Организация и эффективность проведения выездной налоговой проверки в территориальных налоговых органах
Пилипенко Н.,
студентка факультета экономики
РГУ имени С.А.Есенина,
Научный руководитель – Мишакова Н.А.
Ключевые слова: выездная налоговая проверка, налоговый орган, налоговый контроль, налоговая служба, предпроверочный анализ, рациональный отбор, налогоплательщик, эффективность, налоговое правонарушение.
Проблемы эффективной организации и проведения налогового контроля является актуальной для всех странах. Однако в России данные проблемы имеют наибольшую обостренность из-за несовершенства законодательства и экономической нестабильности [3;c.42].
Согласно положению о Федеральной налоговой службе ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Служба и ее территориальные органы – управления службы по субъектам РФ, межрегиональные инспекции службы, инспекции службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня – составляющие единую централизованную систему налоговых органов [6].
Основной задачей государства в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости налогов, чему призван способствовать контроль налоговых органов за полнотой и своевременностью уплаты.
Налоговый контроль в настоящее время из полностью фискального инструмента переходит в сферу регулятора, побуждающего налогоплательщиков самостоятельно уплачивать налоги и сборы. При этом основной формой его проведения выступает выездная налоговая проверка, которая призвана в итоге, обеспечить результативность деятельности органов инспекции налоговой службы.
Целью выездной проверки является соблюдение налогоплательщиками налогового законодательства и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.
Касаемо организационной основы проведения выездной налоговой проверки, стоит отметить, что данный процесс имеет достаточно сложный и поэтапный механизм, при проведении которого следует учитывать все тонкости и особенности выездной налоговой проверки.
Выездные налоговые проверки стимулируют налогоплательщиков изначально более аккуратно вести бухгалтерский и налоговый учёт и тщательно относиться к вопросам исчисления и уплаты налогов [2;c.313].
Следует отметить, что выездные налоговые проверки являются более результативными в плане выявления налоговых правонарушений по сравнению с камеральными, но при этом требуют значительных затрат на их организацию и проведение и высокой квалификации сотрудников налоговых органов. Последнее является проблемой для проведения проверок, так как нехватка компетенций и профессиональных знаний у налогового инспектора может влиять на результат выездной налоговой проверки.
Для оценки эффективности контрольной работы налоговых органов необходимо на примере Рязанской области проанализировать результативность выездных налоговых проверок.
Таблица 1. Анализ сведений об организации и проведении ВНП за период 2013-2015 гг. (тыс. руб.):
Год | Количество проведённых ВНП | Из них выявивших нарушения | Результа-тивность | Дополнительно начислено платежей (тыс. руб.) | Из них налогов (тыс. р.) |
2013 год | 99% | 1 239 651 | 874 979 | ||
2014 год | 99,6% | 1 767 583 | 1 299 809 | ||
2015 год | 98,9% | 1 806 612 | 1 315 519 |
По итогам проведённых выездных налоговых проверок в 2015 году дополнительно начислено налогов на 1,5 % больше по сравнению с 2013, и на 1% больше, чем в 2014 году, что свидетельствует о повышении результативности контрольной работы.
Основными показателями, характеризующими эффективность выездной налоговой проверки, на мой взгляд, являются:
· общее число проверок;
· число проверок, в результате которых выявлены нарушения налогового законодательства;
· суммы дополнительно начисленных налогов;
· результативность проверок (отношение числа проверок, по которым выявлены нарушения, к общему числу проверок за определённый период).
Как видно из приведённых выше данных, результативность выездных налоговых проверок в период в 2014 году выросла на 0,6 % (по сравнению с 2013 годом), а к 2015 году снизилась на 0,7% (по сравнению с 2014 годом). Касаемо налоговых правонарушений, выявленных за время выездных проверок можно также сказать, что с 2013 по 2015 гг. нарушений не стало меньше, но в 2014 году их количество снизилось на 11 (т.е на 4 % по сравнению с 2013 годом).
Теперь проанализируем количество проведённых выездных налоговых проверок в ЦФО и место Рязанской области среди других областей.
