Факторы борьбы за научные победы.
№ п/п | Фактор | Средство управления | Социально-экономические результаты | |
Положительные | Отрицательные | |||
1. | Низкий уровень оплаты труда преподавателей | Увеличение активной и пассивной нагрузки за счет других учебных заведений; | Прирост денежных потоков; Расширение кругозора; Расширение круга полезных знакомств; | Повышение затрат моральных и физических сил; Необходимость выживания в условиях жесткой конкурентной борьбы; Большие затраты времени. |
2. | Повышение специализации научных исследований | Организация командной работы; Привлечение студентов к научной работе; Расширение сферы исследований на основе экономического разделения труда. | Расширение научного кругозора; Повышение профессионализма за счет более комплексного и системного понимания процессов и явлений; Повышение производительности труда; Рост формальных показателей, необходимых для движения вверх по служебной лестнице. | Необходимость выработки эффективных форм сотрудничества, поиска компромиссных решений; Высокие инвестиционные затраты материальных ресурсов и времени на начальном этапе сотрудничества; Трудность определения критериев разграничения полномочий отдельных участников команды. |
3. | Трудность практического внедрения результатов научного труда. | Выход на предприятия через прямые контакты; Использование связей членов команды; Выход на предприятия через студентов; Поиск эффективных форм коммерциализации результатов научного труда. | Рост профессионализма; Прирост денежных потоков; Повышение авторитета в научных и практических кругах; Нейтрализация риска падения доходов из-за снижения объемов преподавательской деятельности. | Высокий риск и затраты на начальном этапе внедрения научных результатов; Необходимость защиты прав на интеллектуальную собственность; Высокая конкуренция со стороны преподавательской деятельности. |
Недостаточная организация научной и преподавательской работы | Использование средств Интернет для повышения уровня охвата целевой аудитории; Разработка обоснованных планов и графика решения научных задач; Делегирование полномочий исполнителям; Ужесточение контроля за ходом реализации проектами; Выработка критериев оценки приоритетов и ранжирования отдельных целей. | Снижение затрат времени на рутинные операции; Повышение ответственности перед другими членами команды за конечный результат; Возможность передачи части работ исполнителям; Снижение затрат времени для достижения целей. | Необходимость изменения сложившихся психологических установок; Необходимость согласования и координации действий отдельных участников команд. |
Приведенные выше факторы влияния отличаются сложностью их качественного и количественного анализа, а также различием в сферах их проявления, степени влияния и характере воздействия. В связи с этим целесообразно определить главную цель деятельности участников особой тройки, а также провести ее декомпозицию на ряд подцелей более низкого уровня.
Главная цель деятельности может быть выражена следующим образом – Обеспечение социального, экономического и научного статуса к i-тому году для удовлетворения потребностей всех видов за счет преподавательской, научной, коммерческой деятельности путем разработки и реализации экономически оправданных мероприятий на основе командной работы.
Главная цель представляет собой сложное явление, обладающее многогранностью и сложностью управления, поэтому необходимо провести ее декомпозицию. Возможные направления декомпозиции представлены в табл. 1.10.
Таблица 1.10
Направления декомпозиции генеральной цели командной работы аспирантов
№ п/п | Признак декомпозиции | Состав подцелей по конкретному признаку декомпозиции | Содержание конкретной подцели |
По виду деятельности | Преподавательская | Ведение лекционных и практических занятий в образовательных и иных учреждениях; Разработка учебно-методических пособий; | |
Научная | Разработка научной продукции: монографий, моделей и методик экономического обоснования проектов в различных сферах. | ||
Предпринимательская | Коммерциализация научных разработок в условиях конкурентной среды. Работа по индивидуальным контрактам с заинтересованными лицами. | ||
По содержанию деятельности | Маркетинг | Методы качественной и количественной оценки спроса; | |
Управление качеством | Система менеджмента качества на предприятии в различных аспектах | ||
Производственный менеджмент | Организация производственной деятельности предприятия, решение задач логистики | ||
Инвестиционный менеджмент | Оценка абсолютной и сравнительной эффективности проектов, оценка финансовой реализуемости, оценка и управление рисками | ||
Финансовый менеджмент | Оценка эффективности финансовой деятельности предприятия | ||
По участникам команды | Бывалый | Геннадий Орлов | |
Балбес | Василий Уткин | ||
Трус | Виктор Гусев | ||
По сегментам рынка образовательных услуг | Работа в ВУЗах | ||
Работа в ССузах, колледжах и т.д. | |||
Работа на курсах повышения квалификации | |||
По специфике деятельности | Организационная | Планирование, организация, контроль | |
Идеологическая | Выработка и согласование принципов и методов и критериев оценки эффективности работы | ||
Коммерческая | Разработка стратегий захвата и удержания рынков сбыта продукции |
Декомпозиция упрощает задачи достижения главной цели деятельности, обеспечивает системное представление о возможных проблемах и методах их решения. Для более четкого отражения взаимного пересечения отдельных подцелей удобно разработать матрицу подцелей, пример которой представлен на рис.1.
