Кафедра «Экономика и менеджмент»
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Орловский филиал
Кафедра «Экономика и менеджмент»
Труфанова А.А.
Стратегия развития
Коммерческого банка
Рабочая программа дисциплины
Для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01. «Экономика», профиль «Финансы и кредит»
Орел 2016
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Орловский филиал
Кафедра «Экономика и менеджмент»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
Орловского филиала Финуниверситета
_________________ В.В. Матвеев
«15»сентября 2016 г.
Труфанова А.А.
Стратегия развития
Коммерческого банка
Рабочая программа дисциплины
Для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01. «Экономика», профиль «Финансы и кредит»
Рекомендовано Ученым советом филиала
протокол № от .
Одобрено кафедрой «Экономика и финансы»
протокол № от .
Орел 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. Наименование дисциплины………………………………....………………..……………. | |
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы ……………………. | |
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы ………………………….. | |
4. Объем дисциплины………………………..…………………………………...................... | |
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемом (в академических часах) и видов учебных занятий………………. | |
5.1. Содержание дисциплины…………………………….………………………….……….. | |
5.2. Учебно-тематический план…………………………………………….………………… | |
5.3. Содержание практических и семинарских занятий ………………………..................... | |
6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине…………………………………………………………………….......................... | |
6.1. Формы внеаудиторной самостоятельной работы………………………………………. | |
6.2. Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы………………………………………………………….................................................. | |
7. Фонд оценочных средств для формирования для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине……………………................................................ | |
7.1. Перечень компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины…………………………………………………………………………………… | |
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, описывание шкал оценивания…………………………………………..………………….................................... | |
7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, владений……………………………………………….................................. | |
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и навыков, характеризующих этапы формирования компетенций………………………….. | |
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины ……………………………………………………………………….. | |
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины……………………………………..……………… | |
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины ……………….. | |
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем……………………... | |
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине……………………………….………………… |
1. Наименование дисциплины
Тема 1. Обоснование миссии коммерческого банка
Обоснование миссии как предназначения коммерческого банка. Отражение в миссии социальной ответственности перед клиентами, постоянного обновления банковских продуктов на основе применения новейших достижений и инноваций в сфере финансовых технологий, надежности, взаимного доверия и индивидуального подхода к клиентам. Развитие долговременных партнерских отношений как с крупными корпоративными клиентами, так и с предприятиями среднего и малого бизнеса, физическими лицами – залог успешной деятельности банка.
Тема 2. Анализ рыночной ситуации и перспективный прогноз изменения внешней среды.
Необходимость проведения анализа внешней среды. Общий алгоритм анализа. Оценка воздействия внешних факторов: политические тенденции, состояние экономики, действующее законодательство, конкурентная среда. Прогноз изменения экономический ситуации в трех вариантах: благоприятный, нормальный и неблагоприятный.
Сегментация ранка банковских услуг. Рыночная стратегия банка. Оценка конкурентной позиции. Анализ стратегической группы.
