Источники финансирования дефицита регионального бюджета

Глебов Я.А.,

бакалавр факультета экономики

РГУ имени С.А.Есенина,

Научный руководитель – Перекатиева Т.А,

Ключевые слова: межбюджетные отношения, бюджет, субсидии, субвенции, дотации, бюджетная система, бюджетный федерализм.

На сегодняшний день большинство бюджетов субъектов Российской Федерации и все бюджеты муниципальных образований формируются с дефицитом. В первую очередь это связано с несбалансированностью доходов и расходных полномочий соответствующих бюджетов. Действующими законодательными актами предусмотрены механизмы покрытия дефицита, такими как дотации, субвенции, субсидии, бюджетный кредит и иные межбюджетные трансферты.

С целью выявления наиболее приемлемого механизма покрытия дефицита проведем анализ структуры доходов регионального бюджета и видов финансовой помощи.

Рассмотрим доходную часть бюджетов в таблице 1.

Таблица 1. - Доходы бюджета

Вид дохода Содержание
Закрепленные доходы Доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты.
Регулирующие доходы Средства, направляемые от вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету, превышающие закрепленные доходы, для покрытия его расодв которые зачисляются в соответствующие бюджеты, исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета.

То есть каждый территориальный бюджет имеет собственные источники доходов, а также дополнительные отчисления от доходов вышестоящего бюджета.

Примером является отчисления по налогу на прибыль в бюджет нижестоящего уровня. Данные отчисления определяются законом о бюджете на очередной финансовый год. Они позволяют покрыть расходы нижестоящего бюджета, чтобы обеспечить реализацию принципа сбалансированности бюджета.

Вышеназванный принцип - один из основных. На нем основана устойчивость бюджетной системы Российской Федерации. Он заключается в том, что расходная часть бюджета должна покрываться за счет доходной части, а также за счет источников финансирования дефицита бюджета (при их наличии).

В реально же функционирующей экономике данная модель может быть нарушена определенным дисбалансом, иначе – неравенством бюджета, который возникает в силу ряда причин.

Для покрытия дисбаланса бюджета предусмотрен определенный механизм – выравнивание бюджетной обеспеченности.

Он заключается в предоставлении бюджетам нижестоящих уровней прямой финансовой помощи.

К прямой финансовой помощи относятся [1]:

¾ субсидии;

¾ субвенции;

¾ дотации;

¾ бюджетный кредит и другие.

Формы прямой финансовой помощи раскроем в таблице 2.

Таблица 2. - Формы прямой финансовой помощи

Формы Содержание
Дотации Единовременные определенные суммы денежных средств, передаваемые из вышестоящего бюджета для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците безвозвратно и безвозмездно.
Субвенции Средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам для финансирования строго целевого мероприятия безвозвратно и безвозмездно.
Субсидии Средства, передаваемые бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов безвозвратно и безвозмездно.
Иные межбюджетные трансферты Финансовая помощь бюджета вышестоящего уровня нижестоящему, перечисляемая ежемесячно по мере фактического поступления налогов в федеральный бюджет.
Бюджетный кредит Финансирование бюджетных расходов, предусматривающее предоставление средств на возвратной и возмездной основе с процентами или без них.

В бюджет субъекта Российской Федерации поступают средства из федерального бюджета в соответствии с условиями, установленными статьей 130 Бюджетного Кодекса Российской Федерацией. Они предоставляются при соблюдении субъектом норм бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации. Имеют вид субсидий, субвенции, дотаций и иных межбюджетных трансфертов.

Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в соответствии с определенным направлением, например:

¾ Постановление Правительства РФ от 28.01.2015 N 58 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках подпрограммы "Дорожное хозяйство" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" [2];

¾ Постановление Правительства РФ от 04.01.2014 N 7 (ред. от 03.03.2016) "О предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, связанные со строительством или реконструкцией тренировочных площадок"[3];

¾ Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 383 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на премирование регионов - победителей фестиваля "Кавказские игры"[4];;

¾ Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1438 (ред. от 29.05.2015) "О финансовом обеспечении закупок диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления, мониторинга лечения и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C, а также о реализации мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и гепатитов B и C"[5];

¾ Другие.

При формировании бюджета субъекта Российской федерации может возникнуть дефицит бюджета, который устанавливается законом о бюджете на год и плановый период и не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. При утверждении бюджета с дефицитом устанавливаются также источники финансирования дефицита бюджета [1]. Рассмотрим их структуру на рисунке 1.

источники финансирования дефицита регионального бюджета - student2.ru

Рис.1 Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ

Выравнивание бюджетов путем предоставления нижестоящим бюджетам межбюджетных трансфертов необходимо для реализации социально-значимых функций государства, субъектов РФ и органов местного самоуправления на всех уровнях бюджетной системы РФ. Основной формой межбюджетного выравнивания в Российской Федерации является перераспределение средств в виде безвозмездных поступлений.

Таким образом, с точки зрения региональных или муниципальных властей наиболее интересными представляются дотации, так как денежные средства выделяются на общую сумму дефицита бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. Однако если говорить о федеральном уровне власти, то этот способ финансирования не позволяет осуществлять контроль над расходованием средств и увеличивается возможность неэффективного их использования региональными органами власти. В связи с этим в настоящее время наиболее часто применяют другие формы покрытия дефицита. При этом наиболее приемлемым при данных условиях видится выделение средств, бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов безвозвратно и безвозмездно, т.е. субсидирование.

ЛИТЕРАТУРА

1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ: офиц.текст. - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. – Загл. с экрана

2. Постановление Правительства РФ от 28.01.2015 N 58 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках подпрограммы "Дорожное хозяйство" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" офиц.текст. - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. – Загл. с экрана

3. Постановление Правительства РФ от 04.01.2014 N 7 (ред. от 03.03.2016) "О предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, связанные со строительством или реконструкцией тренировочных площадок" офиц.текст. - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. – Загл. с экрана

4. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 383 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на премирование регионов - победителей фестиваля "Кавказские игры" офиц.текст. - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. – Загл. с экрана

5. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1438 (ред. от 29.05.2015) "О финансовом обеспечении закупок диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления, мониторинга лечения и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C, а также о реализации мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и гепатитов B и C" офиц.текст. - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. – Загл. с экрана

Наши рекомендации