Анализ конфликтных точек
Анализ конфликтных точек выполняется с целью оценки и прогнозирования аварийности на перекрестках. На регулируемых перекрестках преобладают два вида ДТП: наезд на автомобиль, который резко остановился, и столкновение с автомобилем, который двигался на запрещающий сигнал светофора.
Для определения степени опасности перекрестка со светофорным регулированием, сначала необходимо выявить количество конфликтных точек различных типов в каждой фазе регулирования. С этой целью следует изобразить схему перекрестка, указав на ней траектории разрешенных маневров и ряды движения.
Установил характер взаимодействия потоков, можно рассчитать степень опасности каждой i-й конфликтной точки регулируемого перекрестка:
, (4.1)
где – относительная аварийность конфликтной точки, ДТП/107авт;
, – интенсивности потоков, которые пересекаются в данной точке, авт/ч.
Значение для регулируемого перекрестка принимаются согласно рекомендациям [8, с.154] с таблицы В.1 приложения В.
Возможное число наездов на стоящее транспортное средство возле стоп-линии определяется по формуле
, (4.2)
где = 0,012425 – опасность наезда, ДТП на 10 млн. авт.;
– суммарные часовые интенсивности движения всех потоков на перекрестке, авт/ч.
Возможное количество ДТП на перекрестке за год без учета ДТП с пешеходами рассчитывается за зависимостью
, (4.3)
Возможное количество ДТП с пешеходами на перекрестке за год:
, (4.4)
где Nni – часовая интенсивность движения пешеходов по переходу, пеш/ч;
NTi - часовая интенсивность транспортных потоков через переход, авт/ч;
k - число пешеходных переходов на перекрестке.
Общее число ДТП на регулируемом перекрестке за год:
G = Gр + Gп , (4.5)
Полученные рассчитанные данные сводим в таблицу 4.1.
Далее необходимо рассчитать показатель аварийности Ка, которым оценивается уровень обеспеченности безопасности движения на перекрестке
. (4.6)
где Mсум и Nсум – суточные интенсивности движения на дорогах, которые пересекаются на перекрестке, авт/сут;
Kг - коэффициент годовой неравномерности интенсивности движения.
Значение Кг принимается соответственно рекомендациям (таблица 4.2).
Таблица 4.1 - Характеристика опасности перекрестка
№ конфликтной точки | Конфликту- ющие потоки | Характер конфликта | Коэффициент относительной аварийности, Кі, ДТП/107авт | Степень опасности | |
… | |||||
п | |||||
Суммарная степень опасности конфликтных точек | |||||
Число наездов на подходе к стопе-линии | |||||
Возможное количество ДТП на перекрестке за год без учета ДТП с пешеходами | |||||
Количество ДТП с пешеходами | |||||
Общее количество ДТП за год | |||||
Степень опасности перекрестка |
Таблица4.2 – Коэффициент среднегодовой неравномерности движения
Месяц, в который проводился учет | Коэффициент Кг |
Январь | 0,04 |
Февраль | 0,03 |
Март | 0,05 |
Апрель | 0,09 |
Май | 0,1 |
Июнь | 0,12 |
Июль | 0,12 |
Август | 0,11 |
Сентябрь | 0,12 |
Октябрь | 0,11 |
Ноябрь | 0,06 |
Декабрь | 0,05 |
Определить Mсум и Nсум можно с помощью коэффициента неравномерности движения на протяжении суток - kн (рекомендуется принять kн = 0,1).
, (4.7)
. (4.8)
Получив значение Ка, делаем выводы об опасности регулируемого перекрестка. Если Ка<3, то перекресток является безопасным; если 3 Ка<8 — перекресток почти безопасный; если 8 Ка<12 – перекресток опасный и если Ка 12 — перекресток очень опасный.