Содержание практических и семинарских занятий
Наименование темы (раздела) дисциплины | Тематика практических и/или семинарских занятий | Содержание практических и/или семинарских занятий, формы проведения (технологии) | Вопросы для самостоятельной работы студентов |
Обоснование миссии коммерческого банка | Установление партнерских отношений с клиентами как залог деятельности банка | Предназначение коммерческого банка Форма проведения занятия: устные ответы, презентация, дискуссия. | Определение миссии банка. Отражение в миссии социальной ответственности перед клиентами. Необходимость постоянного обновления продуктов, процессов, технологий как ключевое условие успешного развития банка. |
Анализ внутреннего состояния банка | Достижение стабильного конкурентного преимущества | Принципы проведения внутреннего анализа. Финансовое состояние банка. Организационная структура банка. Форма проведения занятия: устные ответы, решение задач. | Принципы проведения внутреннего анализа. Оценка уровня корпоративного управления кредитной организацией. Финансовое положение кредитной организации. Анализ и тенденции развития банка. |
SWOT-анализ деятельности банка | SWOT-анализ как метод стратегического планирования | Содержание SWOT-анализа как метода стратегического планирования. Составление матрицы SWOT-анализа. Форма проведения занятия: решение тестов и задач | SWOT-анализ деятельности банка. Определение сильных сторон банка. Выявление слабых сторон. Характеристика возможностей. Выявление опасностей и степени их влияния на развитие банка. |
Организация работы в банке по подготовке стратегии | Последствия стратегического выбора | Порядок разработки стратегии развития банка. Вертикальные и горизонтальные взаимосвязи организационных структур банка при подготовке стратегии развития. Форма проведения занятия: устные ответы, решение задач. | Определение стратегической цели банка. Постановка стратегических задач как способ конкретизации стратегической цели. |
Организация текущей работы в соответствии со стратегическими целями и задачами банка | Стратегия развития банка: рассмотрение, принятие и утверждение | Рассмотрение, принятие и утверждение стратегии развития банка. Контроль исполнения стратегии. Форма проведения занятия: устные ответы, решение задач. | Подготовка бизнес-плана в соответствии со стратегией банка. Контроль исполнения стратегии. Возможность и необходимость корректировки стратегии. |
6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся
6.1. Формы внеаудиторной самостоятельной работы
Наименование разделов, тем, входящих в дисциплину | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах | Указание раздел и тем, отводимых на самостоятельное освоение обучающимися |
Обоснование миссии коммерческого банка | Работа с учебной, научной и справочной литературой. Составление конспектов по вопросам темы. Подготовка к семинару. | Определение миссии банка. Отражение в миссии социальной ответственности перед клиентами. Необходимость постоянного обновления продуктов, процессов, технологий как ключевое условие успешного развития банка. | |
Анализ рыночной ситуации и перспективный прогноз изменения внешней среды | Работа с учебной, научной и справочной литературой. Составление конспектов по вопросам темы. | Необходимость проведения анализа внешней среды. Оценка воздействия внешних факторов. Определение ключевых внешних факторов. Прогноз изменения экономической ситуации в трех вариантах: благоприятный, нормальный и неблагоприятный. Сегментация рынка банковских услуг. Рыночная стратегия банка. Анализ доли рынка. | |
Анализ внутреннего состояния банка | Работа с учебной, научной и справочной литературой. Составление конспектов по вопросам темы. Подготовка к семинару. | Принципы проведения внутреннего анализа. Оценка уровня корпоративного управления кредитной организацией. Финансовое положение кредитной организации. Анализ и тенденции развития банка. | |
SWOT-анализ деятельности банка | Работа с учебной, научной и справочной литературой. Составление конспектов по вопросам темы. Подготовка к семинару. | SWOT-анализ деятельности банка. Определение сильных сторон банка. Выявление слабых сторон. Характеристика возможностей. Выявление опасностей и степени их влияния на развитие банка. | |
Организация работы в банке по подготовке стратегии | Работа с учебной, научной и справочной литературой. Составление конспектов по вопросам темы. Подготовка к семинару. | Определение стратегической цели банка. Постановка стратегических задач как способ конкретизации стратегической цели. | |
Организация текущей работы в соответствии со стратегическими целями и задачами банка | Работа с учебной, научной и справочной литературой. Составление конспектов по вопросам темы. Подготовка к семинару. | Процедура рассмотрения, принятия и утверждения стратегии развития банка. Подготовка бизнес-плана в соответствии со стратегией банка. Контроль исполнения стратегии. Возможность и необходимость корректировки стратегии. | |
6.2. Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы
Текущий контроль аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов проводится на основе опросов, оценки работы в аудитории при выполнении практических и тестовых заданий, письменной контрольной работы, домашнего творческого задания.
