Финансовый контроль, как важнейший институт международного финансового права.
Особенно ярко процесс кодификации международного финансового права и унификации норм российского финансового права проявляется при разработке российского законодательства о финансовом контроле. Финансовый контроль играет очень важную роль в обеспечении эффективного функционирования в государстве процесса образования, распределения и использования определённых фондов денежных средств.
Успешное построение на глобальном уровне в самих государствах, в том числе в РФ, стабильной финансовой системы требует совершенствования правового регулирования финансовых отношений в нашей стране в сфере финансового контроля. Этот процесс достаточно сложный. Закономерно повышается интерес государств к Лимской Декларации «Руководящих принципов финансового контроля», которая , хотя и является актом, обладающим рекомендательной силой , но по предложению Экономического и Социального Совета ООН и при поддержке Генеральной Ассамблеи ООН и государств-членов ООН , приобретала юридическую силу.
В решении, принятом в декабре 2011 г. , Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем государствам-членам ООН, в том числе и Российской Федерации, привести своё законодательство в соответствие с Лимской декларацией.
Финансовое законодательство России в отношении регулирования финансового контроля нуждается в более совершенной кодификации. В этих условиях Лимская декларация, определяющая тенденции развития национальных политик государств в области финансового контроля должна быть признана государствами путем трансформации в их национальное законодательство. Значение данного международно-правового акта состоит в том, что на основе обобщения опыта деятельности органов финансового контроля развитых в правовом отношении стран, в нем был закреплен имеющий принципиально важное значение принцип независимости органов финансового контроля как необходимое условие эффективности их деятельности. Декларация содержит ещё одно важное положение о гарантии независимости высшего органа финансового контроля от вмешательства извне в целях обеспечения правомерности, упорядоченности, экономичности и оперативности управления государственными финансами. При этом требование обеспечить независимость этого органа квалифицируется в Декларации как главное условие обеспечения объективности и беспристрастности его деятельности. В Декларации речь идет об обеспечении как функциональной, так и организационной независимости высшего органа финансового контроля. Ввиду особой важности данного принципа для обеспечения финансовой стабильности государства в Декларации отмечается необходимость его закрепления в Конституциях государств и в специальных национальных законах. В последующих статьях Декларации раскрывается содержание принципа независимости данного органа и условия обеспечения его соблюдения. Для достижения стабильности национальной денежной системы, а это является важным условием для обеспечения стабильности всей мировой финансовой системы, необходимо внедрить положения Лимской декларации о финансовом контроле в российскую правовую систему. Учёными в области финансового права неоднократно указывалось о необходимости принятия Федерального закона "О финансовом контроле в РФ"[31], что дало бы возможность Правительству РФ посредством внедрения и использования международных стандартов финансового контроля обеспечить благоприятные условия для развития кредитно-денежной политики Российской Федерации и повысить доверие к себе со стороны иностранных государств.
России необходимо эффективнее использовать международные стандарты, установленные Лимской Декларацией.
В настоящее время остро стоит вопрос о быстрейшем принятии Думой Российской Федерации единого федерального закона «О системе финансового контроля». Положительным моментом является то, что будет принят также новый закон «О Счётной палате РФ», в соответствии с которым Счётная палата РФ и будет именоваться Высшим органом финансового контроля и будет признана внешним финансовым органом контроля , действующим наряду с ранее созданными внутренними органами, а между ними будут разделены полномочия.
Положительным моментом будет также принятие новой редакции главы 26 Бюджетного кодекса РФ , посвящённой регламентации деятельности органов государственного и муниципального финансового контроля.
Для этого была проведена работа по гармонизации положений этой главы Бюджетного кодекса с соответствующими нормами Лимской декларации.
Итак, как сказано выше, с учётом положений Лимской декларации и опыта зарубежных стран, в первую очередь США и Канады, в России необходимо провести чёткое разграничение внутреннего, внутриведомственного и внешнего независимого финансового контроля. Внешний финансовый контроль осуществляется Счётной палатой, как высшим органом финансового контроля. Внутренний финансовый контроль проводится структурой Минфина и структурами других министерств и ведомств. Закон «О системе финансового контроля» будет базовым правовым актом , закрепляющим чёткую нормативную основу для правового регулирования финансового контроля в РФ.
В этот закон необходимо внести определение такого понятия как «государственный и муниципальный финансовый контроль» и раскрыть в нём содержание таких терминов как : органы финансового контроля; объекты финансового контроля; финансовые нарушения.
