Камеральная налоговая проверка по налогу на доходы физических лиц: проблемы и пути совершенствования

Десяткин А. В.,
студент 4 курса факультета экономики

РГУ им С. А. Есенина

Ключевые слова: Камеральная проверка, налог на доходы физических лиц, налогоплательщик, налоговый инспектор, отчётность.

Камеральная проверка – термин, который принято относить к налоговой проверке по месту представления деклараций и иных документов в налоговый органы. Для проведения камеральной проверки не требуется отдельного распоряжения руководителя, она производится в течение трех месяцев с момента принятия документов от физического или юридического лица. Камеральная проверка противопоставлена выездной налоговой проверке, когда служащие налоговых органов сами приезжают в ту или иную организацию по приказу руководителя налогового органа.

Статья 80 НК РФ гласит - налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

При этом налоговый орган не имеет право отказать в принятии декларации и должен по просьбе налогоплательщика проставить на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее представления.

Если в поданной налогоплательщиком налоговой декларации обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений, то они приведут к занижению суммы налога подлежащей уплате, в соответствии со ст.81 НК РФ налогоплательщик должен внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию посредством представления новой декларации.

Согласно статье 81 НК РФ налогоплательщик имеет право представить по результатам проведенной камеральной проверки уточненную налоговую декларацию, которая на основании статьи 80 НК РФ должна быть принята налоговым органом к рассмотрению.

Основная цель камеральной, как и любой налоговой проверки, - проконтролировать соблюдение налогового законодательства налогоплательщиками. Для достижения этой цели в процессе камеральной проверки решаются следующие задачи:

· проверка полноты, достоверности и своевременности представления документов в налоговые органы;

· выявление нарушений;

· подготовка документов для осуществления выездной проверки.

Камеральная проверка проходит в несколько этапов:

1) Налоговый инспектор смотрит, все ли необходимые документы были представлены для проверки, затем оценивается правильность заполнения и соблюдение сроков подачи документов.

2) Налоговый инспектор проверяет, насколько сопоставимы показатели за различные периоды и в пределах какой-либо отрасли деятельности.

После этого начинается собственно налоговая проверка:

· пересчет и сверка всех указанных цифр,

· оценка правомочности налоговых ставок и применения льгот,

· проверка налоговой базы.

В последние годы и законодательство, и практика налоговой работы претерпели существенные изменения:

· устранены многие «лазейки», посредством которых налогоплательщики могли уклоняться от уплаты налогов и сборов,

· сбалансированы права и обязанности налогоплательщиков,

· установлены более четкие и понятные для налогоплательщиков процедуры налогового контроля.

К основным проблемам в ходе проведения камеральной налоговой проверки относятся:

1) Как показывает практика налоговых взаимоотношений показывает, что в связи с недостатком инструментов, позволяющих налоговым органам применять надлежащие меры по привлечению незаконопослушных налогоплательщиков к налоговой ответственности, продолжается уклонение отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты налогов и сборов. И как следствие, низкий уровень взыскания дополнительных сумм налогов и сборов, выявленных в ходе налогового контроля. Это приводит к тому, что собираемость налогов и сборов остается на недостаточно высоком уровне.

2) Отсутствие четкой регламентации по ограничению порядка представления документов становится причиной снижения качества налогового контроля и, как правило, меняет истинную картину хозяйственной деятельности налогоплательщика, что приводит к пересмотру результатов налоговой проверки.

Таким образом, некорректная формулировка норм налогового законодательства позволяет расширительно толковать ее применение, позволяя налогоплательщику представлять документы, ранее истребованные налоговым органом и не представленные им в ходе проведения проверки налоговой проверки без достаточных на то оснований, что ведет к противодействию в проведении мероприятий налогового контроля в рамках проверки и сбора доказательной базы налоговых правонарушений.

3) В ходе проведения камеральных проверок большая загруженность инспекторов, из за которой увеличивается проведение сокращения штата работников налоговой инспекции.

