Совершенствование системы налоговых вычетов
ПО НДФЛ
Кузьмина И.,
студентка факультета экономики
РГУ им. С.А. Есенина
Научный руководитель – Сычёва О.В
Ключевые слова: НДФЛ, имущественный вычет, стандартный вычет, социальный вычет, профессиональный вычет.
Обеспечение эффективного социально-экономического развития страны, увеличения качества предоставляемых услуг населению обуславливается состоянием её денежных ресурсов. С точки зрения формирования бюджетов, налоги есть необходимая экономическая составляющая, обеспечивающая решение задач, возлагаемых на государство, а именно: удовлетворение социальных потребностей, содержание аппарата управления, органов безопасности, обеспечения защиты, правопорядка, решение общественных задач, регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования.
Тем не менее, все воздействия страны, направляемые на удовлетворение фискальных потребностей государства, обязаны в обязательном порядке анализироваться на предмет возможности общественных последствий. Увеличивая необходимую сумму подоходного налога, государство, в лице фискальных органов, увеличивает доходную долю бюджета, но только на один налоговый период, так как уже в следующем периоде база для их уплаты имеет возможность сократиться, в связи с понижением величины доходов у населения. В свою очередь, сокращение налогов с граждан стимулирует подъём прибыли населения, увеличение потребления, рост производства товаров и услуг и, как следствие, повышение всех налоговых платежей [4, с.20]. .
Главой 23 Налогового Кодекса РФ предусмотрен порядок применения механизма использования налоговых вычетов по НДФЛ. Система вычетов по НДФЛ предоставляет возможность реализации таких важных функций, как фискальная, регулирующая и социальная. Впрочем в современное время есть много задач, препятствующих реализации права на вычеты.
Именно в решении данных задач и проявляется актуальность предоставленного вопроса.
Для того, чтобы преодолеть возникающие трудности необходимо придать льготам общественную направленность, которую по существу они и обязаны иметь. Так, например, в области имущественных вычетов необходимо:
1. Ввести ограничение по сумме совокупного дохода для предоставления вычета. Например, если годовой доход налогоплательщика более 2000000 рублей, он может получить за год вычет в сумме 260000 рублей, следовательно, нет причин предоставлять ему материальную поддержку в виде имущественного вычета.
2. При заключении договора участия в долевом строительстве жилья
вычет на сумму фактически произведенных расходов следует предоставлять
в том налоговом периоде, в котором заключен договор, т.к. на сегодняшний день данный вычет предоставляется в момент сдачи дома в эксплуатацию и
регистрации права собственности. Главным условием получения имущественного вычета должно стать внесение первого взноса. Такое решение даст стимул для всех слоев населения к участию в долевом строительстве.
3. Считается возможным упрощение порядка заполнения налоговой
декларации по НДФЛ. Этого можно достичь благодаря изданию более простых и понятных инструкций для налогоплательщиков.
4. Так же необходимо предоставлять вычет на суммы процентов за пользование заемными средствами на новое строительство или приобретение дома за весь период оплаты процентов. Данная мера поддержит развитие ипотечного кредитования и повысит интерес населения инвестировать средства в жилищное строительство [4, с.35].
Так же высказывается мнение облагать доходы физических лиц от сдачи
имущества в аренду по ставке 6 % как по УСН, что уравнивает полномочия индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
В части стандартных вычетов предлагается следующее:
1. Возврат стандартного вычета в сумме прожиточного минимума на каждого работника, получающего доход.
2. Так же существует возможность перехода России к механизму налогообложения по семейному доходу. Данный переход должен быть реализован постепенно и с регламентацией в законодательстве права выбора индивидуального или объединенного налогообложения.
В части социальных налоговых вычетов возможно распространить налоговый вычет по НДФЛ на средства, израсходованные на обучение, лечение и санитарно-курортные путевки в отечественные здравницы.
Такая направленность будет способствовать оздоровлению населения, а так же окажет поддержку курортно-рекреационной деятельности в стране и послужит стимулом для роста спроса на рынке внутреннего туризма.
В сфере общественных налоговых вычетов необходимо убрать ограничения, препятствующие получению социального вычета, предоставляемого на сумму расходов на обучение ребёнка , но не более 50000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей, рассмотрев возможность заключать договор с образовательным учреждением и осуществлять плату за обучение не только родителями, но и самими детьми [2, с. 30].
В отношении профессиональных налоговых вычетов возможны следующие новации:
1. Налогообложение адвокатов и нотариусов можно осуществлять
по специальному режиму, схожему с вмененным доходом.
2. Обложение доходов индивидуальных предпринимателей, полученных от осуществления профессиональной деятельности, необходимо производить по системе налогообложения прибыли организаций, что отражало бы общепринятые международные стандарты.
