Отсрочка, рассрочка и инвестиционный налоговый кредит как способ урегулирования задолженности по налогам и сборам

Рыбянцева К.,

студентка факультета экономики

РГУ им. С.А. Есенина,

Научный руководитель – Мишакова Н.А,

Ключевые слова: недоимка, задолженность, рассрочка, отсрочка, инвестиционный налоговый кредит.

Термин «недоимка» получил свое определение в первой половине XIX века, когда толковый словарь В.И. Даля описывает ее как то, что недонято, недобрано, не взыскано деньгами или припасами, что осталось за кем-то в долгу[3].

Однако согласно определению, данному в статье 11 НК РФ, недоимка – сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок[1]. Таким образом, понятие недоимки тесно связано с понятием налогов и налоговой системы в целом.

Необходимо отметить, что недоимка представляет собой неотъемлемую часть налоговой задолженности. При этом налоговую задолженность нужно рассматривать с позиции двух взаимосвязанных категорий: урегулированной и неурегулированной задолженности.

Неурегулированная задолженность помимо недоимки включает в себя задолженность по пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства, а также задолженность, безнадежную к взысканию, которую невозможно взыскать из-за определенных обстоятельств.

Урегулированная задолженность отличается тем, что в отношении нее применены меры урегулирования как налоговым органом, так и налогоплательщиком:

ž изменение срока уплаты налога (сбора);

ž зачет/ возврат сумм излишне уплаченного налога (сбора);

ž приостановленная к взысканию задолженность;

ž задолженность, в отношении которой применен весь порядок бесспорного взыскания, вплоть до передачи в Службу судебных приставов;

ž задолженность, в отношении которой инициирована процедура банкротства.

Таким образом, понятие задолженности значительно шире понятия недоимки. Своевременно принятые меры приводят недоимку из неурегулированной в категорию урегулированной задолженности.

При наличии объективных причин невозможности уплатить налог, налоговым законодательством предусмотрена возможность изменения срока уплаты налога в отношении всей подлежащей уплате суммы налога (сбора) либо ее части в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита. При этом воспользоваться таким правом могут непосредственно только налогоплательщики, на налоговых агентов такое право не распространяется.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога (сбора) может быть предоставлена налогоплательщику по одному или нескольким налогам, а также пени и штрафу, не более чем на один год по заявлению, поданному в уполномоченный орган в произвольной форме. Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов, зачисляемых в федеральный бюджет, может быть предоставлена на срок от одного года до трех лет[1]. При этом, рассрочка отличается от отсрочки сроком погашения задолженности: при рассрочке она погашается постепенно, а при отсрочке – единовременно.

Альтернативным вариантом изменения срока уплаты налога является инвестиционный налоговый кредит, который являет собой одну из форм бюджетного кредитования и подразумевает такое изменение срока уплаты налога, когда организации дается возможность в течение некоторого срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит, в отличие от отсрочки и рассрочки предоставляется на срок от 1 года да 5 лет, а в случае если организация включена в реестр резидентов зоны территориального развития - на срок до 10 лет. Он может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам.

Возможность изменения срока уплаты налога (сбора) путем предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита достаточно актуальна для предприятий, особенно для представителей малого и среднего бизнеса, временно испытующих финансовые трудности. Данная возможность была закреплена в законодательстве с момента принятия первой части Налогового Кодекса РФ. Однако, исходя из статистических данных и правоприменительной практики, можно сделать вывод, что воспользоваться данным правом весьма затруднительно для налогоплательщика.

Так, по данным ФНС России случаев предоставления отсрочки, рассрочки, а также инвестиционного налогового кредита за последние 3 года в Рязанской области не было зафиксировано.

Однако, в целом по России статистика предоставления отсрочек/рассрочек, инвестиционного налогового кредита за 2013-2015 гг. заметно возросла. В 2013 г. насчитывалось небольшое количество областей, которые смогли воспользоваться как отсрочками, так и рассрочками на общую сумму 598,8 млн. рублей. В 2014 г. сумма составила уже 5 273,8 млн. рублей (увеличилась в 9 раз), в 2015 г. – 9 589,7 млн. рублей. Соответственно увеличилось и количество регионов, которые воспользовались данным правом (преимущественно республика Коми, Хабаровский край, Ставропольский край).