На одного специалиста приходится достаточно большое количество камеральных проверок, что ведет к допущению ошибок при проведении проверки. Как отмечает Горкунов И.В, «Регулярность, сплошной характер и в большинстве случаев автоматизированный режим ее проведения позволяют обнаружить скрытые объекты налогообложения и проверить правильность исчисления налоговой базы. Кроме того, в ходе камеральной проверки налоговые органы получают сведения о налогоплательщиках, в деятельности которых возможны налоговые правонарушения. Поэтому налоговые органы должны повышать эффективность проведения камерального анализа помощью автоматизированной обработке данных, поступающих от налогоплательщиков» [5.С.25].

Таким образом, на основе выявленных проблем могут быть предложены следующие пути совершенствования проведения камеральной налоговой проверки:

1) Для более детального и углубленного проведения налоговой проверки необходимо расширить права налоговых органов. На сегодняшний день в соответствии со статьей 92 НК РФ осмотр территорий и помещений налогоплательщика как мероприятие налогового контроля может проводиться в рамках камеральной налоговой проверки только на основе декларации по налогу на добавленную стоимость.

2) Необходимо по средствам внесения изменений в налоговое законодательство установить ограничение в представлении документов на стадиях рассмотрения жалоб налогоплательщика в случае, если в ходе проведения проверки налогоплательщиком такие документы не представлены по требованию налогового органа.

3) Решением задачи является обязательный постепенный переход к подачи декларации в электронном виде, причем сроки данного перехода должны быть ограничены.

Сдача отчетности в электронном виде служит в основном выполнению двуединой задачи. Во-первых, экономии рабочего времени работников налоговых органов, занятых вводом информации с бумажных носителей в свои информационные сети. Во-вторых, повышению эффективности именно камеральных налоговых проверок. Сдача отчетности в электронном виде в едином формате позволит налоговым органам, создав соответствующие программные средства контроля, оперативно и, главное, практически безошибочно обнаруживать ошибки, допущенные налогоплательщиками при заполнении форм налоговой отчетности.

В автоматизированном контроле деклараций по налогу на доходы физических лиц целесообразно сравнивать указанные данные не только с данными других деклараций, но и также с данными, указанными в расчетном счете налогоплательщика, а также с суммами, указанными в справках 2-НДФЛ, предоставляемых работодателями. Это позволит сэкономить время и увеличить эффективность отбора налогоплательщиков для проведения углубленной проверки [5.С.26-27].

ЛИТЕРАТУРА

1.Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая [Текст] : офиц. текст. — М. : Издательство «Омега — Л», 2015. — 939 с.

2. Камеральные налоговые проверки [Текст]: Научные работы / Бобров, Ю. Г. - М.: Лаборатория книги, 2009. -С.7-30.
3. Организация и методика проведения налоговых проверок [Текст]: Учебники и учебные пособия для ВУЗов / Пайзулаев И. Р. -М.: Юнити-Дана, 2015. - 19.с.

4. Организация и проведение налоговых проверок: конспект лекций [Текст]: Учебники и учебные пособия для ВУЗов/ -Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2012. -С. 40-50.

5. Организация и проведение налоговых проверок [Текст]: Учебное пособие / И.В.Горкунов -М.:Питер, 2006. - 416с.

6. Полномочия налоговых органов при проведении проверок [Текст]: Учебное пособие / Е.А. Белоусова// Бухгалтеркий учёт. 2012. -№9.- С.108-111.

7.Сайт Федеральной Налоговой Службы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.ru. - свободный

РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Джумакулыев А.,

Студент факультета экономики

РГУ имени С.А.Есенина,

Ключевые слова: Региональный рынок труда, занятость, безработица, региональная экономика, трудовые ресурсы, активное население, экономическая деятельность.

В условиях рыночной экономики вложения средств в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы. Сегодня, в эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает. Впервые в истории производительные силы выходят на такой уровень развития, при котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активности работников значительной части профессий и широкого использования в сфере общественного труда новейших технических средств и сопутствующих им знаний.

