Совершенствование системы взыскания задолженности по налогам и сборам.
Камзеева Е.С.
студентка факультета экономики
РГУ им.С.А. Есенина
Тел. 8-910-624-84-11;
Научный руководитель – Мишакова Н.А.,
Ключевые слова: налог, сборы, задолженность, банкротство, отсрочка, реструктуризация, налоговая политика, налоговое администрирование, рассрочка, налоговая нагрузка, коллекторы.
Актуальность темы настоящего исследованияопределяется исключительной значимостью уровня собираемости налогов и сборов для всей бюджетной системы Российской Федерации. Налоговые доходы являются основным источником доходной части бюджета любого государства и от того, как эффективно налоги собираются, зависит устойчивость государственного управления.
Невозможно ожидать общего добровольного законопослушания налогоплательщиков, а потому каждому правительству и каждой стране необходимы определенные процедуры и правомочия для того, чтобы эффективно бороться с уклонением от уплаты налогов.
Мировой финансовый, а впоследствии и российский экономический кризисы существенно усложнили деятельность хозяйствующих субъектов. Пытаясь избежать банкротства и снизить налоговую нагрузку юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также физические лица зачастую используют незаконные меры ухода от уплаты налогов и сборов. Поэтому в этой связи деятельность налоговых органов по взысканию налоговой задолженности требует повышения эффективности и постоянного совершенствования системы.
Проблема задолженности, заключается в правонарушениях в области уплаты налогов и сборов, а также выделений предпосылок образования налоговой задолженности, выработки эффективных способов ее понижения и устранения причин возникновения.
Степень разработанности проблемы исследования, затронута многими российскими экономистами, к их числу можно отнести таких ученых как: Брызгалин А.В., Черник Д.Г., Пепеляев С.Г., Кучеров И.И., Орлов М.Ю., Цыганков Э.М. На современном этапе развития российской экономики проблемам возникновения задолженности по налогам и сборам, а также мерам по ее взысканию посвящены труды научных исследователей: Адигамова Ф.Ф., Базаров, Б.Б., Бондарь О.А., Жемчужникова И.В., Комарова Г.П., Лавровский Б.Л., Мурзов И.А., Мороз В.В. Вместе с тем изменяющиеся условия хозяйствования, а также возрастающий дефицит российской бюджетной системы, говорят о необходимости продолжения исследований в вопросах совершенствования деятельности налоговых органов по взысканию налоговой задолженности.[4, с. 34]
По результатам проведенных проверок в 2015 году было выявлено 204704 правонарушения.
При этом дела об административных правонарушениях были возбуждены по результатам 145,0 тыс. проверок, административные наказания наложены по результатам 137,4 тыс. проверок.
За 2015 год по результатам налоговых проверок в бюджетную систему Российской Федерации дополнительно начислено 348 млрд. рублей, что на 14,8 млрд. рублей (или на 4,4%) больше, чем в 2014 году. Из общей суммы доначислений по контрольной работе по результатам выездных налоговых проверок доначислено 292,0 млрд. руб., что на 3,6% больше аналогичного периода 2014 года (281,9 млрд. руб.).
Из общей суммы доначисленных платежей основные доначисления произведены по НДС – 160,7 млрд. рублей (46 %), налогу на прибыль организаций – 109,2 млрд. рублей (31 %), НДФЛ – 38,1 млрд. руб. (11 %).
По результатам рассмотрения в 2015 году уголовных дел по налоговым преступлениям судами вынесено 424 обвинительных приговора, что более чем на 40 % превышает показатель 2014 года (302 приговор). [7]
К уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в 2015 году привлечено 350 лиц, что практически на 45 % больше, чем в 2014 году (242 лицо). Таким образом, данная тенденция говорит, что, к сожалению, без налоговых проверок, люди так и будут всеми различными способами уклоняться от уплаты налоговых сборов и поэтому необходимо находить пути по совершенствованию налоговой задолженности.
Основой совершенствования работы по взысканию налоговой задолженности является налоговая политика и эффективное налоговое администрирование.
Налоговая политика должна быть сориентирована на создание подходящего налогового климата в государстве. В целом эффективность и полезность проводимой в стране налоговой политики зависят от эффективности налогового администрирования, являющегося инструментом, который определяет успех или неудачу общей налоговой политики.
Главная цель налоговых органов в сфере налогового администрирования заключается в обеспечение полного и своевременного сбора налогов в соответствии с законодательством.[3,с. 78]
Выделим основные пути совершенствования, касающиеся процесса увеличения эффективности налогового администрирования при взыскании налоговой задолженности.
Во-первых, необходимо разобрать вопрос о возможности применения наиболее удобной системы уплаты платежей (отсрочка, реструктуризация, рассрочка).
