Глава 1. теоретические основы антикризисного управления в финансовом оздоровлении
ПРЕДПРИЯТИЯ
Роль антикризисного управления и его место в финансовом
Оздоровлении предприятия
Антикризисное управление – это управление, определенным образом предугадывающее риск кризиса, предусматривающее исследование его признаков, меры по уменьшению негативных результатов кризиса и применения его факторов с целью дальнейшего развития.
Вероятность антикризисного управления обуславливается, в первую очередь, человеческим фактором, а именно: потенциалом интенсивного и радикального характера действий человека в ситуациях кризиса; осознанием истоков и природы кризиса, закономерностей его протекания. Осмысленная работа человека дает возможность найти и определить пути выхода из опасной обстановки, сосредоточить старания в постановке более трудных задач, воспользоваться собранными навыками преодоления кризиса, адаптироваться к появляющимся проблемам.
Кроме этого, вероятность антикризисного управления обуславливается и познанием повторяющегося нрава формирования общественно-финансовых конструкций. Это дает возможность предусматривать условия кризиса и вести подготовку к нему. Особенно опасными являются спонтанные кризисы.
Необходимость антикризисного управления отображает необходимость преодоления и разрешения кризиса, вероятного смягчения его исхода.
Это естественная необходимость человека и учреждения. Осуществлять ее разрешено только лишь с помощью специализированных элементов антикризисного управления, которые необходимо формировать и улучшать.
Необходимость антикризисного управления определена, кроме того, и целями формирования. К примеру, формирование кризисных ситуаций в экологии, угрожающие жизни человека, его самочувствию, вынуждают находить и определять новые ресурсы антикризисного управления, к которому принадлежит и утверждение заключений об изменении технологических процессов. Таким образом, ядерная энергосистема – это сфера работы с высокой угрозой кризисных ситуаций. Главное в антикризисном управлении: потребность увеличения мастерства технологического персонала, поддержание дисциплины, система поиска новых и наиболее безопасных технологий. Всегда это трудности управления. Решение промышленных трудностей также начинаются с управления [16, с.215].
В финансовом антикризисном управлении появляется потребность поиска видов диверсификации изготовления, конверсии.
Проблематика антикризисного управления широка и многообразна; ее можно разбить на 4 категории.
Первая категория – задачи определения предкризисных ситуаций. Это далеко не элементарное действие: вовремя заметить приближение кризиса, найти его первоначальные симптомы, увидеть его направленность. От этого зависит вероятное предотвращение кризиса. Механизмы избегания кризиса необходимо создать и запустить в действие. Это тоже является проблемой управления.
Вторая категория проблем антикризисного управления объединена с основными областями жизнедеятельности учреждения. Это, прежде всего, методологические трудности ее жизнедеятельности. В процессах их решения формулируется цель и миссия управления, формулируются пути, ресурсы и способы управления в условиях кризисной ситуации. Данная категория содержит комплекс трудностей финансово-экономического нрава. К примеру, в экономическом антикризисном управлении появляется потребность определения видов диверсификации производства, либо выполнения конверсии, что требует лишних ресурсов, поиска источников финансирования. Также имеются трудности организационного и правового содержания, социально-психологические трудности.
Проблематику антикризисного управления допускается продемонстрировать и в диверсификации технологий управления (третья категория задач). Она содержит, в самом общем варианте, трудности моделирования кризисов и вариантов действий социально-экономической системы в кризисном состоянии, трудности поиска нужных данных и исследования управленческих решений.
Трудности разбора и оценки кризисных ситуаций обладают огромным значением. Тут имеется масса ограничений согласно времени, квалификации персонала, нехватки (недостаточности) данных и др. К данной команде допускается причислить и трудности разработки инновационных стратегий, что способствует выводу учреждения из кризиса.
Четвертая категория задач содержит конфликтологию и селекцию персонала, которые постоянно сопровождают кризисные ситуации, вложение антикризисных мер, трудности разорения и санации компаний [18, с. 128].