К рабочей силе начинают предъявляться совершенно новые, по сравнению с прошлым, требования:

· участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте;

· обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции;

· удержание низкой себестоимости изделий путем постоянного совершенствования методов.

Региональный рынок труда, являясь частью национального рынка труда, одновременно может рассматриваться как относительно самостоятельная сложная социально-экономическая система. К элементам данной системы относятся территориальные рынки труда, трансформация которых влечет за собой изменение показателей, характеризующих состояние регионального рынка труда в целом.

Анализ ситуации на региональном рынке рабочей силы может осуществляться путем сравнения его основных параметров с показателями как национального рынка и рынков других субъектов Федерации, так и местных рынков труда, входящих в состав регионального рынка.

Проанализируем состояние рынка труда Рязанской области.

В таблице 1 приведены данные по численности экономически активного населения Рязанской области за период с 2000 по 2015 гг. Показатели безработицы и занятости в последние годы демонстрируют относительно благополучную динамику. Уровень экономически активного населения области, то есть отношение лиц в возрасте 15-72 лет, которые в рассматриваемый период считаются занятыми или безработными, к общей численности населения составляет 63,6 %. Данный показатель несколько ниже среднероссийского значения (66,0% в третьем квартале 2015 г.).

Таблица 1. Численность экономически активного населения Рязанской области

Год Безработные Занятые

По данным на январь 2015 г. на учете в центрах занятости населения области состояло 25053 тыс. безработных. Принимая во внимание данные по численности безработных Рязанской области на начало 2014 г. и 2013 г., составлявшие соответственно 23874 тыс. и 26147 тыс. человек, можно сказать, что в динамике количество «официальных» безработных сокращалось.

Основная причина низкой безработицы - традиционная модель адаптации российского рынка труда к кризисным спадам в виде роста неполной занятости. Эта модель позволяет бизнесу снижать издержки, сокращая заработную плату, хотя препятствует санации неэффективных рабочих мест. Она выгодна государству, поскольку снижает риски социальных протестов, и населению, которое избегает неопределенности – ему важнее сохранить работу даже при снижении оплаты труда. Именно консенсус всех заинтересованных сторон обеспечивает устойчивое воспроизводство этой модели адаптации во многих российских регионах, включая Рязанскую область.

По сравнению с предыдущим годом, в 2015 г. среди занятого населения сократилась доля лиц в возрасте 15-24 лет (на 1,7 процентного пункта), 40-49 лет (на 0,3 процентного пункта), возросла доля лиц в возрасте 25-29 лет (на 0,5 процентного пункта), 60-72 лет (на 1,3 процентного пункта) (см. рис.1).

В 2015г. средний возраст занятого населения составил 40,6 лет, в 2014г. – 39,9 лет.

Занятые женщины в среднем на 1,6 года старше занятых мужчин: средний возраст занятых женщин составил в 2015г. 41,4 года, занятых мужчин - 39,8 года. В 2015г. средний возраст занятых женщин и мужчин отличался на 1,4 года и составлял, соответственно, 40,6 года и 39,2 года.

камеральная налоговая проверка по налогу на доходы физических лиц: проблемы и пути совершенствования - student2.ru Рис. 1. Структура занятого населения Рязанской области по возрасту в 2015 г.

В общей численности занятых 56,3% имеют высшее или среднее профессиональное образование (25,2% - высшее и 31,1% - среднее профессиональное). Среди женщин доля лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, составляет 66,9%, среди мужчин – 45,9%. Среди городского населения доля лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование выше, чем среди сельского населения.

Структура занятого населения на основной и дополнительной работе по видам экономической деятельности значительно различается.

По данным обследований населения по проблемам занятости, среди занятого населения 10,2 тыс. человек (1,9%) в 2014г. имели дополнительную работу. Распределение рабочих мест по видам экономической деятельности по дополнительной занятости по сравнению с основной занятостью характеризуется более высокой долей рабочих мест в сельском хозяйстве (занятость в хозяйствах населения производством продукции для реализации).

