Венчурное финансирование в россии

Сучкова С.,

бакалавр факультета экономики

РГУ имени С.А. Есенина,

Научный руководитель – Отто В.С.

Ключевые слова: венчурное финансирование, венчурный капитал, особенности, венчурный инвестор, объём венчурных инвестиций.

В современном мире в связи с непрерывным научно-техническим прогрессом большое внимание уделяется разработке новых технологий. Инновации способствуют повышению производительности и конкурентоспособности организаций и всей страны на мировом рынке. Однако отечественные предприятия чаще используют уже готовые технологии и продукты, так как инновационная деятельность является высокорисковой, и многие источники финансирования не готовы помогать развитию такой деятельности.

В связи с этим получил развитие новый вид финансирования – венчурное финансирование. Оно представляет собой вложение средств институциональными или индивидуальными инвесторами в реализацию проектов с высоким уровнем риска и неопределённостью результата в обмен на пакет акций или определённую долю в уставном капитале.[1, с.335]

Одним из элементов венчурного финансирования является создание венчурного капитала, под которым понимаются финансовые ресурсы, предоставляемые профессиональными инвесторами молодым, быстро растущим компаниям, имеющим потенциал превращения в компании, вносящие значительный вклад в экономику. [2, с.95]

Финансирование может принимать формы покупки обыкновенных акций, конвертируемых привилегированных акций или конвертируемых долговых обязательств.

Объектами венчурного финансирования являются новые, находящиеся на ранней стадии реализации или исследования наукоёмкие и высокотехнологичные проекты, конструкторские разработки, изобретения или даже идеи, конечные результаты которых трудно прогнозировать. [1, с.336]

Субъектами данного финансирования выступают индивидуальные инвесторы (бизнес-ангелы), венчурные фонды, инвестиционные подразделения банков и крупных корпораций.

Принимая на себя высокие риски, венчурные инвесторы рассчитывают на получение адекватной доходности, в 3-5 раз выше, чем по безрисковым вложениям.

Для отражения специфики венчурного финансирования выделяются основные его принципы, представленные в виде схемы на рисунке 1.

Выделяют следующие особенностивенчурного финансирования:

1.венчурный инвестор осуществляет вложения на долгосрочной основе и не ожидает быстрой отдачи;

2. венчурный инвестор с самого начала предвидит свой выход из проекта. Существует три основных способа выхода из проекта: вывод компании на биржу, продажа её стратегическому покупателю или менеджменту;

3. венчурный инвестор предъявляет особые требования к менеджменту проекта и реализующей его команде;

4. венчурный инвестор часто входит в руководство компании или группы, реализующей финансируемый проект. При этом он оказывает поддержку и консультативную помощь руководству фирмы.[1, с.336]

Практика венчурного финансирования в России достаточно новая в сравнении с опытом зарубежных стран. Первые венчурные фонды были образованы по инициативе Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) в 1994 году.

 
  венчурное финансирование в россии - student2.ru

венчурное финансирование в россии - student2.ru венчурное финансирование в россии - student2.ru

 
  венчурное финансирование в россии - student2.ru

венчурное финансирование в россии - student2.ru венчурное финансирование в россии - student2.ru

       
  венчурное финансирование в россии - student2.ru   венчурное финансирование в россии - student2.ru

Рис 1. Принципы венчурного финансирования

В настоящее время венчурное финансирование является неотъемлемым звеном для высокотехнологичных организаций и предприятий, не располагающих собственными средствами, необходимых для развития своего дела, и не имеющими возможность получить банковский кредит, в связи с высокой степенью неопределённости и невозможностью залогового обеспечения.

Проведённый анализ статистических данных Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ) позволил понять какого состояние венчурного финансирования сейчас.