Важным видом самостоятельной работы является выполнение предусмотренной учебным планом одной из следующих форм текущего контроля успеваемости: домашнего творческого задания. Задания контрольной работы носят комплексный характер и предполагают использование знаний и практических навыков, полученных в процессе изучения нескольких разделов дисциплины.
Перечень примерных заданий для самостоятельной работы (для подготовки домашнего творческого задания)
1 вариант
1. Миссия банка.
2. SWOT-анализ как метод стратегического планирования.
2 варинт
1. Сегментация рынка банковских услуг.
2. Проведение внутреннего анализа.
3 вариант
1. Анализ внешней среды.
2. Выбор стратегических альтернатив.
4 вариант
1. Бизнес-план как способ реализации стратегии.
2. Финансовое состояние банка.
5 вариант
1. Стратегия развития коммерческого банка.
2. Выявления сильных и слабых сторон деятельности банка.
6 вариант
1. Использование услуг консалтинговых компания при разработке новых направлений деятельности банка.
2. Контроль исполнения стратегии.
7 вариант
1. Определение опасностей и степени их влияния на развитие банка.
2. Определение стратегической цели банка.
8 вариант
1. Необходимость проведения анализа внешней среды. Оценка воздействия внешних факторов.
2. Анализ организационной структуры банка.
9 вариант
1. Подготовка бизнес-плана в соответствии со стратегией.
2. SWOT-анализ деятельности банка.
0 вариант
1. Анализ и тенденции развития банка.
2. Обоснование миссии коммерческого банка.
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
7.1. Перечень компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины
Перечень компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины содержится в разделе 2 «Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы».
Пример экзаменационного билета
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финансовый университет)
Орловский филиал
Кафедра «Экономика и менеджмент»
2016-2017 учебный год
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1
по дисциплине «Финансовый менеджмент»
для студентов 1 курса, обучающихся по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика», магистерские программы «Финансы и кредит»
1. Теоретический вопрос (до 15 баллов)
Обоснование миссии как предназначения коммерческого банка. Социальная ответственность банка перед клиентами.
2 Теоретический вопрос (до 15 баллов)
Тенденции регионального развития.
Билет рассмотрен и утвержден на заседании кафедры «___»___________ 2016 г.
Заведующий кафедрой «Экономика и менеджмент» С.А. Ильминская
Нормативные правовые акты
1. Гражданский кодекс РФ .-[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395-1 (ред. 03.07.2016).- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/
4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденаая Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/
5. Указание Банка России от 30.04.2008 г. № 2005-У «Об оценке экономического положения банков». - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/
Основная литература
1. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В., Кушлин В.И. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. – М.: Экономика, 2011. - 604 с.
2. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 260 с. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=136702
3. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 с.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=407700
4. Банковское дело: учебник / О.И. Лаврушин, Г.Г. Фетисов, Н.И. Валенцева и др.; под ред. О.И. Лаврушина – 12 изд.,. – М.: Кнорус, 2016
5. Банковский менеджмент: коллектив авторов, под ред. О.И. Лаврушина. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016
Дополнительная литература
1. Куницына Н.Н., Малеева А.В., Ушвицкий Л.И. Бизнес-планирование в коммерческом банке. – М.: Магистр, 2009
2. Бутакова, М. М. Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов: учеб. пособие / М. М. Бутакова. - М. : КНОРУС, 2008. - 168 с.
3. Федосеев, В. В. Экономико-математические модели и прогнозирование рынка труда: учеб. пособие / В. В. Федосеев. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2011. - 144 с.
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины
1. Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: www.consultant.ru
2. Справочная правовая система «Гарант».- Режим доступа: www.garant.ru
3. Федеральные целевые программы России //Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/Title/
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Обучение по дисциплине «Стратегия развития коммерческого банка» предполагает изучение курса на аудиторных занятиях (лекции и семинары) и самостоятельной работы. Практические занятия по дисциплине предполагают их проведение в различных формах с целью выявления полученных знаний, умений, навыков и компетенций.