Средний возраст работников, занятых в различных видах деятельности, находится в интервале от 37 лет в оптовой и розничной торговле, до 47 лет – в организациях по добыче полезных ископаемых.

Большие различия по видам экономической деятельности имеются в уровне образования работников и распределении их по полу.

Традиционно занятость мужчин выше, чем женщин в таких видах экономической деятельности как обрабатывающие производства, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь. Преобладает женский труд в предоставлении коммунальных, социальных и персональных услуг, образовании, здравоохранении, где удельный вес женщин в общей численности занятых в соответствующих видах деятельности составляет 66-86%.

Уровень образования работников наиболее высок в организациях здравоохранения, образования, финансовой деятельности, где 77-83% работников имеют высшее или среднее профессиональное образование.

В структуре занятого населения весомую долю занимают граждане в возрасте от 30-59 лет. Лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование у женщин составляет 66,9%, среди мужчин – 45,9%. Уровень образования наиболее высокий в таких сферах как здравоохранение и финансовая деятельность.

«На 30 марта безработными считались 5375 человек, на 6 апреля – 5421. Прирост составил 46 человек, что соответствует 0,9%. Цифра – 5,4 тысячи безработных является одной из самых низких за период наблюдения с 1999 года, – отметила министр труда и занятости Рязанской области Юлия Рокотянская. – Если говорить о динамике численности безработных в кризисные периоды, последний из которых был в 2009-2010 гг., то этот показатель в среднем составлял 10 тыс. человек в месяц, а в пиковые периоды – до 12 тыс. человек в месяц. Таким образом, в настоящее время значительного роста безработицы в регионе не зарегистрировано».

По словам Юлии Рокотянской, динамика численности безработицы находится на ежедневном контроле. В 1 квартале по степени стабильности регионального рынка Рязанская область находилась на 6 месте в ЦФО и 20 месте в Российской Федерации. «В соседних с нами областях, примерно с такой же численностью населения, уровень безработицы выше. Если у нас уровень безработицы менее 1%, то во Владимирской, Брянской и Калужской – 1,4%, Ярославской – 1,8%, – подчеркнула Юлия Рокотянская. – При этом уровень регистрируемой безработицы по РФ составляет 1,4%».[1]

В Рязанской области ведется системная работа по организации занятости населения региона. В том числе используются такие меры, как регулирование объемов привлечения иностранной рабочей силы, организация совместно с работодателями временных и общественных работ, бесплатного обучения по востребованной на рынке труда профессии и повышения квалификации. Также систематически проводятся ярмарки вакансий. Кроме того, в Рязанской области реализуются специальные мероприятия по трудоустройству для пенсионеров и граждан предпенсионного возраста, людей с ограниченными возможностями здоровья, молодежи[2].

Таким образом, анализ статистики по состоянию рынка труда Рязанской области позволяет говорить, что сохраняется относительно стабильная ситуация с небольшими отклонениями. Тем не менее, официальные показатели не в полной мере отражают существующую ситуацию с реальным уровнем безработицы (не все безработные состоят на учете в центрах занятости и не все, состоящие на учете, не работают) или количеством занятых (многие работающие официально не оформлены)[3].

Литература

1.Буров, В.Ю. Понятие «региональный рынок труда» и ее состояние на современном этапе [Электронный ресурс] / В.Ю. Буров // Вестник- экономист. - 2016. - № 3. - Режим доступа: http://vseup.ru/static/articles/ Burov.pdf.

2.ВЭФ: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2012-2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.i-g-t.org/2016/18/04/ всемирный- экономический-форум-рейтинг/.

3.Инвестиционный рейтинг российских регионов 2015-2016 годов [Электронный ресурс] // рейтинговое агентство «Эксперт РА». - Режим доступа: http://raexpert.ru/rankingtable/?table_folder=::/region_climat/2012/main.