На протяжении последних лет наблюдалось падение совокупного объема венчурных инвестиций. Однако на 2015 год спад венчурного рынка, наблюдаемый в 2013-2014 годах, остановился, что можно увидеть на рисунке 2. Объём венчурных инвестиций на 2015 год составил около 146 млн. долл.[3]

венчурное финансирование в россии - student2.ru

Рис 2. Объём венчурных инвестиций

При рассмотрении вложения венчурных инвестиций по отраслям первое место в 2014-2015 годах занимают телекоммуникации. В 2014 году они составили 91 млн. долл. ( 70 %), а в 2015 – 107 млн. долл. (74%). Второе место по объёмам вложений приходится на медицину и здравоохранение: 2014 год – 13 млн. долл. (10 %), 2015 год – 20 млн. долл. (14%). В 2015 году финансирование таких отраслей, как энергетика, электроника, строительство, промышленное оборудование, потребительский рынок снизилось по сравнению с 2014 годом незначительно ( на 2 млн. долл. по каждой отрасли). Также произошло сокращение вложений в компьютерную сферу - с 10 млн. долл. до 4 млн. долл. Финансирование биотехнологий и химических материалов увеличилось ( на 3 млн. долл. по каждой из отраслей). Представленные данные можно увидеть на рисунках 3 и 4. [3]

венчурное финансирование в россии - student2.ru

Рис 3. Венчурное финансирование по отраслям в 2014 году

венчурное финансирование в россии - student2.ru

Рис 4. Венчурное финансирование по отраслям в 2015 году

Обобщив результаты исследования, можно сделать вывод о том, что венчурное финансирование является реальным механизмом, обеспечивающим развитие рынка инноваций, без которого невозможно развитие экономики. Однако для расширения и совершенствования венчурного бизнеса необходима активная государственная политика, направленная на создание благоприятных условий для реализации инноваций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лукасевич, И.Я. Инвестиции / Учебник - [Текст] – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. – С. 335-336

2. Рогова Е.М. Венчурный менеджмент / Учебное пособие /[Текст] Е.М. Рогова, Е.А. Ткаченко, Э.А. Фияксель. - М.: НИУ Высшая школа экономики, 2011. - С. 95

3. Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ) [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rvca.ru/rus/resource/library/rvca-yearbook/, свободный. – Загл. с экрана.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сычева А.,

студентка факультета экономики

РГУ имени С.А.Есенина

Научный руководитель – Карвицкая Г.В.

Ключевые слова: благоустройство, озеленение, местное самоуправление, территория сельского поселения, финансирование.

Мы живем во времена динамичного развития технологий во всех сферах жизнедеятельности человека. Это касается нашей работы, жизни, отдыха, а также окружающего пространства. Благоустройство жизненного пространства — вот к чему стремится прогресс и каждый из нас. Поэтому важное значение имеет формирование гармоничной среды для жизни в городе и за городом, на работе и дома. Эти задачи помогает решить благоустройство территорий [4, с. 2].

Благоустройство городских территорий включает в себя создание парков, скверов, клумб и газонов, пешеходных дорожек, прогулочных площадок. Эта работа подразумевает под собой укладку асфальта, ремонт имеющегося дорожного покрытия, укладку тротуарной плитки, установку бордюров, посадку кустов и деревьев. Благоустройство города имеет важное значение не только в культурно-эстетическом плане. Зеленые и благоустроенные территории помогают очищать воздух от выхлопных газов. Парковые зоны становятся местом для прогулок, игр и отдыха детей и взрослых. Уличные квадратные метры постоянно растут в цене и для зеленых насаждений совсем не остается места. Поэтому комплексное благоустройство пространства имеет огромное значение для городских жителей [6, с. 12].

Итак, независимо от территории и ее назначения, работы по благоустройству включают в себя следующие виды деятельности:

- асфальтирование: строительство дорог, текущий и капитальный ремонт дорожного покрытия;

- укладка тротуарной плитки, брусчатки, установка бордюров;

- укладка газонов;

- ландшафтные работы;

- озеленение территории;

- монтаж и обустройство детских и спортивных площадок.