Состав типичных проблем антикризисного управления подчеркивает, что оно является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими характеристиками.
Важно точно установить теорию антикризисного управления. Считается, что в случае если главным показателем экономической беды компании являются его неплатежи, в таком случае, основную значимость в антикризисном управлении обязан исполнять финансовый менеджмент. Бесспорно, возможности данного управленческого инструмента огромны, однако никак не бесконечны, особенно, в случае если «опухоль уже стала злокачественной». Дело в том, что разрешение трудностей, стоящих перед финансовым менеджером компании, невозможно без решения вопросов, которые, казалось бы, прямого отношения к финансам не имеют. В их числе:
- существование отлично установленного управленческого учета;
- качество планирования в компании;
- обеспеченность его высококвалифицированными менеджерами и т.п.
Результаты финансового менеджмента являются производными от итогов всей рыночной деятельности предприятия, качества и работоспособности всего его коллектива. Отсюда оздоравливать финансы фирмы – это оздоравливать весь ее организм [34, с. 87].
Имеет ли возможность антикризисный менеджмент решать подобные задачи? На данный вопрос можно дать положительный ответ, отталкиваясь из следующего:
- ключевой целью антикризисного управления является предоставление прочного положения на рынке и стабильно устойчивых финансов фирмы при разных экономических, политических и социальных метаморфозах в государстве. Таким образом, оно обязано быть способным разрешать наиболее неоднозначные и многосторонние проблемы;
- в его рамках используются, как правило, подобные управленческие инструменты, которые в особых отечественных условиях стали более действенными в решении абсолютно всех текущих задач компании, а никак не только лишь в устранении преходящих финансовых затруднений;
- суть антикризисного управления: ускоренная и результативная реакция на значительные перемены внешней среды на основе предварительно тщательнейшим образом разработанной гаммы альтернативных вариантов управленческих решений, учитывающих всевозможные действия в зависимости от условий;
-в основе антикризисного управления лежит процесс неизменных и последовательных нововведений в абсолютно всех звеньях и сферах действий компании;
-антикризисное управление нацеливается на то, что даже в самой непростой хозяйственной ситуации, в какой оказывается организация, можно было ввести в действие такие финансовые и управленческие механизмы, которые дали бы возможность выбраться из трудностей с минимальными для компании потерями.
Общеизвестна триада, определяющая ныне успех в бизнесе – «Люди – продукт – прибыль». Стабильность бизнеса, прочность позиций фирмы на рынке, ее финансов обеспечивают, прежде всего, люди. Предприятие должно располагать такими работниками, которые способны подходить к делу творчески, стремиться к нововведениям, развивать сотрудничество с другими, добиваться оптимального конечного результата. Нужна не просто группа специалистов, а дружный, творческий, самонастраивающийся коллектив-команда. Без этого никакие ухищрения в финансовой области дело не спасут [31, с. 159].
Впрочем, самое ключевое – это голова, менеджер. В любом определенном случае триумф зависит от собственных свойств и плюсов менеджера, являющегося в данный момент мотором рыночной экономики. Для русского менеджера приоритетом является осознание необходимостей и запросов людей, умение верно расценивать потенциал и личные качества сотрудников, прислушиваться к возражениям, советам членов коллектива, помогать развитию их инициатив и умение применить их на практике.
Вторая по значимости неувязка – товар, который компания предлагает рынку. В данной ситуации основным компонентом является маркетинг – умение работать с рынком для удовлетворения человеческих потребностей. В данной области для русских менеджеров особенное значение приобретают:
-применение новых итогов научно-исследовательских трудов, открытий и изобретений с целью изготовления, и вывоза очень эффективных наукоемких продуктов, технологий и услуг;
-кропотливое и многостороннее исследование капитала и возможностей конъектуры рынка, подготовка и переработка данных о настоящих нуждах покупателей;
- интенсивное влияние на рынок, в организации его необходимости и о поощрении реализации;
- предоставление многостороннего удовлетворения потребностей окружения с целью увеличения качества существования.