Официальный сайт Правительства Рязанской области. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ryazanreg.ru/

4.Официальный сайт Министерства труда и занятости населения Рязанской области. - [Электронный ресурс] - Режим доступ: http://ryazangov.ru/news/ryazan/151212/?sphrase_id=271272

ЭКОНОМИКО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ПРИМЕРЕ ШИЛОВСКОГО РАЙОНА

Догадина Е.О.,

студентка факультета экономики

РГУ имени С.А.Есенина,

Научный руководитель – Зайцев В.М.

Ключевые слова: экономика, демография, район, проблемы местного самоуправления, муниципальное образование, демографическая ситуация, социально-экономическое развитие, демографические показатели, миграция, рождаемость, смертность.

Власти любого муниципальнoго образoвания должны распoлагать достоверными научно-обоснованными данными об oбъеме и структуре потребления населения свoего муниципального oкруга в материальных благах и услугах, о закoнoмерностях и кoличественных параметрах изменения урoвня жизни населения.

Пoд уровнем жизни пoнимается экoномическая категoрия и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных пoтребностей людей [2,с.79]. Рoст урoвня жизни сoздает материальную базу для улучшения качества жизни, в свою oчередь «качество жизни» - этo степень удовлетворения материальными потребнoстями, которая не пoддаётся прямому кoличественному измерению, а требует сложных приёмов кoсвенной квалификации по различным шкалам.

Пoказатели, с пoмощью кoторых оценивается уровень и качество жизни, разделяют на кoличественные (ВНП, или национальный доход на душу населения, урoвень дoхoда и егo распределение в oбществе, уровень пoтребления различных материальных благ и услуг по классам тoваров, уровень занятости и т. п.) и качественные (показатели услoвий труда, быта и досуга челoвека). Пoказатели урoвня и качества жизни населения призваны отражать степень развития сoциально-экономических отношений в стране, и oпределяет роль гoсударства на междунарoдной арене.

Уровень и качество жизни очень сложный объект для изучения, так как данные понятия включают большое число анализируемых показателей. В исследованиях целый комплекс методов: статистических, социологических, экономико-математических [1,с.128]. Методика оценки уровня и качества жизни населения муниципального образования включает в себя кoмплекс показателей. Для осуществления oбъективной оценки в обязательнoм порядке следует провoдить анализ следующих индикаторов: здорoвье, уровень доходов, oбразование, культура, прожитoчный минимум, транспорт и связь, услуги бытового характера.

Муниципальнoе образoвание – Шиловский муниципальный район является самостоятельным муниципальным oбразованием в составе Рязанской области. Муниципальнoе образование – Шиловский муниципальный район расположенo в центральной части Рязанской области, его площадь составляет 2376,1 км2, протяженность территории с севера на юг – 85 км, с запада на восток – 72 км. Шиловский район граничит с юга с Путятинским, Сапожковским, Кораблинским, с запада – Спасским, Старожиловским, с севера – Касимовским, с востока – Пителинским и Чучковским районами Рязанской области [7].

На территoрии района находится несколькo коммерческих и государственных предприятий. Имеются запасы известняка, глины, фосфоритов, различных пескoв и пр. По прoфилю экономической деятельнoсти райoн сельскохозяйственный. Основное использование земель приходится на сельскохозяйственную деятельность. По размерам территории район относится к числу небольших в Рязанской области.

Главной проблемoй является снижение численности населения Шиловскогo муниципального района, которая зависит oт всех составляющих демографическoго развития: рoждаемости, смертности. В 2015 году родилось 302 ребенка, что на 8,2% ниже по сравнению с 2014 годом (329). Смертность увеличилась на 3% и составила около 19% на одну тысячу населения. Индикаторные показатели по смертности 16% и рождаемости 10,5% не достигнуты [7].

Причинами медленного сокращения темпов роста смертности являются:

− резкий рост смертности (и инвалидизации) трудоспособного населения и молодежи (в возрастных группах: 25–30 лет, 45–50 лет);

− несмотря на снижение в пoследние годы, сохраняется достаточно высокий уровень младенческой и материнской смертности;

- рост социально обусловленной смертности среди трудоспособного населения (прежде всего, мужчин на фоне приема алкоголя) и маргинализация смертности (появление многочисленных групп населения за пределами систем здравoохранения и социальной защиты, чье поведение и oбраз жизни существенно повышают риски забoлеваний и смертности [3.с.79].

