Нарциссизм: патология характера или двигатель экономики
Батори Г.А.,
Студент 1 курса бакалавриата, направление «Экономика»
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Краснодарский филиал, г. Краснодар
Научный руководитель:
Берлин С.И.,
д.э.н., профессор, заместитель директора по научной работе,
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Краснодарский филиал, г. Краснодар
Аннотация: автор рассматривает нарциссизм в качестве патологии характера или двигателя экономии.
Ключевые слова: нарциссизм, двигатель экономики.
Summary: the author considers a narcissism as pathology of character or the engine of economy.
Keywords: narcissism, economy engine.
Нарцисс - тип личности, который получил неимоверное распространение в 21 веке, и о котором еще писал великий родоначальник психоанализа, доктор З. Фрейд, однако считается, что понятие «нарцисс» ввел в оборот П. Неке еще в 1899, но все же именно доктор Фрейд более подробно описал этот тип личности. Он установил, что нарциссизм начинает пониматься как особая стадия психо-сексуального развития, занимающая промежуточное положение между автоэротизмом и объектной любовью. Зигмунд Фрейд в своей работе описывает стадии нарциссизма, говорит , что отличие нарциссизма от автоэротизма заключается в том, что объектом любви уже становится не тело или его отдельные части, а Я как целое, совмещающее в себе как духовное, так и физическое.
Еще в XX веке доктор Зигмунд Фрейд высказал свои мысли о том, что некий нарциссизм присущ абсолютно каждому человеку, однако существует ряд факторов, которые способны замедлить или же наоборот ускорить развитие нарциссизма у отдельно взятой личности [1].
В XXI веке уже считается, что фундамент будущего нарциссизма закладывается на протяжении почти всей жизни человека, он не ограничивается только лишь детством или подростковым возрастом, он идет дальше : в зрелый период нашей жизни.
В сфере психологии, специалисты выделяют две базовые теории возникновения нарциссизма. Обе теории обращаются к детству человека. Первая говорит о том, что в нарциссизме отдельно взятой личности виновны её родители, старающиеся всячески оградить свое чадо от проблем внешнего мира. Такие родители никогда не укажут ребенку на его неподобающее поведение, не упрекнут в чрезмерной капризности, но непременно скажут о его уникальности, о том насколько он хорош, насколько он лучше других. Согласно же второй теории, которая напрямую конкурирует с первой, виной развития нарциссизма является застенчивое поведение человека в детстве. Не получая достаточного количества внимания со стороны родителей, родственников или сверстников, дети стараются всячески восполнить данный пробел, но уже в более сознательном возрасте. Теперь у них есть две основные задачи : быть лучше всех и доказать, что они лучше всех своему непосредственному окружению.
Разбор личности нарцисса несомненно поможет понять этот тип личности, что им движет, как он действует и чего хочет [2].
Нарциссы отдают предпочтение исключительно самим себе, ставя свое Я на пьедестал и заявляя, что они лучше всех и каждого. Им доставляет огромное удовольствие возможность рассказать окружающим о своих достижения и успехах на работе, в семье и постели.
В большинстве случаев практически каждое явление нашей жизни имеет не только отрицательные, но и положительные стороны, поэтому несмотря на всю трагичность ситуации с нарциссами, их вечным желанием быть впереди.
Первое о чем нужно сказать это то, что они великолепно владеют умением преподнести себя, показать все свои лучшие стороны. Вторым преимуществом выступает их невообразимое стремление к победам и повышенная мотивация. Третье положительное качество- непоколебимая вера в себя. Она играет важную роль, когда это действительно нужно, когда дело доходит до какого то принципиально важного момента , момента способного перевернуть их жизнь с ног на голову. Нарциссы могут быть незаменимы для работодателей, если последние создадут для них благоприятную атмосферу.
Важно обратить свое внимание на отличительных признаках этого типа личности, руководствуясь которыми можно определить нарцисса среди других типов личности.
1 Наличие невероятно высокого стремления быть всегда и везде первым.
2 Наличие чувства неуважения к окружающим, обесценивание их жизненных достижений.
3 Трудоголизм, который выходит за рамки нормальности.
4 Боязнь и неприятие критики со стороны окружающих его людей.