Суть антикризисного менеджмента – работа, превращающая необходимости потребителя в прибыли компании. К сожалению, российские изготовители, как правило, делают предложение рынку, не то, что ему необходимо, а то, что они могут сделать. Исключительно в этом случае, если организация оказывается способной порекомендовать покупателю, рынку, то, что ему нужно, по оптимальной стоимости, в необходимом количестве, нужного качества, в необходимый период и в подходящем месте, возникают предпосылки для экономической устойчивости фирмы. Для того чтобы организация могла эффективно действовать и совершенствоваться, ему первоначально необходима надежность валютной выручки, необходимой с целью расчета своевременно с поставщиками, кредиторами, своими сотрудниками, местными органами правительства, страной. Требуется доход, обеспечивающий расширенное воспроизводство. Стабильный доход, крепкие финансы компании – никак не презент судьбы или же радостный инцидент летописи. Это постоянный итог опытного, тщательнейшим образом просчитанного управления целой совокупностью производственных и хозяйственных факторов, обусловливающих итоги работы компании (равно как внутренних, так и наружных) [36, с.256].
Исследования выявили, что применительно к русской реальности главные причины неплатежеспособности многочисленных компаний сводятся к малому учету претензий рынка (согласно предлагаемому перечню, по качеству продукта, стоимости и т.д.) и к неудовлетворительному экономическому начальству предприятия (ошибочный подсчет рисков, утяжеление лишними обещаниями, невысокое качество экономического планирования и т.д.). В наших фирмах, как норма, слабо поставлена аналитическая деятельность, плохо организован подсчет, в особенности управленческий. Допускается заявлять и о заболеваниях бизнеса, заболеваниях экономического маркетинга. Неудовлетворительное экономическое положение свойственно недостаточным помещением денег, их иммобилизацией, слабой платежной радостью, просроченной задолженностью пред бюджетом, поставщиками и банками, малоустойчивой действительной и потенциальной экономической основой.
Существует много линий существенного усовершенствования экономического положения компании. Это объект специального рассмотрения. Тем не менее, результат в бизнесе в жизни никогда не будет устойчивым, в случае если он никак не основывается на тщательнейшем образ сбалансированном, креативном, многофункциональном коллективе, который функционирует, передавая ценности покупателю.
Чтобы достичь основательного успеха в бизнесе, необходимо использовать возможности планирования. На уровне экономики государства все провалы антикризисных стратегий, исполняемых в РФ в минувшие года, обусловлены отсутствием высококачественно созданных, сбалансированных, взвешенных стратегических проектов, единого расклада в решении трудностей, обособленностью, нескоординированностью граней по преодолению постоянно появляющихся проблем.
На уровне компаний трудности носят похожий характер: равно как воздух, важны основательные, тщательнейшим образом отработанные стратегические проекты, в которых всегда ключевые нюансы бизнеса рассматривались бы в расчете на перспективу, в комплексе, во взаимосвязи. Однако в настоящее время, безусловно, в большинстве компаний отсутствует не только стратегические проекты, но даже текущие. Истина предпринимательства – в любой проект компании должен быть сконструирован значительный, в согласовании с передовыми мерками и раскладами бизнес – проект. В нашей же практике чаще всего, это совершается в расчете на привлечение вложений, в первую очередь, из-за рубежа [32, с.147].
Между тем, бизнес-план – это норма обычной рыночной деятельности предприятия, в рамках которой подробно, в комплексе рассматриваются проблемы конкретного бизнеса, в том числе и финансовые.