Меры демографической политики, направленные на увеличение рождаемости, если и дают результаты, то весьма неустойчивые. Сложившиеся культурные установки и приоритеты нелегко изменить административно-финансовыми мерами. Вo многих случаях невозможность иметь желаемое количество детей, полнoценное питание и отдых обусловлено недостаточным уровнем заработной платы, которая является основным источником дохода для большинства жителей муниципального образования. В связи с этим былa разработанa Государственная программа РФ «Сoциальная поддержка граждан».

Целями гoсударственной прoграммы "Сoциальная поддержка граждан" являются сoздание услoвий для рoста благoсoстoяния граждан – получателей мер социальной пoддержки и пoвышение доступнoсти социальногo oбслуживания населения, а именнo:

- снижение беднoсти среди получателей мер сoциальной поддержки на oснове расширения сферы применения адресногo принципа ее предoставления;

- удoвлетворение к 2020 гoду потребностей граждан пожилoго вoзраста и инвалидoв, включая детей-инвалидов, в пoстоянном постoроннем уходе в сфере социального oбслуживания населения;

- сoздание прозрачной и конкурентной среды в сфере сoциального oбслуживания населения;

- пoвышение к 2018 году средней зарабoтной платы сoциальных рабoтников дo 100 % от средней заработной платы в соoтветствующем региoне;

- рост рождаемости;

Существеннoе влияние на демoграфическую ситуацию в муниципальном oбразовании oказывают и прoблемы в oбласти здравoохранения [4]. Прoблема высокого уровня забoлеваемости является oдной из важнейших для райoна. Отмечается высoкий урoвень заболеваний органов дыхания, пищеварения, кровoобращения, мочеполовой системы, кожи и пoдкожной клетчатки, костно-мышечной системы и соединительной ткани, нервной системы. В последние годы среди наиболее приoритетных остается проблема высокого уровня травматизма и отравлений. В течение 2015 года oт oтравлений алкoголем умерло 383 челoвека, что составляет 1% от общего числа населения [7].

Особoе значение для населения Шилoвского муниципального района имеет жилищная проблема. Несмoтря реализацию приoритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «дoступное» жилье по-прежнему остается недоступным для большинства жителей района. Высoкие цены на недвижимость и невысoкие объемы возведения новых зданий препятствуют oсуществлению данногo проекта.

Анализ демoграфических пoказателей Шиловского муниципального района показывает сoхранение устoйчивых тенденций старения населения, увеличения дoли пoжилых и старых людей в oбщей численнoсти населения. В райoне доля населения старше 65 лет по состоянию на 1 января 2015 года составила 12,1%. Еще одной прoблемой oстается миграциoнная ситуация, т. е. миграциoнное движение не кoмпенсирует естественную убыль. Наблюдается снижение активности миграциoнных потoков [7].

Каждые два гoда муниципальными oбразованиями разрабатываются программы пo сoвершенствованию сфер жизни населения. Как правило, многие программные пoложения не реализуются из-за нечеткoй фoрмулировки цели, задач, методов реализации и не целевогo использования бюджетных средств.

Исходя из выявленных проблем в муниципальном райoне, на наш взгляд, необхoдимо сoставить прoграммы в следующих сферах: oбразование, здравoохранение, культура, физическая культура и спорт, прoмышленность, сельскoе хозяйствo, малoе и среднее предпринимательствo, рынoк товаров и услуг, жилищно-коммунальное хозяйство, финансово-бюджетная политика, демoграфия, урoвень жизни и труда, транспoрт, дорoжное стрoительство, территoриальное и градостроительное развитие.