Рисунок 1 - Количество ВНП по ЦФО за 2015 год
Из рисунка 1 можем увидеть, что Рязанская область занимает 6 место из 17 областей, что говорит с одной стороны, о наличие налоговых правонарушений, а с другой стороны, о немаленьком количестве проведения различных контрольных мероприятий выездных налоговых проверок со стороны налоговых органов.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в целом работа налоговых органов эффективна, но на сегодняшний день существуют проблемы, не позволяющие повысить результативность выездных налоговых проверок:
1. Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок приобретает особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства [1;c.133]. В связи с этим необходимо развивать систему предпроверочного анализа, которая предусматривает открытый процесс отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок на основе ряда установленных критериев. Предпроверочный анализ должен быть всесторонним и учитывать не только внутреннюю информацию (данные, полученные самими налоговиками), но и данные из внешних источников (сведения о налогоплательщике, предоставленные другими контролерами, правоохранительными органами, органами власти). Необходимо выработать устойчивые критерии по которым выявляются нарушители налогового законодательства и становятся объектами выездных налоговых проверок;
2. Недостаточная квалификация работников налоговых органов (недостаточные знания налогового законодательства, отсутствие навыков корректного общения с налогоплательщиками), которая влечёт за собой неправильные расчёты сумм налогов, обязательных к уплате налогоплательщиками, в результате чего бюджет теряет значительные суммы денежных средств. Для решения данной проблемы вполне разумно проводить каждый год аттестацию сотрудников налоговых органов по проверке их профессиональных знаний и навыков либо ввести бальную оценку работы сотрудников за выполнение возложенных на них обязанностей;
3. Недостаточная численность работников налоговых органов, ведущая увеличению нагрузки на одного инспектора. Здесь играет роль человеческий фактор, человек не в силах обработать большой объём информации. Решение данной проблемой требует комплексного и системного подхода.
Таким образом, только благодаря решению выше указанных проблем можно достичь улучшения результативности проведения выездных налоговых проверок и более эффективного отбора проблемных налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гурдзибеева А.А. Направления повышения эффективности налогового контроля на современном этапе налоговой реформы [Текст] / А.А. Гурдзибеева //Статья в научном журнале. – 2014. -№1;
2. Ефремова Т.А. Выездные налоговые проверки. Действующая практика и перспективы развития [Текст] / Т.А. Ефремова // Налоги и налогообложение. – 2015. - №4;
3. Кузнецова А.В. Проблемы организации и проведения выездных налоговых проверок: [Текст] / А.В. Кузнецова // Научный журнал. – 2016. -№3;
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ, часть 2 от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ// «КонсультантПлюс»;
5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn62/, свободный. – Загл. с экрана;
6. Справочная правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Порутчикова. В.,
бакалавр факультета экономики
РГУ имени С.А.Есенина,
Научный руководитель – Текучев В.В.
Ключевые слова: налоговая политика, консолидированный бюджет, местный бюджет, муниципальное образование.
Налоговая политика-это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества, и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества.
Доходы-от того, как фирма учитывает доходы, зависит величина ее налога на прибыль, поэтому ей необходимо прописать в учетной политике для целей налогообложения способы признания выручки, ее классификацию, а также как отражать доходы, которые относятся к нескольким отчетным периодам. [1. C. 43 ].
Расходы- Расходы следует признавать тем же способом, что и доходы: или методом начисления, или кассовым. Кроме того, в учетной политике стоит обозначить порядок классификации основных расходов. [ 2. C. 12 ].
Налоговая политика должна осуществляться с учетом изменений федерального законодательства, совершенствования нормативной правовой базы.
В деятельности по увеличению доходов консолидированного бюджета района основное внимание должно отводиться исполнению мероприятий, предусмотренных по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Александро-Невского муниципального района Рязанской области, дорожных карт по мобилизации дополнительных налоговых доходов бюджетов муниципальных образований Александро-Невского муниципального района Рязанской области.
Налоговая политика должна быть направлена на проведение работы с администраторами доходов местного бюджета с целью выявления резервов, повышения уровня собираемости налоговых и неналоговых доходов, сокращения задолженности в бюджет района.