Благоустройство городов – одна из актуальных проблем современного градостроительства. Оно решает задачи создания благоприятной жизненной среды с обеспечением комфортных условий для всех видов деятельности населения [1, с. 4].

Актуальность разрабатываемой темы обусловлена тем, что благоустройство и озеленение является важнейшей сферой деятельности муниципального хозяйства. Именно в этой сфере создаются те условия для населения, которые обеспечивают высокий уровень жизни. Тем самым, создаются условия для здоровой комфортной, удобной жизни как для отдельного человека по месту проживания, так и для всех жителей города, района, квартала, микрорайона. При выполнении комплекса мероприятий они способны значительно улучшить экологическое состояние и внешний облик городов и поселков, создать более комфортные микроклиматические, санитарно-гигиенические и эстетические условия на улицах, в жилых квартирах, общественных местах (парках, бульварах, скверах, на площадях и т.д.). Назрела необходимость системного решения проблемы благоустройства и озеленения городов и поселков.

Тема благоустройства достаточно обширна. Наиболее проблемными вопросами в области благоустройства являются: озеленение, вывоз и утилизация отходов и мусора, содержание улично-дорожной сети. Организация этой деятельности осуществляется на основании Правил благоустройства, в которых определяется сфера благоустройства, устанавливаются требования к санитарному, экологическому, эстетическому состоянию территории поселения.

Сегодняшняя реальность такова, что финансовая основа местного самоуправления не позволяет в полной мере исполнять полномочия, переданные на муниципальный уровень 131-м Федеральным законом [7, с. 17].

Одной их приоритетных задач Шиловского муниципального района является благоустройство территории муниципального образования. Вопрос благоустройства - по сути это вопрос качества и комфортности среды проживания жителей района. От того, как решается вопрос содержания улиц и дворов, вывоза мусора, обустройство детских и спортивных площадок, малой архитектурной планировки, озеленения, состояния улично-дорожной сети во многом зависит оценка деятельности муниципальных властей.

На благоустройство территории Шиловского муниципального района в 2016 были выделены средства из расчета 250 руб. на одного жителя в сельских поселениях и 700 руб.- в городских поселениях. Эти средства направлены на уличное освещение, на содержание и уборку территорий улиц в границах населенных пунктов поселения, на организацию и содержание мест захоронения, на озеленение [8, с. 21].

Отрасль зеленого хозяйства в Шиловском муниципальном районе развивается бурно. Ежегодно весной на территории района высаживается не один десяток зеленых насаждений. Большое значение уделяется посадке однолетних цветов, и в летнее время поселок просто благоухает цветочными клумбами.

Однако очень много жалоб от жителей района поступает по вопросам ремонта и содержания автомобильных дорог и тротуаров.

В народе Шилово называют поселком одной центральной улицы и где-то правы, так как финансовых средств не хватает на содержание всех дорог. Конечно, бюджетных средств всегда не хватает и не будет хватать на все виды работ. Несмотря на финансовые трудности, благодаря помощи и поддержки со стороны главы района Фомина В.М., на внебюджетные средства, проблема ремонта дорог все-таки решается положительно.

Для Шиловского муниципального района актуальность решения вопросов состояния дорог и благоустройства территорий сегодня очевидна и настоятельно необходима. Больше того – за последний год эта проблема вышла на первый план. Проехать по поселку с разрешенной скоростью 40-60 км в час практически невозможно. На те средства, которые выделяются на содержание дорог содержать и ремонтировать дороги невозможно.

