Формирование и использование бюджета милославского района рязанской области
Юрина Д.С.
бакалавр факультета экономики
РГУ имени С.А. Есенина,
Научный руководитель – Гревцова Т.В.
Ключевые слова: муниципальное образование, местный бюджет, исполнение бюджета, доходная и расходная части бюджета, дефицит, профицит.
Бюджетная система как форма перераспределения общественных денежных средств выступает финансовой основой функционирования всех уровней государственной власти и местного самоуправления не только в России, но и в большинстве государств мирового сообщества [6, c. 140]. В настоящее время структура бюджетной системы Российской Федерации определена в статье 10 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) и состоит из бюджетов трех уровней [1]:
· федеральная подсистема;
· региональная подсистема;
· муниципальная подсистема.
Реформа местного самоуправления серьезно изменила принципы формирования муниципальной подсистемы. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) территориями муниципальных образований являются: городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, а также внутригородские территории городов федерального значения [3]. Это предопределяет разделение местных бюджетов на бюджеты двух уровней (типов) – муниципальных районов (городских округов) и поселений.
Данный подход, по мнению О. В. Врублевской и М. В. Романовского, позволяет упорядочить бюджетное устройство на местном уровне, ввести четкое законодательное разделение бюджетно-налоговых полномочий между
различными органами государственной власти [6, c. 54]. С другой стороны, он требует существенно большего внимания к формированию местных бюджетов на поселенческом уровне.
В рамках исследования проблемы формирования и оптимизации местных бюджетов, нами было рассмотрено муниципальное образование Милославское Рязанской области.
Муниципальное образование имеет собственный бюджет, который разрабатывается и утверждается в форме нормативного правового акта Совета муниципального образования.
На протяжении 2013–2015 гг. по результатам фактического исполнения бюджетов муниципального образования Милославское по доходам наметилась устойчивая тенденция к росту налоговых и неналоговых поступлений в бюджет (табл. 1)
Таблица 1. Исполнение доходной части муниципального образования Милославское в 2013-2015 гг. [3-5]
Доходы местного бюджета | 2015 год | 2014 год | 2013 год | |||
Фактически исполнено всего, тыс. руб. | % исполнения | Фактически исполнено всего, тыс. руб. | % исполнения | Фактически исполнено всего, тыс. руб. | % исполнения | |
Доходы бюджета – Всего | 279 368 678,19 | 100,0 | 267939897,15 | 100,1 | 268337178,34 | 99,90 |
Налоговые доходы | 72167943,45 | - | 64214162,34 | - | 45018124,07 | - |
Налоги на прибыль, доходы | 65 323 542,47 | 100,3 | 60005017,15 | 100,2 | 41922894,05 | 100,07 |
Налоги на совокупный доход | 5 397 875,20 | 3069029,35 | 101,3 | 2602447,68 | 100,52 | |
Государственная пошлина | 1 418 449,80 | 1112113,21 | 100,1 | 465251,89 | 100,05 | |
Задолженность по отмененным налогам и сборам | 28 075,98 | 28002,63 | 27530,45 | 101,96 | ||
Неналоговые доходы | 22297989,53 | - | ||||
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 13 202 485,10 | 100,4 | 5308643,47 | 100,3 | 5577936,54 | 100,01 |
Платежи при пользовании природными ресурсами | 4 974 356,42 | 100,1 | 89959,63 | 101,1 | 67393,83 | 100,59 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства | 28 903,65 | 105487,67 | 100,5 | 328824,91 | 102,44 | |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 3 441 751,59 | 2439088,47 | 101,7 | 6823659,63 | 100,01 | |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 650 492,77 | 100,1 | 1186478,09 | 100,7 | 1194700,85 | 102,90 |
Безвозмездные поступления | 182 078 768,94 | 99,9 | 189902910,68 | 99,9 | 209326538,51 | 99,83 |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 34 240 075,00 | 38109000,00 | 61448000,00 | 100,0 | ||
Субсидии бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии) | 4 373 836,33 | 7121156,00 | 18944445,00 | 100,00 | ||
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 132 934 802,00 | 134147000,00 | 119177500,00 | |||
Иные межбюджетные трансферты | 10 779 080,00 | 10041000,00 | 10103200,00 | |||
Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет | -249 024,39 | -189 302,32 | -346 606,49 |
За 2013 года доходная часть бюджета муниципального образования была исполнена в общей сумме 268337178,34 тыс. руб. или 99,9% к первоначально запланированному бюджету. Недовыполнение бюджета в части доходов обусловлено невыполнением плана поступлений по безвозмездным платежам, а именно возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет. В 2014 году общая сумма доходов бюджета муниципального образования Милославское составила тыс. руб. (процент исполнения – 100,1%) при первоначальном планировании в 267677048,90 тыс. руб. В 2015 году – 279 368 678,19 тыс. руб. (процент исполнения – 100,0%).
