэтому в экономических исследованиях важное место заняла проблема описания структуры связей между системой переменных.
Проблема идентификации
Структурное уравнение называется идентифицируемым, если его коэффициенты можно выразить через коэффициенты приведённой формы. Если это можно сделать единственным способом, то говорят о точной индентифицируемости, если несколькими способами — о сверхидентифицируемости. В противном случае оно называется неидентифицируемым. Сверхидентифицируемость фактически означает, что на коэффициенты приведённой формы наложены некоторые ограничения (сверхидентифицирующие). В полной приведённой форме участвуют все экзогенные переменные и на коэффициенты не налагается никаких ограничений.
Необходимое условие идентифицируемости структурного уравнения (порядковое условие): количество переменных правой части уравнения должно быть не больше количества всех экзогенных переменных системы. В канонической форме (когда "левой" и "правой" частей нет) данное условие иногда формулируют следующим образом: количество исключенных из данного уравнения экзогенных переменных должно быть не меньше количества включенных эндогенных переменных уравнения минус единица. Если данное условие не выполнено, то уравнение неидентифицируемо. Если выполнено со знаком равенства, то, вероятно, точно идентифицируемо, иначе - сверхидентифицируема.
Достаточное условие идентифицируемости структурного уравнения: ранг матрицы, составленной из коэффициентов (в других уравнениях) при переменных, отсутствующих в данном уравнении, не меньше общего числа эндогенных переменных системы минус единица.