Одним из выходов как раз видится в использовании средств самообложения граждан - разовых добровольных платежей, направляемых для решения конкретных вопросов местного значения. Самообложение – это не панацея от всех бед, но в то же время реальное средство повышения гражданской ответственности населения

Еще одним из недостатков благоустройства в поселке является недостаток урн и скамеек для отдыха. Они имеются только в центральной части поселка, и те забиты мусором. Проблема состоит в том, что урны установлены слишком маленькие и узкие, быстро наполняются, а вследствие этого мы видим большое количество мусора и пластиковых бутылок, которые валяются рядом с урной. На мой взгляд, надо просто последовать опыту зарубежных стран. Например, в Нью-Йорке урны – огромные железные корзины размером с холодильник с пластиковыми пакетами, которые стоят через каждые 10 шагов и покрашены в зеленый цвет.

Сегодня одной из основных проблем жилого двора является конфликт между автомобилем и человеком. Стихийная парковка автомобилей во внутридворовом пространстве создает не только визуальный дискомфорт, но и затрудняет доступ жителям к озелененным пространствам, детским площадкам. Дворы, призванные быть легкими нашего города, превратились в унылые автостоянки. Утром просыпаешься от грохота разогреваемых автомобилей, неисправных моторов, сигнализации и т.п. и более того – дышишь выхлопными газами. Проблему парковок во дворах необходимо срочно решать, чтобы сохранить здоровье детям [3, с. 36].

Организация бестранспортных дворов с выносом проездов и стоянок в междворовое пространство становится одним из основных путей решения этой проблемы.

Одним их важнейших направлений проводимой в настоящее время реформы местного самоуправления является организация территориального общественного самоуправления. К сожалению, активность шиловцев по созданию территориальных общественных самоуправлений невелика. Кто как ни сами жители должны заботиться о чистоте территории на которой проживают? А какой удручающий вид приобретает наша территория после таяния снега? Места сбора бытовых отходов - контейнерные площадки превращаются в несанкционированные свалки. Везут, несут деревья, кустарники, строительный мусор, бытовую технику, домашнюю утварь. Разве может жилищно-коммунальное хозяйство собственными силами справиться с данной проблемой? Конечно, нет. Только вместе можно навести порядок в поселении. А ближайшими помощниками и призваны стать уличные комитеты и другие общественные объединения.

По поручению губернатора Рязанской области Олега Ковалева в Шиловском районе был разработан план первоочередных действий по обустройству жизни муниципального образования.

Этот план составлялся местными администрациями с привлечением жителей. Он созвучен «Стратегии развития России до 2020 года» и Народной программе Общероссийского народного фронта. Такая совместимость позволяет рассчитывать на помощь региональных и федеральных властей в его выполнении. Для чего нужен план первоочередных действий по обустройству жизни муниципального образования? Он должен выполнить сразу несколько функций. Во-первых, чтобы планировать собственную жизнь, каждый житель должен понимать, какие изменения ждут его «малую родину». Во-вторых, каждый руководитель органа исполнительной власти должен не просто понимать, что будет завтра, а иметь четко сформулированный план работы на ближайшую перспективу. В-третьих, каждый житель района должен иметь возможность контролировать избранную им власть. Подобный опыт используется в Рязанской области впервые. Он будет взят на вооружение для постоянной работы во всех муниципальных образованиях региона [10 с. 16].

Наблюдения за развитием и благоустройством сельской местности в России за последние десять лет приводят к весьма неутешительным выводам. Сельская местность в нашей стране находится в стадии социально-экономического кризиса. И если некоторым селам и деревням все-таки удается выжить и приобрести относительную устойчивость, то другим сделать это самостоятельно не под силу, и они вынуждены просто исчезнуть с лица земли. Что же нужно сделать для того, чтобы наши села находились не на грани выживания, а постепенно обрели стабильность и начали процветать?

Для достижения этой цели в России была разработана новая концепция программы по благоустройству и развитию сельских территорий. В основе этой программы лежит улучшение качества жизни сельского населения, так как именно от этого фактора зависит общая динамика развития любой сельской территории [9, с. 20].