Что касается налоговых доходов бюджета муниципального образования Милославское, то наибольшие поступления в период с 2013 по 2015 гг. обеспечили платежи налоги на прибыль, доходы.
В 2013 году объем поступлений в бюджет муниципального образования Милославское по налогам на прибыль, доходы составил 41922894,05 руб. Бюджетное назначение, по данной статье дохода за 2014 год была исполнена на 100,2% к плановому показателю; к уровню предыдущего года рост составил 18082122,47 руб. или на 43%. В 2015 году рост поступлений в местный бюджет по статье налоги на прибыль, доходы продолжился и составил 65323542,20 (рис.1)
Рисунок 1. Структура налоговых доходов бюджета муниципального образования Милославское в 2013-2015 гг., тыс. руб.[3-5]
Другими значимыми статьями налоговых доходов бюджета стали налоги на совокупный налог и государственная пошлина.
Анализ результатов фактического исполнения в период с 2013 по 2015 гг. бюджетов муниципального образования Милославское показал, что в данном вопросе наметилась неустойчивая тенденция к снижению расходной части бюджета 2013 г. и 2014 г., а в 2015 г. расходная часть бюджета возрастает (табл. 2).
Таблица 2. Исполнение расходной части муниципального образования Милославское в 2013-2015 гг. [3-5]
Наименование показателей | 2013 год | 2014 год | 2015 год | |||
Фактически исполнено тыс. руб. | % исполнения | Фактически исполнено тыс. руб. | % исполнения | Фактически исполнено тыс. руб. | % исполнения | |
Общегосударственные вопросы | 28 134 542,84 | 99,9% | 27 283 518,66 | 99,8% | 24 588 959,64 | 100,0% |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1 635 902,02 | 100,0% | 1 531 153,03 | 99,99% | 1 653 032,51 | 100,0% |
Национальная экономика | 1 774 522,00 | 100,0% | 4535542,30 | 100,0% | 2 473 010,03 | 99,9% |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 244 624,82 | 100,0% | 2 328 839,00 | 100,0% | 2 289 424,99 | 100,0% |
Образование | 171 973 014,73 | 99,8% | 175 566 912,24 | 100,0% | 175 244 128,61 | 100,0% |
Культура, кинематография | 27 540 361,37 | 100,0% | 29 907 814,18 | 100,0% | 27 537 424,31 | 100,0% |
Социальная политика | 21 253 788,08 | 99,6% | 15 429 754,14 | 98,5% | 8 192 491,71 | 100,0% |
Физическая культура и спорт | 852 962,47 | 100,0% | 385 000,00 | 100,0% | 3 302 520,97 | 100,0% |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 431 848,27 | 100,0% | 504 395,96 | 100,0% | 765 012,91 | 100,0% |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов российской федерации и муниципальных образований | 16 354 900,00 | 99,4% | 12 162 900,00 | 100,0% | 16 216 026,19 | 100,0% |
Всего расходов: | 270 196 466,60 | 99,8% | 269 635 829,51 | 99,9% | 275 312 716,18 | 99,9 |
На основании данных таблицы 2 можно сделать вывод о том, что в структуре расходной части бюджета муниципального образования Милославское в период с 2013 по 2015 гг. не наблюдается значительных расхождений. Расходы бюджета исполнены в объеме 275 312 716,18 руб., (рост к 2014 году составил 2% или 6 млн. рублей). Наибольший удельный вес занимают: образование (67%), культура, кинематография (10%), общегосударственные вопросы (9%).