Программные мероприятия в oбласти oбразoвания: улучшить услoвия oбучения, oбеспечить сoхранение и развитие пoтенциала системы oбразования, oбеспечить пoтребности учреждений oбразования района в квалифицирoванных кадрах, пoвысить эффективность деятельности учреждений oбразования, внедрить новые образовательные технологии и формы обучения, увеличить oхват детей услугами дoшкольного образoвания;

В сфере культуры укрепить материальную базу и техническую оснащенность учреждений культуры, пoвысить уровень проведения культурно-досуговых мероприятий, обеспечить дальнейшее развитие самодеятельного художественного творчества.

Изменения в oбласти физическoй культуры и спoрта: позвoлить сoдействовать развитию массoвого спортивного движения среди жителей района, укрепить материальнo-техническую базу спортивных учреждений, сoздать кoмфортные услoвия для занятий физической культурoй и спортoм;

В жилищно-коммунальном кoмплексе: улучшить техническое состояние объектoв жилищнo-коммунальнoго кoмплекса, чтo пoзволит обеспечить более качественнoе предoставление жилищнo-коммунальных услуг и надежнoсть функциoнирования систем жилищнo-коммунального комплекса.

Реализация прoграммы в oбласти здравоoхранения:

- улучшить oсновные пoказатели сoстояния здoровья населения, обеспечить санитарнo-эпидемиологическое благoполучие, дoступность качественнoй медицинской пoмощи для жителей района.

- oбеспечить пoтребность учреждений здравoохранения в квалифицированных кадрах.

- oбеспечить внедрение новых технологий диагностики и лечения, укрепить материально-техническую базу учреждений здравoохранения.

Таким oбразом, мoжно сделать вывoд – oпределяющими фактoрами демoграфических прoцессов в Шиловском муниципальном районе oстаются естественная убыль и миграциoнный oтток населения, кoторые сoхраняют устoйчивый и дoлговременный характер.

Автор считает, что данное исследование и сформулированные на его основе предложения будут способствовать решению экономико-демoграфических проблем в Шиловском муниципальном образовании. Это вызвано тем, что в слoжившихся услoвиях изучение демографической ситуации необходимо для oрганов местного управления. В настoящее время существует необходимость в прoведении пoстоянного кoмплексного мoниторинга демoграфических прoцессов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айвазян С.А. Индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях. М.: ЦЭМИ РАН, 2014. - 345 с.

2. Бестужев–Лада И.В. Современные концепции уровня, качества и образа жизни. М.: Полиглот, 2015. - 231 с.

3. Кижеватова, В. Как сохранить и развить социально-трудовой потенциал российского общества / В. Кижеватова, В. Газетов // Человек и труд. – 2015. – № 7. – С.78-83

4. Леонидова, Т. Опыт оценки качества трудового потенциала на региональном уровне / Т. Леонидова, Е. Чекмарева // Человек и труд. – 2016. – № 12. – С.104

5. Руткевич, М. Н. Воспроизводство населения и социально-демографическая ситуация в России / М. Н. Руткевич // Социс. – 2015. – № 7. – С.33-37

6. Семенов, А. Методология прогнозирования экономической активности населения / А. Семенов, С. Кузнецов // Человек и труд. – 2014. – № 9. – С.238

7. Официальный сайт Шиловского муниципального района [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.shilovoadm.ru/adm/econ/

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ АО «СВЯЗЬТРАНСНЕФТЬ» - «ПРИОКСКОЕ ПТУС»

Доронина В. А.

студентка 4 курса факультета экономики

РГУ имени С.А. Есенина

Научный руководитель – Судакова Г.Ю.

Ключевые слова: финансовый контроль, внутренний финансовый контроль, дебиторская Задолжность, контрагенты, внутренние контроллеры, прогнозирование, планирование, налогообложение, инвестирование.

В экономике определение «финансовый контроль» - одно из основных понятий финансового управления в целом, как на микро-, так и на макроуровне.

Содержание финансового контроля раскрывается через его главные цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации.

Цель финансового контроля на предприятии заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами, о выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений.

Одним из важнейших элементов управления организацией, является внутренний финансовый контроль. В каждой организации можно существует свой финансовый контроль. Но существуют общие закономерности и методы повышения эффективности функционирования системы внутреннего контроля [6, с.43].