Признаки декомпозиции главной цели | Вид деятельности | ||||||||||||
Научная | Преподавательская | Предпринимательская | |||||||||||
Специфика деятельности | |||||||||||||
Орг-ная | Идеол. | Коммер. | Орг-ная | Идеол. | Коммер. | Орг-ная | Идеол. | Коммер. | |||||
По содержанию деятельности | Маркетинг | Бывалый | По видам ресурсов | Старший аспирант | |||||||||
Аспирант | |||||||||||||
Студент | |||||||||||||
Балбес | Старший аспирант | ||||||||||||
Аспирант | |||||||||||||
Студент | |||||||||||||
Трус | Старший аспирант | ||||||||||||
Аспирант | |||||||||||||
Студент | |||||||||||||
Управление качеством | Бывалый | Старший аспирант | |||||||||||
Аспирант | |||||||||||||
Студент | |||||||||||||
Балбес | Старший аспирант | ||||||||||||
Аспирант | |||||||||||||
Студент | |||||||||||||
Трус | Старший аспирант | ||||||||||||
Аспирант | |||||||||||||
Студент | |||||||||||||
Инвестиционный менеджмент | Бывалый | Старший аспирант | |||||||||||
Аспирант | |||||||||||||
Студент | |||||||||||||
Балбес | Старший аспирант | ||||||||||||
Аспирант | |||||||||||||
Студент | |||||||||||||
Трус | Старший аспирант | ||||||||||||
Аспирант | |||||||||||||
Студент | |||||||||||||
Производственный менеджмент | Бывалый | Старший аспирант | |||||||||||
Аспирант | |||||||||||||
Студент | |||||||||||||
Балбес | Старший аспирант | ||||||||||||
Аспирант | |||||||||||||
Студент | |||||||||||||
Трус | Старший аспирант | ||||||||||||
Аспирант | |||||||||||||
Студент | |||||||||||||
Финансовый менеджмент | Бывалый | Старший аспирант | |||||||||||
Аспирант | |||||||||||||
Студент | |||||||||||||
Балбес | Старший аспирант | ||||||||||||
Аспирант | |||||||||||||
Студент | |||||||||||||
Трус | Старший аспирант | ||||||||||||
Аспирант | |||||||||||||
Студент |
Рис. 1. Матрица подцелей деятельности участников особой тройки.
Разработанная матрица позволяет проводить расширенный поиск возможных решений, а также выявляет скрытые связи между отдельными подцелями и направлениями работы. Проведем более подробно анализ опыта работы в отдельных сферах деятельности преподавателей. Основным видом деятельности по определению является преподавание, которое в настоящее время представляет собой основной источник дохода сотрудников ВУЗа. Основными статьями дохода в этой сфере являются следующие:
- проведение лекционных и практических занятий;
- проведение консультаций по дипломному и курсовому проектированию;
- прием экзаменов и зачетов у студентов;
- подготовка учебно-методических пособий.
Каждое из этих направлений имеет свои достоинства с точки зрения прироста экономического эффекта и должно быть с успехом использовано в рамках деятельности преподавателя. Однако существуют определенные факторы влияния, влияющие на расстановку приоритетов в данной сфере. Так, увеличение количества часов приводит к линейному росту дохода, однако влечет за собой не только рост прямых затрат времени на проведение занятий, но и рост затрат времени на подготовительные операции, например, время на поездку в филиал и так далее. На наш взгляд, данный метод представляет собой экстенсивный путь развития, ограниченный количеством часов в сутках, количеством студентов, охватываемых в рамках лекции, физическими возможностями преподавателя, характером отношений с руководителями подразделений ВУЗа. Опыт деятельности ряда сотрудников ВУЗов показывает, что их деятельность в любой момент может быть существенно ограничена и вообще прекращена из-за ухудшения отношений с руководством, состояния здоровья и отношения к жизни, прекращения творческого развития. К тому же данные представители рода человеческого в погоне за золотым тельцом во многом потеряли свой облик, превратившись в стаю волков (даже нет, шакалов), рвущих глотку каждому, кто заходит на их территорию. Это про деятельность таких товарищей великий Гуманист как-то сказал «кто не с нами, тот против нас».
