Анализ затрат предприятия и методы их оптимизации
Гришаев А.,
бакалавр факультета экономики
РГУ имени С.А.Есенина
Научный руководитель – Отто В.С.
Ключевые слова: предприятие, оптимизация, затраты, издержки.
Предприятие в процессе своей деятельности несет различные по экономическому содержанию и целевому назначению затраты. Затраты являются ключевым элементом управленческого учета в целом и системы калькулирования себестоимости в частности. Обычно, под затратами понимают денежное выражение реально потраченных ресурсов, обусловленных производственным процессом или иными видами деятельности. Анализ затрат необходим для принятия многих управленческих решений: определения уровня безубыточности и запаса финансовой прочности; оценки возможности финансовых результатов при изменении продажной цены; составления бюджета производственных затрат (себестоимости) и анализа отклонений; выбора «нужных» заказов; планирования будущих направлений деятельности; принятия специальных управленческих решений; необходим при формировании новой политики предприятия и др. Анализ затрат – один из эффективных методов управления, позволяющий изучать данные о затратах с целью получения информации для внутреннего планирования и контроля хозяйственных операций, а также принятия краткосрочных и долгосрочных финансовых решений. Анализ затрат предполагает сравнение фактических затрат с запланированными, выявление отклонений и принятие оперативных мер по их ликвидации. Если выясняется, что изменились условия выполнения плана, то затраты, запланированные на его реализацию, корректируются.
Практически перед каждым предприятием стоит задача получить максимальную прибыль для своих акционеров и собственников. Решить ее можно двумя способами: наращивать объемы продаж либо сокращать затраты. Принимая во внимание жесткую конкуренцию на рынке и ограниченный спрос, второй вариант представляется более предпочтительным. Цель любой оптимизации – повышение эффективности работы организации, а не просто снижение затрат. Сокращение затрат неотделимо от понятия «эффективность затрат», или, говоря языком экономики, «рентабельность затрат». Существует три основных модели повышения эффективности затрат:
• «чистое» снижение затрат – снижение издержек за счет избавления от непроизводительных затрат. Основная экономия идет за счет постоянных затрат. Эффективно в случае «ожирения» компании;
• «интенсификация» затрат – происходит даже некоторое увеличение издержек, но при этом более существенно увеличивается и выручка. Как правило, это происходит при внедрении нового оборудования, технологий, которые увеличивают производительность оборудования, а следовательно, и выручку. Эффективно для развивающихся компаний на развивающихся рынках;
• «фиксация» затрат – когда при увеличении выручки затраты не увеличиваются. Как правило, это либо увеличение цены на продукцию, либо равноценное увеличение производительных затрат и снижение непроизводительных. Эффективно для «выносливых» компаний, т. е. использующих бережливое производство.
Коммерческая деятельность связана с разнообразными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. По своей сущности затраты подразделяются на два основных вида - текущие и единовременные. Текущие затраты связаны с закупкой товаров, их транспортировкой, хранением и реализацией, обслуживанием материально-технической базы, содержанием персонала. Единовременные затраты (инвестиции) связаны со строительством, реконструкцией или приобретением объектов, машин, механизмов и оборудования, различных нематериальных активов и т.д.
Текущие затраты по коммерческой деятельности принято называть издержками обращения. Они представлены везде, где осуществляется коммерческая деятельность, то есть в промышленности, когда речь идет о затратах по снабжению и сбыту, в оптовой и розничной торговле и т.д.
Издержки обращения - это выраженные в стоимостной форме затраты живого и овеществленного труда, обеспечивающие обращение товаров. Иначе говоря, это затраты материальных, денежных и трудовых ресурсов промышленных предприятий или предприятий торговли при доведении товаров от производителя до потребителя.
Издержки обращения включают различные по своему экономическому содержанию виды затрат:
-материальные расходы;
-расходы на оплату труда;
-отчисления на социальные мероприятия;
-амортизация основных средств;
-прочие затраты (налоги, сборы, отчисления в различные инстанции, например, органы соцобеспечения, платежи по кредитам в пределах установленных ставок, затраты на командировки, оплата услуг связи и другие).
Категория "издержки обращения" рассматривается экономистами в движении. Экономистами используется несколько подходов к трактовке издержек и их анализу. Длительное время основополагающей теорией издержек являлась марксистская, рассматривающая издержки с позиций трудовой теории стоимости. Всю совокупность издержек обращения по экономической природе К. Маркс подразделял на чистые и дополнительные.
К чистым издержкам обращения относится та их часть, которая непосредственно связана с куплей-продажей товаров, а именно, - это расходы на содержание торговых агентов, затраты на рекламу, на контроль и учет процесса обращения, потери и др. Чистые издержки обращения не увеличивают стоимости товаров, они возмещаются после продажи товаров из прибыли.