Необходимо отметить, что в целом по итогам 2013 года исполнение бюджета муниципального образования Милославское было осуществлено с дефицитом в размере 2126720,41руб. (расходная часть исполнена на 98,8%). В свою очередь, бюджет 2014 года исполнен так же с дефицитом в сумме 1695932,36 руб. (расходная часть исполнена на 99,9%). В сравнении с 2013 годом расходы местного бюджета сократились на 560637,09 руб. или 0,2%. В 2015 году бюджет имел профицитный характер: +4 055 962,01 руб. (расходная часть исполнена на 99,9%). В сравнении с 2014 годом расходная часть бюджета увеличилась на 5676886,67 руб. или 2% (рис. 2).
Рисунок 2. Дефицит, профицит бюджета муниципального образования Милославское в 2013-2015 гг. [3-5]
Таким образом, грамотная политика органов местного самоуправления по использованию бюджета привела к увеличению доходной части, которая в 2015 году превысила расходную часть. Грамотное формирование бюджета в Милославском районе, сосредоточение в его бюджете денежных ресурсов дает возможность муниципалитету в полной мере проявлять финансово–хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие района. Органы муниципальной власти имеют возможность обеспечить планомерное развитие учреждений образования, медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства. Это повышает уровень жизни населения, социально–экономический уровень района, а главное привлекательность территории для привлечения новых инвестиций. В целом, все это повышает уровень конкурентоспособности Милославского района, выводя его на новый уровень развития.
Литература:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ в ред. от 15.02.2016 [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в ред. от 15.02.2016 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.
3. Решение Совета депутатов муниципального образования -Милославский муниципальный район рязанской области от 28 мая 2015 г. N 289/31 «Об исполнении бюджета муниципального образования - Милославский муниципальный район рязанской области за 2014 год»
4. Решение Совета депутатов муниципального образования -Милославский муниципальный район рязанской области от 22 мая 2016 г. N 222/23 «Об исполнении бюджета муниципального образования - Милославский муниципальный район рязанской области за 2015 год»
5. Решение Совета депутатов муниципального образования -Милославский муниципальный район рязанской области от 22 мая 2014 г. N 222/23 «Об исполнении бюджета муниципального образования - Милославский муниципальный район рязанской области за 2013 год»
6. Врублевской О.В., Романовского М.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник [Текст] / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. 4-е изд. СПб. : Питер, 2013. 576 с.
Научное издание
Сборник научных трудов магистрантов и бакалавров факультета экономики
РГУ имени С.А. Есенина.
Выпуск 1
Ответственный редактор
ОТТО ВЛАДИМИР СТАНИСЛАВОВИЧ
Технический редактор
Д.А. ФИЛАТОВ
3,73 МB. Подписано к использованию 03.06.2016. Тираж 20 CD-ROM.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»
390000, г. Рязань, ул. Свободы, 46; [email protected]
Тел.: +7 (4912) 28-03-89 (общий отдел)
Редакционно-издательский центр РГУ имени С.А. Есенина
390000, г. Рязань, ул. Ленина, 20а
Минимальные системные требования:
тип компьютера: IBM/PC, процессор х86, частота: 1,3 ГГц,
256 MB RAM, свободное место на HDD 25 MB, Windows XP и выше,
Acrobat Reader 3.0 или старше, дисковод для оптических дисков, мышь.
[1] Цены в рублях, пересчет из местной валюты по курсу ЦБ РФ на 18.04.2016