3. Предлагается определение налоговой базы исключительно на основании уменьшения фактически полученных доходов на 20 %.
Считается разумным введение в России дополнительных налоговых
вычетов, которые используются в зарубежных странах, а именно:
1. В размере стоимости проезда от дома до работы и обратно;
2. В размере стоимости приобретения компьютера, оборудования и программного обеспечения;
3. Взносов на научную деятельность;
4. Потерь от воровства. Для вычета потерь от воровства должно быть установлено пороговое значение и необходимо проведение должного контроля, чтобы избежать злоупотреблений по данному вычету [2, с. 32].
Приоритетной задачей на 2014-2016 гг. для Правительства РФ считается формирование эффективной и устойчивой налоговой системы, обеспечивающей бюджетную стабильность в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Помимо поддержки инвестиций, речь идёт также о формировании человеческих средств, повышении предпринимательской активности и международной конкурентоспособности, создании удобных условий для честных налогоплательщиков.
С точки зрения формирования человеческого капитала немаловажно, чтобы в долгосрочном периоде сохранялась функционирующая система налогообложения доходов физических лиц с общей ставкой для большинства видов доходов в размере 13 %. Введение современной шкалы налогообложения доходов физических лиц не намечается. В Государственной Думе рассматриваются Внесенные Правительством РФ проекты федеральных законов, предусматривающие обеспечение отдельных налоговых вычетов родителям, усыновившим ребенка. Кроме того предполагается повышение вычетов на детей-инвалидов в 4 раза, до 12 тыс. руб. в месяц. Одновременно с 280 до 350 тыс. руб. повышение прибыли, в пределах которых налогоплательщики имеет право на использование налоговых вычетов на ребенка [4, с. 60].
Достигнутый к нынешнему времени уровень налоговой нагрузки можно
считать подходящим, поэтому в среднесрочной возможности не ставилась задача внесения значительных перемен в структуру налоговой системы, а
также введения новых налогов. Тем не менее, выше перечисленное не отменяет необходимости совершенствования налоговой системы и ее настройки, мобилизации дополнительных доходов за счет улучшения качества налогового администрирования, уменьшения теневой экономики.
Совершенствование налоговой системы, это одна из важнейших задач для Министерства Финансов России, которая должна выполнять не только фискальную, но и стимулирующую предпринимательскую функцию. Необходимо сохранить конкурентоспособность нашей налоговой системы, не повышая налоговое бремя на физических и юридических лиц.
Одним их направлений улучшения подоходного налогообложения считается повышение собираемости налога на доходы физических лиц в условиях действующей налоговой системы и увеличение качества налогового администрирования. Здесь имеется существенный резерв для повышения доходов бюджетной системы без увеличения налогов. Предусматривается принятие дополнительных мер воздействия к недобросовестным налогоплательщикам, что позволит сократить их число и улучшит тем самым деловой климат в стране. Усовершенствование налогового администрирования содействует упрощению урегулирования споров между Федеральной налоговой службы и налогоплательщиками. Досудебное регулирование налоговых споров сократило налоговые конфликты: с момента введения такой системы количество жалоб сократилось с 70 тыс. до 50 тыс. в 2012 г. Жалобы сокращаются ежегодно на 10 %, судебные споры – на 15-20 % [3, c 139].
Это уже позволило повысить качество представления интересов налоговых органов в судах. Некоторое время назад судебные разбирательства были далеко не в пользу Российской Федерации, но на сегодняшний день бюджет выигрывает почти 70 % всех исковых требований. Внедрение современных информационных технологий способствовало расширению спектра сервисных функции. Упрошены процедуры взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками, уже реализовано 35 электронных сервисов, которые позволяют вести и создавать бизнес, в любой точке получать консультации и исполнять налоговые обязательства.
Любая развитая экономика государства должна иметь гибкую систему льгот и вычетов, и такая система наиболее эффективно будет работать для осуществления задач государства. Как главный инструмент налоговой политики государства, налоговый вычет имеет две стороны:
‒ Это стимулирование государственных целевых программ.
‒ Сбережение средств населения.
Таким образом, налоговый вычет является своеобразным ответом государства населению, по части получаемых доходов [3, c 143].
ЛИТЕРАТУРА:
1. Будакова Н.И. Изменения в порядке исчисления НДФЛ // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2015. – № 3. – С. 25.
2. Гармаева М.А. Соотношение налоговых вычетов и налоговых льгот // Право и экономика. – 2014. – № 7. – С. 32.
3. Караханян С.Г. Налоговые споры: проблемы, анализ, решение. – М.: Бератор, 2013. – С. 256.
4. Коростелева В.В. Перспективы развития системы налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц // Экономика и социум. – 2015. – № 1 (10).