Дополнительные (гетерогенные) издержки обращения - это затраты, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения. Дополнительными издержками обращения являются затраты на упаковку, фасовку, сортировку, транспортировку товаров, на преобразование производственного ассортимента в потребительский. Этот вид издержек близок к издержкам производства и, входя в стоимость товаров, увеличивает последнюю. Возмещаются дополнительные издержки обращения после продажи товаров из полученной суммы выручки.[1, c.76]
К. Маркс рассматривал процесс формирования издержек согласно их основным элементам, в частности, расходов на перемещение товаров к местам потребления, на обеспечение соответствия товаров тем единицам измерения, которые соответствуют ему как потребительной стоимости, на хранение товаров и т.д. Марксистская теория издержек обращения в современных условиях вряд ли имеет практическое значение, так как автор не учитывал рыночной ситуации, абстрагировался от проблемы колебания цен вокруг стоимости, а также не принимал во внимание ряд других обстоятельств, например, не исследовал изменение издержек в зависимости от количества производимой и реализуемой продукции.
Современная экономическая теория использует другие подходы к трактовке издержек. Прежде всего нужно отметить, что в значительной части работ рассматривается экономическая категория "издержки производства", однако ее следует понимать в широком смысле, так как речь идет о затратах, используемых для производственной и реализационной деятельности. Объясняя сущность издержек производства, авторы иллюстрируют теорию вопроса примерами из деятельности как производственных, так и торговых предприятий. Многие экономисты отказались от использования терминов "издержки обращения" и "издержки производства", заменив их терминами "затраты фирмы", "издержки фирмы" или более короткими - "затраты", "издержки".
Существует два подхода к оценке издержек: бухгалтерский и экономический. Бухгалтерскими называют издержки, учитывающие фактические денежные затраты производственных факторов, включаемые в отчеты предприятий. Иными словами, бухгалтерские издержки включают только явные затраты, представленные в виде платежей за приобретаемые ресурсы (трудовые, сырье, топливо, транспортные услуги, энергия и др.) поставщикам, не принадлежащим к числу владельцев данной фирмы. Бухгалтерские издержки являются для руководителей предприятия ценной информацией, однако значительная часть принимаемых решений базируется на экономических издержках.[2, с.140]
Суть экономического подхода выражается концепцией "издержек альтернативных возможностей", отправная точка которой состоит в предположении:
-запасы ресурсов, доступные для производства, ограничены;
-имеется несколько возможностей применения для всех (или почти всех) ресурсов.
Следовательно, под экономическими издержками понимают издержки и потери дохода, которые возникают за счет отдачи предпочтения при наличии выбора одного из способов осуществления хозяйственных операций при отказе от другого возможного способа. Отдавая предпочтение одному из возможных вариантов, фирма будет не только нести издержки, связанные с этим вариантом, но также и утратит кое-что, потому, что отказалась от альтернативных возможностей.
Экономические издержки отличаются от бухгалтерских тем, что они включают стоимость услуг факторов производства, которые являются собственностью фирмы (неявные издержки): труд предпринимателя-собственника, процент на вложенный им капитал и т.п. Кроме того, к неявным издержкам иногда относится также "нормальная прибыль", необходимая для того, чтобы фирма находилась в пределах данного направления деятельности.
Для более углубленного понимания сущности издержек и обеспечения возможности управления ими разработана система классификации затрат, то есть их группировка по какому-либо определенному признаку. Существует обширное количество классификаций затрат, которые используются для различных целей. Затраты могут классифицироваться по категориям, исходя из следующих признаков (многие виды затрат частично и взаимно перекрываются в пределах категорий).
. Роль в системе управления:
-производственные затраты;
-непроизводственные (общефирменные) затраты.
Отношение к производственному (технологическому, торговому) процессу:
-основные расходы;
-накладные расходы.
. Способ отнесения на себестоимость (издержкоемкость):
-прямые затраты;
-непрямые (косвенные) затраты.
. Динамика, соответствующая функциональным изменениям (объем производства, товарооборота):
-переменные затраты;
-постоянные затраты;
. Возможность охвата планом:
-планируемые (нормируемые) затраты;
-непланируемые затраты.
. Целесообразность расходования ресурсов:
-производительные (полезные) затраты;
-непроизводительные (бесполезные, излишние, холостые) затраты.
. Состав затрат:
-одноэлементные;
-комплексные.
. Степень усреднения затрат:
-общие затраты;
-средние затраты (затраты на единицу произведённой продукции).
. Временная форма затрат:
-фактические;
-плановые или прогнозные.[3, c. 214]
ЛИТЕРАТУРА
1. Баканов М.И. Экономический анализ в торговле [Текст]/ М.И.Баканов / М.: Экономика. - 2012.–С. 352.
2. Бочаров В.В. Финансовый анализ[Текст] /В.В.Бочаров / Учеб. Пособие. - СПб.: Питер. - 2013. –С. 240.
3. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия [Текст] / А.И. Ковалев, В.П. Привалов / М.: 2012.–С. 346.
4. Раицкий К.А. Экономика предприятия[Текст] /К.А.Раицкий/ Учебник для вузов. - М.: 2013.–С. 693
5. Семенова В.М. Экономика предприятия[Текст]/ Семенова В.М./ 4-е изд. - М.: ЮНИТИ. - 2014. –С. 430