5 Нарушенная сексуальность, которая ведет к проблемам в отношениях.
6 Неадекватное восприятие реального мира. Нарциссам свойственно создавать свой иллюзорный мир, в котором они взаимодействует с вымышленными образами и фантазиями.
7 Боязнь критики вызывает у таких людей необходимость нападать первыми.
Т.е. не дожидаясь возможной агрессии в свой адрес в виде замечаний или насмешек, они нападают на собеседников высмеивая и оскорбляя их. Приближенное понимание сути экономики и нарциссизма говорит, что распространение второго является непосредственно продуктом первого.
Люди такого психологического типа- незаменимые работники. Они редкостные трудоголики, могут работать значительно большее количество часов в сутки, чтобы получить одобрение. Они способны проявлять себя как хорошие руководители, они будут придумывать сотни новых способов, чтобы добиться карьерного роста. Именно в таких работниках заинтересованы работодатели, главной целью которых является максимизации прибыли. Нарциссы приложат все усилия для осуществления этого условия в обмен на уже известную награду.
Со стороны потребителей, нарциссы играют еще более выгодную роль для производителей. Существует перечень товаров и услуг, которыми они будут пользоваться чаще чем остальные типы личности. Первое место получат кредиты. Кредиты позволяют людям данного психологического типа дальше радоваться жизни: взял кредит, купил дорогой автомобиль, роскошную квартиру, а возврат кредита- уже дело второстепенное, главное- показать свое превосходство. Нарциссы не перестают следить за своим внешним видом, что делает их VIP клиентами спа-салонов, тренажерных залов, платных больниц и туристических агентств [3]. Могут самостоятельно порадовать себя подарком, который сами себе и преподнесут. Нарциссы несомненно выгодны для экономики. Вот, что думают участники опроса, который я проводил касательно темы нарциссизма:
Нарциссизм - особенность характера | Нарциссизм- результат неправильного воспитания |
40 % | 60 % |
«Selfie» - как разновидность нарциссизма | «Selfie» не имеет ничего общего с нарциссизмом |
67 % | 33 % |
Бюджет нарцисса превышает бюджет человека с адекватной самооценкой | Бюджет нарцисса не превышает бюджет человека с адекватной самооценкой |
63 % | 37 % |
Такие чувства как обида, тревожность, зависть, чувство вины, свойственны нарциссу | Такие чувства как обида, тревожность, зависть, чувство вины, несвойственны нарциссу |
67 % | 33 % |
Несмотря на то, что 40% участников уверенны, что нарциссизм- это особенность характера, они отметили, что так же не исключают возможность формирования этой особенности в связи с проблемами в детстве человека.
Второй часть опроса было задание на определение свойственных нарциссам черт. Большинство участников уверенно, что основными нарциссов являются:
1) переоценка собственной значимости, достижений и талантов, ожидание признания своего превосходства без наличия серьезных достижений;
2) заносчивое ,высокомерное поведение.
3) потребность в чрезмерном преклонении перед собой; убежденность в своей особенности, уникальности, возможности быть понятыми и принятыми лишь особыми или влиятельными людьми или общественными учреждениями;
Практически все участники согласились, что переоценка собственной значимости присутствует абсолютно у всех людей с данным психологическим типом.
Распространение нарциссизма никак не было бы возможно без обеспечения необходимых условий и благоприятной атмосферы. Важным каналом являются родители. Папы и мамы уже в детстве заявляют своему ребенку о его уникальности, подкрепляют это всевозможными доказательствами в виде маек, кепок и кружек с надписями «Я лидер», «Я самый лучший», «Я начальник», «Мистер идеал». Когда ребенок взрослеет в ход идут современные книги, где подростки читают о том, что поколение детей 21 века перевернет мир, реформирует его, создаст утопическое будущее.
Список использованных источников:
1. Фрейд З. О нарциссизме. – М. 1990. – 27 с.
2. Хотчкис С .Адская паутина. Как выжить в мире нарциссизма. – М. 2010. – 248 с.
3. Берлин С.И., Петров Д.В. Концепция повышения эффективности туристского комплекса Краснодарского края «50-летию профессора Берлина С.И. посвящается: монография/Кубанский социально-экономический институт; Научный центр пропаганды и внедрения инноваций. Краснодар, 2015.