На лекциях изучаются методологические и методические основы финансового менеджмента. В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Материалы лекций являются основой для подготовки студента к семинарским занятиям и выполнения заданий самостоятельной работы.
Самостоятельная работапо освоению дисциплины заключается в изучении и конспектировании дополнительной литературы, изучении законодательных и нормативных актов, выполнении задач по исходным данным, предложенным преподавателем. При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. Кроме того, предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) со студентами в ходе изучения материалов данной дисциплины.
При подготовке к семинарскому (практическому) занятиюиспользуется лекционный материал. На лекциях изучаются методологические и методические основы финансового менеджмента. Материалы лекций являются основой для подготовки студента к семинарским занятиям и выполнения заданий самостоятельной работы. В соответствии с п.5.3студентам необходимо осуществлять подготовку к семинарским занятиям. Быть готовыми к опросу, решению задач, тестовых заданий.
При подготовке к практическим занятиям следует использовать не только лекции, но и рекомендованные литературные источники. Изучение и конспектированиезаключается в кратком письменном изложении содержания дополнительной литературы, статей, книг, включающем в себя основные положения и их обоснование фактами, примерами и т.д. Конспектирование способствует более глубокому освоению программного материала, позволяет подготовится к опросу, дискуссии, решению задач и тестовых заданий.
По заданию преподавателя осуществляется подготовка докладов с презентациями по вопросам темы, с целью представления материала к дискуссии.
Подготовка к дискуссии.Дискуссия может проводится в форме групповой дискуссии, анализа ситуации и мозгового штурма. Для активного участия в дискуссии, в соответствии с темой занятия необходимо изучить рекомендуемые материалы
Дискуссия– это обмен мнениями. Занятия с использованием этого метода строятся таким образом, что участники дискуссии говорят больше, чем преподаватель. Участники дискуссии получают групповые задания. Метод групповой дискуссиипредоставляет каждому участнику возможность активно участвовать в обсуждении проблемы. Для того чтобы этот метод был эффективным, группы должны быть небольшими, их внимание должно быть сконцентрировано на одном вопросе, и на обсуждение выделяется немного времени (20 мин. максимум).
Практические занятия по дисциплине «Стратегия развития коммерческого банка» проводятся в активной и интерактивной формах обучения. Это предполагает, что каждый студент должен быть способен не только применить методы финансового анализа, планирования и прогнозирования, но и принять активное участие в групповом обсуждении алгоритма решения задач, хода выполнения практического задания.
Домашнее творческое заданиеявляется одной из форм внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине реализуемой в письменном виде, предусмотренных учебным планом. Предлагаемый перечень тем отражен в п.6.2.
Студентам следует использовать при выполнении заданий нормативный документ Финансового университета «Положение о реферате, эссе, контрольной работе, домашнем творческом задании студента по дисциплине (модулю)», утвержденный приказом № 611/0 от 01 апреля 2014 года.
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
1. Справочная правовая система «КонсультантПлюс» www.consultant.ru
2. Справочная правовая система «Гарант» - http://www.garant.ru/
3. Система профессионального анализа рынка и компаний СПАРК - http://www.spark-interfax.ru/
4. Система комплексного раскрытия информации «СКРИН» - http://www.skrin.ru/
5. Портал «Технологии корпоративного управления ITeam» - http://www.iteam.ru
6. Финансовый анализ онлайн - www.itfinans.ru
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Для обеспечения обучения по дисциплине «Финансовый менеджмент» необходима следующая материально-техническая база:
- аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оборудованные видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном;
- библиотеку, имеющую рабочие места для студентов, оснащенные компьютерами с доступом к базам данных и сети Интернет.
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Орловский филиал
Кафедра «Экономика и менеджмент»
Труфанова А.А.
Стратегия развития
Коммерческого банка
Рабочая программа дисциплины
Для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01. «Экономика», профиль «Финансы и кредит»
Орел 2016
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Орловский филиал