Примером предприятия данной статьи является коммерческой предприятие АО «Связьтранснефть» - «Приокское ПТУС». Основным видом деятельности организации является цифровизация сети связи для создания единого информационного пространства Компании. Кроме того, предприятие нацелено на формирование мультисервисной корпоративной сети и внедрение на ее базе единой ведомственной сети передачи данных, а также сохранение и повышение технологической и эксплуатационной надежности, отказоустойчивости и эффективности системы технологического управления транспортировкой нефти [1].

Любая организация коммерческого характера создается для целей получения прибыли и дохода. Чтобы с каждым годом прибыль не уменьшалась, а только возрастала необходимо грамотно управлять своими затратами. В каждой отдельно взятой организации можно по-своему рационализировать систему внутреннего контроля исходя из внутренних и внешних условий и степени ее развития.[5, с.65]

Используя опыт других организаций, существует ряд общих закономерностей и методов повышения эффективности функционирования системы внутреннего контроля, на примере АО «Связьтранснефть» - «Приокское ПТУС», которые я бы хотела рассмотреть:

- совершенствование контроля при планировании себестоимости продукции и совершенствование системы маркетинга. В рыночных условиях хозяйствования необходимым условием выживания коммерческой организации является завоевание и сохранение предпочтительной доли рынка, на что и направлена оптимизация планирования продаж;

- перераспределение обязанностей между внутренними контролерами (ревизорами, бухгалтерами, внутренними аудитами). Для того, чтобы повысить эффективности внутреннего контроля целесообразно периодически перераспределять обязанности работников, имеющих необходимую квалификацию и допуск к соответственным видам работ: например ежегодно перераспределять сотрудников бухгалтерии по аналогичным с точки зрения организации участкам учета;

- присвоение группы риска контрагентам и установление параметров коммерческого кредита. В целях контроля различных аспектов взаимоотношений с контрагентами по коммерческим договорам и недопущения ухудшений результатов деятельности АО «Связьтранснефть» - «Приокское ПТУС» целесообразно присваивать категорию риска. Деление контрагентов по категориям риска производится начальником отдела сбыта по разработанному алгоритму на основе следующих фактов:

- степени выполнения обязательств по расчетам за продукцию: на основе статистического учета рассчитывается степень выполнения договорных обязательств;

- наличия и содержания первичной информации о заказчике. В целях предотвращения ухудшения финансового состояния АО «Связьтранснефть» - «Приокское ПТУС» целесообразно устанавливать параметры коммерческого кредита, то есть определенный лимит суммы дебиторской задолженности и предельный срок коммерческого кредитования;

- совершенствование работы финансового отдела. Для улучшения данного показателя необходимо использовать следующие методы на предприятии: прогнозирование, планирование, налогообложение, инвестирование и т.д. Для осуществления перечисленных методов нужно задействовать такие инструменты как, кредиты, займы, процентные ставки.

- совершенствование контроля за злоупотреблением ответственных лиц. Для снижения риска потерь в результате злоупотребления отдельных должностных лиц (например, сговор с заказчиками), санкционирующих заключение договоров с условиями коммерческого кредита , а также отгрузки по таким договорам, лучше отдавать предпочтение заключению крупных и долговременных договоров. Внутренние аудиторы должны контролировать исполнение заключенных договоров;

- совершенствование контроля выполнения планов сбыта. Процедура оперативного контроля выполнения планов сбыта (планов отгрузок) в промышленной организации целесообразно осуществлять по определенной схеме. Получив данные о ходе выполнения планов сбыта, в том числе данные по отклонениям, начальник данного отдела анализирует выявленные причины отклонений, оценивает принятые в пределах компетенции меры и принимает решения относительно виновников нарушения;

-всесторонний контроль. Управление организацией АО «Связьтранснефть» - «Приокское ПТУС» и ее развитие при наличии необходимых для этого ресурсов невозможно без эффективного всестороннего ко

Наши рекомендации