Тем не менее, организаций, получивших инвестиционный налоговый кредит, за 2013-2015 гг. крайне мало. В 2013 г. в республике Коми и Ханты-Мансийском АО организации в совокупности получили кредит на суммы 348,5 млн. рублей. Начиная с 2014 г. количество регионов, получивших ИНК, увеличивается, однако общая сумма полученных кредитов уменьшается. Итак, в 2014 г. общая сумма кредитов составляет 203,8 млн. рублей (уменьшилось на 42%), а в 2015 г. – 206,8 млн. рублей (уменьшилось на 41% по сравнению с 2013 г.)[5]

Основной проблемой, которая затрудняет использование возможности изменения срока уплаты налога (сбора), является излишне сложная административная процедура его применения, в частности наличие широкого перечня документов, подтверждающих основания для изменения срока уплаты налога (сбора)[2].

Для предприятий формирование необходимого пакета документов представляет собой длительный, трудоемкий процесс, который может позволить себе не каждый налогоплательщик. В результате вместо того, чтобы воспользоваться предлагаемой законодателем льготой и урегулировать платежи по налогам и сборам, к налогоплательщику применяются меры принудительного характера.

В связи с этим, необходимо пересмотреть перечень документов, подтверждающих временные финансовые трудности. Возможно, стоит отказаться от многочисленных справок и сведений о деятельности налогоплательщика, прилагаемых к заявлению, и ограничиться собственно им и документами, подтверждающими наличие того или иного основания. А уже принимающий решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уполномоченный орган будет опираться на имеющиеся у него сведения о заявителе или запрашивать в случае возникновения каких-либо дополнительных вопросов или сомнений всю необходимую информацию в других учреждениях. Безусловно, все это добавит работы налоговым органам. Однако с учетом использования современных технических средств, обмена информации в электронном виде, процедура может стать не такой уж и обременительной и вполне реальной.

У инвестиционного налогового кредита по сравнению с отсрочками и рассрочками несколько иное предназначение: он считается одним из наиболее перспективных методов налогового регулирования инвестиций. Основным преимуществом для инвесторов является его дешевизна по сравнению с банковским кредитом.

Однако, являясь достаточно эффективным инструментом стимулирования инвестиционной деятельности, инвестиционный налоговый кредит на сегодняшний день не находит своего воплощения. Среди причин, которые заметно ограничивают распространение инвестиционного налогового кредита, можно выделить достаточно малый срок его предоставления.

Налоговым Кодексом РФ предусмотрено предоставление кредита на срок от 1 до 5 лет. Данный срок недостаточен, чтобы реализовать отдельные инвестиционные проекты. В частности, например, инвестор может получить кредит только при проведении технического перевооружения собственного производства. Срок в пять лет слишком мал, ведь за такой период капитальные затраты подобного характера, как правило, не окупаются. В связи с этим необходимо пересмотреть срок для предоставления инвестиционного налогового кредита с учетом таких факторов, как: индивидуальные особенности каждого вида деятельности, первоначальный размер инвестиционных вложений, направления инвестирования. Вместе с тем, срок предоставления кредита следует определять в договоре с налоговыми органами в пределах срока окупаемости соответствующего проекта.

Также необходимо законодательное закрепление ответственности государственных органов власти за несвоевременное выполнение своих обязательств по договору предоставления инвестиционного налогового кредита. Несомненно отсутствие равноправия участников отношений, возникающих при предоставлении ИНК (инвестиционный налоговый кредит). Государство практически не несет ответственности за несвоевременное принятие решения о предоставлении ИНК, а также за невыполнение обязательств по договору, в то время как организация несет ответственность за нарушение условий договора.

Важно отметить, что отсрочки, рассрочки и инвестиционные налоговые кредиты предоставляются в пределах лимитов, которые определяются законом о бюджетах соответствующего уровня на очередной финансовый год. Часто получается так, что предел этого лимита либо слишком мал, либо приравнивается к нулю. Следовательно, даже при выполнении всех условий, изменением срока уплаты налога или сбора налогоплательщик воспользоваться не может[4].

Приведенные выше меры позволят решить многие спорные моменты, возникающие по поводу применения механизма предоставления отсрочек/рассрочек, а также инвестиционного налогового кредита. Благодаря пересмотру и доработке отдельных положений налогового законодательства, данный механизм со временем будет использоваться как эффективный и действенный способ урегулирования задолженности по налогам и сборам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 05.04.2016) [Текст]: офиц. Текст. – М.: Проспект КноРус. – 1056 с.

2. Приказ Федеральной налоговой службы от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@ (ред. от 27.12.2013 N ММВ-7-8/646@) "Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами" [электронный ресурс] – Режим доступа: http:// www.consultant.ru.

3. Даль В. И. «Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 томах» [Текст]: том 2/ В. И. Даль. – СПб.: Диамант, 1996 г., 513с.

4. Минакова Е.И, Зуева С.А. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОФИНАНСИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ [электронный ресурс] URL http://orelgiet.ru/docs/pdf/13_10_12_12.pdf

5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn62/, свободный. – Загл. с экрана

Наши рекомендации