Результатом является то, что в случае схода со сцены таких людей, никто не вспоминает о них добрым словом (Так, ряд товарищей предали забвению как в родных пенатах, так и в подразделениях ВУЗа).
Таким образом, стратегически мыслящий преподаватель работает в условиях следующих ограничений:
- желание и необходимость заработка денег;
- необходимость сохранения потенциала для творческого развития и обеспечения социального статуса;
- необходимость сохранения творчества при подготовке дипломных проектов.
Учитывая данные ограничения, необходимо:
- определить количественный порог, за которым погоня за количеством учебной нагрузки является бесперспективным и вредным для дальнейшего развития;
- акцентирование внимания на консультировании дипломных и курсовых проектов;
- активизация самостоятельной работы студентов по ускорению творческого роста преподавателя.
На наш взгляд, наиболее привлекательным является консультирование по дипломному проектированию, так как в этом случае преподаватель сохраняет реальные рычаги влияния на студентов, студенты обладают повышенной мотивацией к работе, существует возможность качественного скачка в творческом развитии преподавателя за короткий промежуток времени. Здесь очень интересным является разработка совместных методических указаний членами особой тройки, которые будут включать в себя полные алгоритмы разработки отдельных разделов инвестиционных проектов. Это позволяет:
- на порядок повысить качество дипломных проектов, а следовательно авторитет преподавателя;
- увеличить количество студентов-дипломников, а следовательно прирост экономического эффекта для участников особой тройки;
- снизить затраты времени и расширить научный кругозор каждого из участников особой тройки;
- исследовать зоны взаимного пересечения сфер научного интереса членов особой тройки;
- отработать интересные методики для дальнейшей коммерциализации;
- обеспечить взаимозаменяемость членов особой тройки в случае болезни (не дай бог), пребывания в командировке, и так далее.
- отработать эффективные формы сотрудничества членов особой тройки.
Другим интересным моментом деятельности в рамках консультирования по дипломному проектированию является выработка эффективных схем взаимодействия со студентами. Эта схема должна базироваться на следующих принципах:
- сегментирование студентов на группы – студенты, способствующие творческому росту преподавателя, студенты, обеспечивающие только прирост экономического эффекта;
- дифференциация заданий для студентов в зависимости от их способности внести вклад в развитие преподавателя;
- подготовка дипломных проектов на базе старых дипломных проектов в целях дальнейшего развития интересных идей;
- дублирование тем дипломных проектов студентами разных групп для обеспечения коллективного творчества студентов и отработки большего числа методов решения проблем;
- тесная увязка тематики дипломных проектов с целями и сферами научных интересов участников особой тройки;
- активное использование сайтов участников особой тройки в Интернет в целях снижения затрат времени на личный контакт с со студентами, а также расширение информационного обеспечения деятельности преподавателя.
На наш взгляд, если студент не может внести вклад в развитие преподавателя, он не заслуживает того, чтобы ему уделять особое внимание при подготовке диплома. В противном случае преподаватель, объясняя студенту цели, задачи, методы решения проблем, работает на студента, обеспечивая решение проблем студента. Это приводит к тому, что преподаватель проходит циклический путь, повторяя пройденный материал и замедляя темп своего развития. Для избежания этой ситуации студент должен иметь на руках методику, позволяющую ему самостоятельно провести разработку дипломного проекта без обращения к помощи преподавателя. Значит, сами методические рекомендации должны быть разработаны очень подробно, с приведением последовательности расчетов и их результатов, а также возможными выводами по работе.
Акцентирование внимания на использовании Интернет-сайта связано с необходимостью расширения канала связи со студентами без каких либо затрат времени. Опыт показывает, что студенты всегда задают одни и те же вопросы, на которые получают одни и те же ответы. Значит, есть смысл выбрасывать всю информацию о методах работы преподавателя, графике его работы, вопросы к экзамену, тематику курсовых и дипломных проектов на сайт. Там же должны быть представлены для самостоятельного изучения студентами методические пособия, тесты, контрольные задания и лекции. Опыт автора показал также целесообразность опубликования также свода вопросов студентов и ответов на них преподавателя.
Более того, на основе Интернет-сайта преподаватель имеет возможность провести широкомасштабные рекламные акции, при помощи которых можно охватить целевую аудиторию. Однако до сих пор непонятно, почему преподаватели не могут понять преимуществ использования Интернет-сайта и в силу этого вынуждены тратить большое количество времени для общения со студентами.