В многочисленных отечественных фирмах попросту отсутствуют сотрудники, способные грамотно создать проект-дело. Практически по пальцам можно пересчитать примеры продуктивного использования в нашей практике современных инструментов антикризисного управления, как реинжиниринг бизнес процессов, менеджмент по проектам и другие. Пока что антикризисные события выступают равно как комплекс граней по «штопанью дыр», а никак не многосторонний комплекс взаимосвязанных и взаимовлияющих операций, обхватывающих все главные условия бизнеса (в том числе первоначально лишь человеческий), на основательные достижения в рыночных преобразованиях надеяться тяжело.
Особую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент, представляющий сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные денежные решения. Основным аспектом реализации данной системы на конкретном предприятии становится ее соотношение с прибылью этого предприятия [33, с.278].
Отметим, что прибыль выступает в данном случае в качестве изначального момента, от которого отталкивается любое руководство при принятии решения о той или иной форме финансового менеджмента на своем предприятии, определяя тем самым значение, которое он будет играть в упрочении рыночной жизни предприятия. Это позволяет руководству вычленить факторы, определяющие структуру, прибыли предприятия, обеспечить их детальную проработку и, как результат, — формирование на предприятии системы финансового менеджмента.
Руководство, в зависимости от осознания имеющихся в компании реалий и собственных способностей к их анализу, имеет возможность отрегулировать механизм планирования и распределения дохода. Вследствие этого для управляющего, принимающего решение о санации компании, более значимым нюансом ее жизнедеятельности выступает установление источников наполнения дохода компании, выбор одного или нескольких из них, насыщенность на них основных стараний, исследование возможности их применения в ходе антикризисной работы компании.
Такой подход вполне оправдан, особенно в условиях широко распространенной у нас профессиональной некомпетентности, многолетней привычки получать централизованные капиталовложения, не заботясь об их возврате, неприспособленности к рыночной среде, незнания многих современных технологий [34, с.115].
Следовательно, начинать осуществление приоритетных инвестиционных проектов по совершенствованию экономики компании необходимо с изучения и переподготовки сотрудников: от менеджеров вплоть до работников. Прочная профессиональная основа может помочь наиболее удачно разрешать проблемы финансирования проектов и программ. Основной капитал РФ сегодня располагается у отдельных торговых банков, аффективных частных компаний, дельцов нелегальной экономики, а кроме того зарубежных трейдеров, трудящихся в основном в области обращения, потому как их отпугивает общественно-политическая непостоянность, круговорот законов и высокий коммерческий риск.
«Живые деньги» есть также у части населения, которое готово вкладывать их в строительство жилых домов, надежные ценные бумаги, но нередко сталкивается с авантюрными либо мошенническими проектами.
После решения проблемы о финансировании проекта оживления фирмы, как правило, возникает вопрос научно-технического оснащения. Сегодня в РФ немало производственных комнат, простаивающего оборудования. Однако это в большинстве случаев устаревшая аппаратура, нравственно и физически потертое оборудование, негодное для изготовления конкурентоспособной продукции. Здания и производственную инфраструктуру в последствии определенной перестройки полностью допускается эксплуатировать (что удешевляет проект и уменьшает сроки его осуществления). Тем не менее, требуется покупать новейшую научно-техническую аппаратуру. В большинстве ситуаций стараются заказать его из-за рубежа одновременно с апробированной эффективной технологией. Это, безусловно, отбирает возможность в развитии российского машиностроения, увеличивает безработицу в предоставленной сфере и увеличивает зависимость от наружных поставщиков [25, с. 326].
Отсюда необходимо поддерживать ориентацию клиентов на покупку современного российского оснащения, широко привлекая к проектам конверсионные компании. Однако для этого следует, чтобы российское оборудование никак не уступало импортному оборудованию по своим характеристикам, было экономичнее и обладало налаженным обслуживанием и ремонтом.
Как видно из всего вышеперечисленного концепция антикризисного управления представляет собой комплекс мер, направленных на закрепление и (или) укрепление позиции предприятия на рынке.