Принципы функционирования и компоненты СВК
3.1 Организация и функционирование СВК в Обществе строится на следующих ключевых принципах:
- Интегрированность – СВК является неотъемлемой частью корпоративного управления Общества и встраивается в его процессы и ежедневные операции. СВК включает процедуры по информированию руководства соответствующего уровня управления о любых существенных нарушениях финансово-хозяйственной деятельности, недостатках и слабых местах контроля, которые были обнаружены, вместе с анализом их причин, деталями корректирующих мероприятий, которые были предприняты или которые следует предпринять;
- Непрерывность – СВК действует на постоянной основе, непрерывно и на всех уровнях управления, что позволяет Обществу своевременно выявлять отклонения в системе внутреннего контроля и предупреждать их возникновение в будущем;
- Методологическое единство –процессы СВК реализуются на основе единых требований и подходов для всех подразделений Общества;
- Целостность/комплексность – СВК действует на всех уровнях и во всех подразделениях Общества, охватывает все субъекты внутреннего контроля и направления деятельности и, соответственно, все риски:
- Обязанность по построению и поддержанию надежной и эффективной СВК лежит на руководителях всех уровней управления Общества;
- Контрольные процедуры существуют во всех бизнес-процессах и на всех уровнях управления;
- Каждый работник Общества знает, понимает и выполняет свою роль в системе внутреннего контроля
- Ответственность – за функционирование СВК ответственны все работники и руководство на всех уровнях Общества в рамках своих полномочий;
- Ориентированность на риски – СВК в Обществе находится в тесном взаимодействии с системой управления рисками, что способствует своевременному и эффективному внедрению мероприятий по воздействию на риски. При анализе контрольных процедур следует оценивать величину и вероятность реализации рисков, степень их влияния на результаты финансово-хозяйственной деятельности и достижение целей Общества, что позволяет сделать вывод о достаточности существующих контрольных процедур, либо о необходимости разработки и внедрения новых.
· Оптимальность –объем и сложность контрольных процедур, используемых в Обществе, являются необходимыми и достаточными для эффективного управления рисками и достижения целей Общества. Ресурсы и затраты на внедрение и последующее функционирование контрольных процедур не должны превышать последствия реализации рисков (соотношение «затраты – экономический эффект»), а совокупный уровень остаточного риска должен соответствовать риск-аппетиту Общества.
- Разделение обязанностей – в Обществе разграничиваются права и обязанности субъектов внутреннего контроля в зависимости от их отношения к процессам разработки, утверждения, применения и мониторинга СВК. Не допускается, чтобы на одного работника/подразделение были одновременно возложены полномочия по:
- утверждению операций с активами;
- осуществлению операций с активами;
- учету/регистрации операций;
- проверке корректности, полноты и факта выполнения операции и обеспечению сохранности активов.
- Формализация – СВК должна быть формализована:
- описаны риски и контроли по всем существенным бизнес процессам, влияющим на достижение целей Общества;
- задокументированы и сохраняются результаты выполнения контрольных процедур (первичные документы, отчеты, журналы операций и др.);
3.2 Актуальность и развитие– вся документация по СВК (описание рисков, контролей и др. информация) должна своевременно актуализироваться, а также постоянно совершенствоваться в целях повышения эффективности управления рисками. Высшее руководство обеспечивает условия для постоянного развития системы внутреннего контроля с учетом необходимости решать новые задачи, возникающие в результате изменения внутренних и внешних условий функционирования. Основой организации и функционирования системы внутреннего контроля в Обществе являются следующие компоненты:
- Контрольная среда;
- Оценка рисков;
- Средства контроля;
- Информация и коммуникации;
- Мониторинг СВК.
Подробное описание компонентов СВК приведено в Приложении 1 настоящей Политики.