В данном законе должны быть отражены руководящие принципы финансового контроля для осуществления контрольной деятельности Высшим органом финансового контроля, создание которого предусмотрено Лимской декларацией, таких как: законность, правильность, целесообразность, экономичность и эффективность финансовой деятельности.
В преамбуле закона «О системе финансового контроля» будет отражена необходимость осуществления финансового контроля в РФ различными органами, а именно: государственными, органами субъектов федерации и муниципальными органами.
В первом разделе проекта обсуждаемого закона, именуемого «общие вопросы» определяются цели, задачи, направления его осуществления даётся понятие «финансовый контроль» и перечисляются его виды. Определение в проекте закона финансового контроля соответствует положениям Лимской декларации и законодательству зарубежных стран. Под финансовым контролем понимается проверка соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими, физическими лицами финансового законодательства Российской Федерации и субъектов РФ, а также рациональности и эффективности использования государственных и муниципальных финансовых и материальных ресурсов и правильности постановки бухгалтерского учёта и отчётности.
Финансовый контроль, в соответствии с законопроектом делится на государственный и негосударственный. Негосударственный контроль осуществляется в форме муниципального контроля , аудита и общественного контроля. В зависимости от вида субъектов финансового контроля выделяются 4 их вида: государственный, муниципальный, аудиторский и общественный финансовый контроль, а все они в совокупности и составляют систему финансового контроля.
Все виды финансового контроля осуществляются в формах: предварительного, текущего и последующего контроля.
Методами государственного финансового контроля являются ревизия , комплексные проверки и просто проверки. При осуществлении проверок используется обследование и проведение экспертиз .
В связи с тем, что контроль заключается в выявлении нарушений действенность его применения зависит от чёткой формулировки в законе содержания каждого вида нарушения и установление мер ответственности за них. Для чёткой квалификации финансовых нарушений следует принять и утвердить в специальном нормативном акте Классификатор финансовых нарушений. Требуется также закрепить и организовать применение правил федерального статистического учёта результатов деятельности органов государственного и муниципального финансового контроля, что позволит поднять роль контроля в России. Сбор отчётности должен проводится снизу доверху по ветвям власти - представительным и исполнительным органам.
В тексте обсуждаемого закона нужно нормативно закрепить основы организации сотрудничества всех трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной в сфере организации финансового контроля.
Скорейшее принятие закона даст возможность выделить в системе финансового права отдельную подотрасль – «финансовый контроль», что будет способствовать повышению эффективности подготовки специалистов в области финансовых отношений. Принятие закона «О системе финансового контроля» позволит обеспечить решение задачи гармонизации финансового законодательства РФ с финансовым законодательством стран СНГ, странами Евросоюза, и другими ведущими зарубежными государствами[32].
Таким образом, с принятием рассматриваемого закона будет устранена правовая неопределённость в регулировании о методов финансового контроля и будет достигнуто совершенствование правовых норм в этой области. Это особенно важно в связи с осуществлением административной реформы и реформы бюджетного процесса в Российской Федерации.
Необходимо, кроме того, теснее увязать положения закона «О системе финансового закона» с положениями закона «О Счётной палате РФ»». Развитие идёт в том направлении что всё больше и больше высшие органы финансового контроля будут заниматься не столько контрольно-ревизионной деятельностью, сколько аудитом эффективности осуществления контроля и реализацией в своей правоприменительной практике 82 международных стандартов в области финансового аудита, аудита эффективности, стратегического аудита , предусмотренных положениями Лимской декларации.
Проделанный анализ приводит к выводу, что есть основания прогнозировать дальнейшее усиление роли Российского государства в сфере финансового контроля за счёт уточнения и конкретизации контрольных функций отдельных органов образующих в совокупности систему государственного финансового контроля, что позволит упразднить дублирование их полномочий.
Оценка результатов практики возложения полномочий по осуществлению внутреннего финансового контроля в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма на коммерческие организации соответствует требованиям норм международного права. Внутренний финансовый контроль , действительно, играет важную роль в деятельности каждой кредитной организации, в связи с тем, что от результативности его осуществления зависит финансовая устойчивость кредитной организации. В перспективе ставится задача дальнейшего развития форм и методов государственного контроля как в административно-правовом, так и в финансово-правовом аспекта. Все вышеперечисленные меры позволят добиться совершенствования процедуры осуществления финансового контроля в Российской Федерации.