Во-вторых, путем изменения, решить проблему взаимодействия существующих соглашений с кредитными учреждениями в части взаимного контроля уплаты НДФЛ при снятии со счетов денежных средств на выплату заработной платы. Кроме того, соответственно преобразовать соглашения по взаимному контролю взыскания задолженности по налогам и сборам между налоговой службой и Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация), Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости), органами МВД, лицензирующими органами, благодаря этим изменением в консолидированный бюджет РФ будут поступать своевременно региональные и местные налоги.
В-третьих, в законодательстве прописать уголовную ответственность для учредителей «организаций-должников». Если налогоплательщика признали банкротом, то приостанавливать в определенном количестве права его учредителей и руководителей, в особенности занимающие руководящие посты, ввести особую ответственность руководителям организации за умышленное банкротство предприятия, и поэтому необходимо увеличит срок исковой давности для взыскания налоговой задолженности до 10 лет.
В-четвертых, отменить поэтапное применение способов взыскания задолженности и на законодательном уровне продумать возможность одновременного действия всех инструментов взыскания задолженности.
В-пятых, для увеличения количественных и качественных показателей по взыскании налоговой задолженности, уменьшения финансовой, кадровой и временной нагрузки органов ФНС, предусмотреть возможность использования услуг коллекторских агентств (частных исполнителей) по взысканию «проблемной» налоговой задолженности. Вознаграждение таких агентств предположительно может составлять 5-10% от взыскиваемой суммы.
Для увеличения уровня налоговой культуры, от которого напрямую зависит уровень задолженности по налогам и сборам, необходимо формирование в обществе добросовестного отношения к уплате налоговых платежей.
Следует отметить, что низкий уровень правовой грамотности, несоответствие законодательству наносят огромный ущерб самому населению, в том числе и материальный. Поэтому широкое распространение налогового законодательства должно стать обязательно составной частью общегосударственной программы повышения правовой культуры населения России.
Также наиважнейшим фактором увеличения эффективности контрольной работы налоговых органов является наличие действующей системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок, дающей выбрать наилучшее направление максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств.
Необходимо так же повысить защищенность налогоплательщиков от неправомерных действий налоговых органов и прекратить практику избирательного применения налоговых норм. Но самое главное, не стоит забывать, что помимо фискальной и регулирующей функций налоги должны выполнять еще и социальную роль в обществе. [5, с. 125]
Вместе с необходимостью создания благоприятных условий администрирования для добропорядочных плательщиков важной задачей остается работа по принятию строгих мер, направленных на противодействие созданию и использованию недобросовестными налогоплательщиками схем и методов по неуплате налогов, и незаконного возмещения налогов из бюджета.
Одной из мер по борьбе с налоговыми злоупотреблениями, является конкретное закрепление на законодательном уровне механизмов, ограничивающих использование налогоплательщиками, так называемых «фирм-однодневок», а также налоговых схем и методов с использованием оффшорных компаний.
Нужно разработать такие предложения, которые будут внесены в НК РФ в раздел введения правового механизма о снижении налогового злоупотребления, путем использования плательщиками формально правомерных действий, с основной целью неуплатой или уплаты налогов в меньшей сумме.
Такие изменения не затронут налогоплательщиков, которые исправно и своевременно платят налоги, и в дальнейшем будут способствовать формированию оптимальных условий ведения бизнеса и созданию конкурентоспособной среды для тех налогоплательщиков, которые не используют незаконные механизмы налоговой оптимизации.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 15.02.2016) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online, свободный. – Загл. с экрана.
2. Приказ Федеральной налоговой службы от 09.12.2010 № ММВ-7-8/700 «Об утверждении Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn62/about_fts/, свободный. – Загл. с экрана.
3. Аронов, А. В. Налоги и налогообложение [Текст] : учебник для вузов / Аронов А. В., Кашин В. А. – М: Экономистъ, 2013. – 430 с.
4. Бондарь О.А. Алгоритм расчета результативности реализации комплекса мероприятий по снижению уровня налоговой задолженности [Текст] // Сибирская финансовая школа. 2011. № 3. С. 124–125.
5. Жемчужникова И.В. Взыскание налоговых недоимок в Российской Федерации: понятие, механизм, направления совершенствования [Текст] // Налоги и финансы. 2012. № 3. С. 19–33.
6. Пансков, В. Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации [Текст] : учебник для вузов / Пансков В. Г.. - М.: Финансы и статистика, 2012. – 543 с.
7. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.fedstat.ru, свободный. – Загл. с экрана.
8. Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. nalog.ru, свободный. – Загл. с экрана.