Предполагается, что программа по благоустройству сельских территорий будет осуществляться поэтапно в период с 2014 по 2020 год. Первый этап программы предусматривает преодоление межрегиональных различий в уровне и качестве жизненных условий сельского населения. На втором этапе, который должен стартовать в 2018 году, предусмотрено создание комфортных условий для проживания на сельской территории и существенное повышение уровня социального развития села.

Мероприятия программы по благоустройству сельских территорий направлены на решение таких основных проблем как низкий уровень развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры, сложная демографическая ситуация [9, с. 15].

В связи с такой ситуацией государственная программа по развитию сельских территорий предусматривает комплексный подход по обеспечению сельской местности объектами социальной и инженерной инфраструктуры. Помимо этого, из федерального бюджета планируется выделить субсидии на реализацию отдельных региональных программ по благоустройству сельских территорий. Качество дорог сельских территорий оставляет желать лучшего и это является еще одной из острейших проблем благоустройства сел и деревень. Страшно подумать, но сегодня десятки тысяч сельских населенных пунктов, расположенных на территории России, не имеют круглогодичных подъездных дорог. А это говорит о том, что периодически (в непогоду или в определенное время года) жители таких сел попросту остаются отрезанными от всего мира.

Предположительно в ближайшие два года на развитие сельских дорог будет выделено не менее 5% от объема всего регионального дорожного фонда, и еще столько же – на ремонт и благоустройство внутрипоселковых дорог. Ранее на благоустройство деревенских дорог таких средств никогда не выделялось.

Несмотря ни на что, села, деревни, и поселки всегда были и остаются основным фундаментом страны, без которого города просто не смогут существовать. Поэтому нет ничего удивительного в том, что все средства, вложенные в развитие и благоустройство сельских территорий, не только окупятся с лихвой, но и смогут принести в будущем колоссальную прибыль.

Несмотря на имеющийся опыт работы по благоустройству городских территорий, есть недостатки в организации планирования работ, а также случаи нарушения технологии благоустроительных работ

Значительно улучшить состояние современной городской инфраструктуры – главная задача, стоящая перед нами сегодня.

Таким образом, для решения возложенных на местное самоуправление вопросов благоустройства, следует более активно привлекать население муниципального образования, с тем, чтобы реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере благоустройства приобрела реальную форму народовластия. Привлечение местного населения к вопросам благоустройства территорий должно быть направлено на достижение следующих целей:

-удовлетворение потребностей населения муниципального образования в формировании (улучшении, поддержании) комфортных условий жизнедеятельности в благоприятной среде обитания;

- активизации социальной активности и ответственности местного населения за решение «своих» вопросов местного значения;

-минимизация затрат муниципального образования, направление высвободившихся средств на решение проблемных вопросов местного значения в сфере благоустройства территорий.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что благоустройство муниципального образования является важным элементом жизнедеятельности граждан. Оно включено в систему общественных отношений, которые возникают и развиваются в процессе общения ее участников в муниципальных образованиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Велихов, Л.А. Основы городского хозяйства. - М. : Наука, 2008.

2. Владимиров, В.В. Управление градостроительством и территориальным развитием / В.В. Владимиров.- М. 2009

3. Денисов, В.Н. Благоустройство жилых территорий / В.Н. Денисов, И.Н. Половцев, Т.В. Евдокимов. 2008.

4. Николаевская, И.А. Благоустройство территорий / И.А. Николаевская. – М.: Академия, 2006.

5. Хотунцев, Ю.Л. Экология экологическая безопасность : учебн. пособие для высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. - М. 2010.

6. Юскевич, Н.Н. Озеленение городов России / Н.Н. Юскевич. - М. 2009.

7. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2003.

8. Бюджет для граждан [Электронный ресурс]www.bus.gov.ru.

9.Благоустройство сельской местности сегодня [Электронный ресурс] http://provincialynews.ru

10. Первоочередные действия. Шиловский район [Электронный ресурс] www.shilovoadm.ru

Наши рекомендации