Формирование и использование бюджета милославского района рязанской области

Юрина Д.С.

бакалавр факультета экономики

РГУ имени С.А. Есенина,

Научный руководитель – Гревцова Т.В.

Ключевые слова: муниципальное образование, местный бюджет, исполнение бюджета, доходная и расходная части бюджета, дефицит, профицит.

Бюджетная система как форма перераспределения общественных денежных средств выступает финансовой основой функционирования всех уровней государственной власти и ме­стного самоуправления не только в России, но и в большинстве государ­ств мирового сообщества [6, c. 140]. В настоящее время структура бюджетной системы Российской Федерации определена в статье 10 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) и состоит из бюджетов трех уровней [1]:

· федеральная подсистема;

· региональная подсистема;

· муниципальная подсистема.

Реформа местного самоуправления серьезно изменила принципы формирования муниципальной подсистемы. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) территориями муниципальных образований являются: городские и сельские поселения, муниципальные районы, город­ские округа, а также внутригородские территории городов федерального значения [3]. Это предопреде­ляет разделение местных бюджетов на бюджеты двух уровней (типов) – муниципальных районов (городских округов) и поселений.

Данный подход, по мнению О. В. Врублевской и М. В. Романовского, позволяет упорядочить бюджет­ное устройство на местном уровне, ввести четкое законодательное разделение бюджетно-налоговых полномочий между

различными органами государственной власти [6, c. 54]. С другой стороны, он требует существенно большего внимания к формированию местных бюджетов на поселенческом уровне.

В рамках исследования проблемы формирования и оптимизации местных бюджетов, нами было рассмотрено муниципальное образование Милославское Рязанской области.

Муниципальное образование имеет собственный бюджет, который разрабатывается и утверждается в форме нормативного правового акта Совета муниципального образования.

На протяжении 2013–2015 гг. по результатам фактического исполнения бюджетов муниципального образования Милославское по доходам наметилась устойчивая тенденция к росту налоговых и неналоговых поступлений в бюджет (табл. 1)

Таблица 1. Исполнение доходной части муниципального образования Милославское в 2013-2015 гг. [3-5]

Доходы местного бюджета 2015 год 2014 год 2013 год
Фактически исполнено всего, тыс. руб. % исполнения Фактически исполнено всего, тыс. руб. % исполнения Фактически исполнено всего, тыс. руб. % исполнения
Доходы бюджета – Всего 279 368 678,19 100,0 267939897,15 100,1 268337178,34 99,90
Налоговые доходы 72167943,45 - 64214162,34 - 45018124,07 -
Налоги на прибыль, доходы 65 323 542,47 100,3 60005017,15 100,2 41922894,05 100,07
Налоги на совокупный доход 5 397 875,20 3069029,35 101,3 2602447,68 100,52
Государственная пошлина 1 418 449,80 1112113,21 100,1 465251,89 100,05
Задолженность по отмененным налогам и сборам 28 075,98 28002,63 27530,45 101,96
Неналоговые доходы 22297989,53 -      
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 13 202 485,10 100,4 5308643,47 100,3 5577936,54 100,01
Платежи при пользовании природными ресурсами 4 974 356,42 100,1 89959,63 101,1 67393,83 100,59
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 28 903,65 105487,67 100,5 328824,91 102,44
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 3 441 751,59 2439088,47 101,7 6823659,63 100,01
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 650 492,77 100,1 1186478,09 100,7 1194700,85 102,90
Безвозмездные поступления 182 078 768,94 99,9 189902910,68 99,9 209326538,51 99,83
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 34 240 075,00 38109000,00 61448000,00 100,0
Субсидии бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии) 4 373 836,33 7121156,00 18944445,00 100,00
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 132 934 802,00 134147000,00 119177500,00
Иные межбюджетные трансферты 10 779 080,00 10041000,00 10103200,00
Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет -249 024,39 -189 302,32 -346 606,49


За 2013 года доходная часть бюджета муниципального образования была исполнена в общей сумме 268337178,34 тыс. руб. или 99,9% к первоначально запланированному бюджету. Недовыполнение бюджета в части доходов обусловлено невыполнением плана поступлений по безвозмездным платежам, а именно возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет. В 2014 году общая сумма доходов бюджета муниципального образования Милославское составила тыс. руб. (процент исполнения – 100,1%) при первоначальном планировании в 267677048,90 тыс. руб. В 2015 году – 279 368 678,19 тыс. руб. (процент исполнения – 100,0%).

Что касается налоговых доходов бюджета муниципального образования Милославское, то наибольшие поступления в период с 2013 по 2015 гг. обеспечили платежи налоги на прибыль, доходы.

В 2013 году объем поступлений в бюджет муниципального образования Милославское по налогам на прибыль, доходы составил 41922894,05 руб. Бюджетное назначение, по данной статье дохода за 2014 год была исполнена на 100,2% к плановому показателю; к уровню предыдущего года рост составил 18082122,47 руб. или на 43%. В 2015 году рост поступлений в местный бюджет по статье налоги на прибыль, доходы продолжился и составил 65323542,20 (рис.1)

формирование и использование бюджета милославского района рязанской области - student2.ru формирование и использование бюджета милославского района рязанской области - student2.ru

формирование и использование бюджета милославского района рязанской области - student2.ru формирование и использование бюджета милославского района рязанской области - student2.ru

Рисунок 1. Структура налоговых доходов бюджета муниципального образования Милославское в 2013-2015 гг., тыс. руб.[3-5]

Другими значимыми статьями налоговых доходов бюджета стали налоги на совокупный налог и государственная пошлина.