Для достижения поставленных целей необходима реализация следующих задач:
1) обеспечение исполнения доходов консолидированного бюджета района, повышение собираемости налогов. Для этого должно осуществляться:
- расширение налогооблагаемой базы по имущественным налогам за счет повышения качества информационного взаимодействия между органами местного самоуправления Александро-Невского муниципального района Рязанской области и соответствующими федеральными структурами, участвующими в формировании налоговой базы;
- организация эффективной претензионно-исковой работы по взысканию задолженности по неналоговым доходам и средствам, предоставляемым на возвратной основе;
- проведение оценки экономической и бюджетной эффективности предоставляемых налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков;
- оптимизация действующих налоговых ставок и льгот по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу;
- проведение комплекса мер по легализации трудовых отношений и своевременной уплате налога на доходы физических лиц;
- активизация взаимодействия органов местного самоуправления и налоговых органов по погашению налоговой задолженности в бюджет, в том числе рассмотрение налогоплательщиков-должников на заседаниях межведомственной комиссий по неплатежам при администрации Александро-Невского муниципального района Рязанской области;
- совершенствование методов налогового администрирования;
2) привлечение инвестиций, стимулирование инновационной деятельности. Для этого необходимо:
- создание на территории района благоприятного инвестиционного климата, внедрение новых инвестиционных и инновационных программ и проектов, в том числе на условиях государственно-частного партнерства;
- проведение политики, направленной на взаимовыгодное сотрудничество с крупнейшими налогоплательщиками и стимулирование увеличения ими налоговых платежей в консолидированный бюджет района путем заключения соглашений и развития иных форм взаимодействия;
- совершенствование законодательства, регулирующего вопросы взаимодействия с инвесторами и поддержки инвестиционной деятельности;
3) обеспечение эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью на территории района за счет:
- повышения эффективности использования земельного фонда Александро-Невского района Рязанской области;
- применения практики принудительного изъятия неиспользуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с целью вовлечения этих участков в сельскохозяйственный оборот;
- обеспечения защиты имущественных интересов Александро-Невского муниципального района Рязанской области при принятии судами решений по делам об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков;
- вовлечения в оборот неиспользуемого имущества, включая земельные участки (приватизация, перепрофилирование, сдача в аренду, списание, передача на иной уровень собственности).
Основной целью бюджетной политики Александро-Невского муниципального района должно стать обеспечение устойчивости бюджетной системы и безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом. При этом необходимо сохранить преемственность реализуемых задач бюджетной политики, проводимой в предыдущий период, актуализированных с учетом прогноза социально-экономического развития Александро-Невского муниципального района Рязанской области.[3. с, 4]
Для достижения указанной цели особое внимание необходимо уделить решению следующих основных задач:
1) обеспечение сбалансированности местного бюджета.
Для решения указанной задачи необходимо обеспечить:
- формирование прогноза налоговых и неналоговых доходов в соответствии с показателями прогноза социально-экономического развития Александро-Невского муниципального района Рязанской области;
- планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств и сдерживания роста бюджетных расходов;
- принятие новых расходных обязательств только при наличии бюджетных ассигнований на весь период их исполнения и соответствии их приоритетным направлениям социально-экономического развития района, при этом темпы наращивания расходов должны быть увязаны со структурными изменениями в соответствующих сферах, в том числе зафиксированных в дорожных картах;
- повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет оптимизации муниципальных закупок, сети муниципальных учреждений, а также за счет реализации мероприятий по ресурсосбережению;
- усиление роли внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита при осуществлении бюджетного процесса путем переориентации с контроля за финансовыми потоками на контроль за результатами, которые приносит их использование;
- повышение качества бюджетного планирования;
- поддержание безопасного уровня и структуры муниципального долга;
- повышение качества муниципальных программ Александро-Невского муниципального района Рязанской области и расширение их использования в бюджетном планировании;
2) в целях обеспечения потребностей населения района в муниципальных услугах, повышения их доступности и качества, а также прозрачности муниципальных услуг органам местного самоуправления необходимо реализовать следующие мероприятия:
- привести ведомственные перечни муниципальных услуг и работ в соответствие с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности. Единый подход к формированию услуг и составлению их исчерпывающего перечня в соответствии с возложенными на органы местного самоуправления полномочиями позволит в равной мере обеспечить реализацию конституционных гарантий перед гражданами на всей территории Российской Федерации, повысить качество и прозрачность муниципальных услуг для потребителей;
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений должны быть направлена на усиление выравнивающей составляющей межбюджетных трансфертов и обеспечение сбалансированности местных бюджетов.
ЛИТЕРАТУРА
1.Атаманчук, Г.В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы [Текст]. - М.: Дело и Сервис, 2012. – 583 с.
2. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики [Текст]: М.: Финансы и статистика, 2012. – 148 с.
3.Муниципальное управление [Текст] : учеб.пособие для вузов / X. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, Е. С. Савченко и др.; под общ.ред. В. Н. Иванова, В. И. Патрушева. - М.: Муниципальный мир, 2011. – С. 1-66.