Анализ результатов фактического исполнения в период с 2013 по 2015 гг. бюджетов муниципального образования Милославское показал, что в данном вопросе наметилась неустойчивая тенденция к снижению расходной части бюджета 2013 г. и 2014 г., а в 2015 г. расходная часть бюджета возрастает (табл. 2).

Таблица 2. Исполнение расходной части муниципального образования Милославское в 2013-2015 гг. [3-5]

Наименование показателей 2013 год 2014 год 2015 год
  Фактически исполнено тыс. руб. % исполнения Фактически исполнено тыс. руб. % исполнения Фактически исполнено тыс. руб. % исполнения
Общегосударственные вопросы 28 134 542,84 99,9% 27 283 518,66 99,8% 24 588 959,64   100,0%
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 635 902,02 100,0% 1 531 153,03 99,99% 1 653 032,51   100,0%
Национальная экономика 1 774 522,00 100,0% 4535542,30 100,0% 2 473 010,03   99,9%
Жилищно-коммунальное хозяйство 244 624,82 100,0% 2 328 839,00 100,0% 2 289 424,99   100,0%
Образование 171 973 014,73 99,8% 175 566 912,24 100,0% 175 244 128,61   100,0%
Культура, кинематография 27 540 361,37 100,0% 29 907 814,18 100,0% 27 537 424,31   100,0%
Социальная политика 21 253 788,08 99,6% 15 429 754,14 98,5% 8 192 491,71   100,0%
Физическая культура и спорт 852 962,47 100,0% 385 000,00 100,0% 3 302 520,97   100,0%
Обслуживание государственного и муниципального долга 431 848,27   100,0% 504 395,96 100,0% 765 012,91   100,0%
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов российской федерации и муниципальных образований 16 354 900,00 99,4% 12 162 900,00 100,0% 16 216 026,19   100,0%
Всего расходов: 270 196 466,60 99,8% 269 635 829,51 99,9% 275 312 716,18 99,9  

На основании данных таблицы 2 можно сделать вывод о том, что в структуре расходной части бюджета муниципального образования Милославское в период с 2013 по 2015 гг. не наблюдается значительных расхождений. Расходы бюджета исполнены в объеме 275 312 716,18 руб., (рост к 2014 году составил 2% или 6 млн. рублей). Наибольший удельный вес занимают: образование (67%), культура, кинематография (10%), общегосударственные вопросы (9%).

Необходимо отметить, что в целом по итогам 2013 года исполнение бюджета муниципального образования Милославское было осуществлено с дефицитом в размере 2126720,41руб. (расходная часть исполнена на 98,8%). В свою очередь, бюджет 2014 года исполнен так же с дефицитом в сумме 1695932,36 руб. (расходная часть исполнена на 99,9%). В сравнении с 2013 годом расходы местного бюджета сократились на 560637,09 руб. или 0,2%. В 2015 году бюджет имел профицитный характер: +4 055 962,01 руб. (расходная часть исполнена на 99,9%). В сравнении с 2014 годом расходная часть бюджета увеличилась на 5676886,67 руб. или 2% (рис. 2).

формирование и использование бюджета милославского района рязанской области - student2.ru

Рисунок 2. Дефицит, профицит бюджета муниципального образования Милославское в 2013-2015 гг. [3-5]

Таким образом, грамотная политика органов местного самоуправления по использованию бюджета привела к увеличению доходной части, которая в 2015 году превысила расходную часть. Грамотное формирование бюджета в Милославском районе, сосредоточение в его бюджете денежных ресурсов дает возможность муниципалитету в полной мере проявлять финансово–хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие района. Органы муниципальной власти имеют возможность обеспечить планомерное развитие учреждений образования, медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства. Это повышает уровень жизни населения, социально–экономический уровень района, а главное привлекательность территории для привлечения новых инвестиций. В целом, все это повышает уровень конкурентоспособности Милославского района, выводя его на новый уровень развития.

Литература:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ в ред. от 15.02.2016 [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в ред. от 15.02.2016 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.

3. Решение Совета депутатов муниципального образования -Милославский муниципальный район рязанской области от 28 мая 2015 г. N 289/31 «Об исполнении бюджета муниципального образования - Милославский муниципальный район рязанской области за 2014 год»

4. Решение Совета депутатов муниципального образования -Милославский муниципальный район рязанской области от 22 мая 2016 г. N 222/23 «Об исполнении бюджета муниципального образования - Милославский муниципальный район рязанской области за 2015 год»

5. Решение Совета депутатов муниципального образования -Милославский муниципальный район рязанской области от 22 мая 2014 г. N 222/23 «Об исполнении бюджета муниципального образования - Милославский муниципальный район рязанской области за 2013 год»

6. Врублевской О.В., Романовского М.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник [Текст] / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. 4-е изд. СПб. : Питер, 2013. 576 с.

Научное издание

Сборник научных трудов магистрантов и бакалавров факультета экономики

РГУ имени С.А. Есенина.

Выпуск 1

Ответственный редактор

ОТТО ВЛАДИМИР СТАНИСЛАВОВИЧ

Технический редактор

Д.А. ФИЛАТОВ

3,73 МB. Подписано к использованию 03.06.2016. Тираж 20 CD-ROM.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

390000, г. Рязань, ул. Свободы, 46; [email protected]

Тел.: +7 (4912) 28-03-89 (общий отдел)

Редакционно-издательский центр РГУ имени С.А. Есенина

390000, г. Рязань, ул. Ленина, 20а

Минимальные системные требования:

тип компьютера: IBM/PC, процессор х86, частота: 1,3 ГГц,

256 MB RAM, свободное место на HDD 25 MB, Windows XP и выше,

Acrobat Reader 3.0 или старше, дисковод для оптических дисков, мышь.

[1] Цены в рублях, пересчет из местной валюты по курсу ЦБ РФ на 18.04.2016

Наши рекомендации