Социальные отношения: интеракция, 0-1 год
Функциональная сфера
Раздел 1. Имитация
Способность к подражанию является предпосылкой для почти всех естественных учебных и воспитательных процессов. Без имитации ребенок не может изучить ни язык, ни другой образец поведения, которые необходимы для врастания в его культуру. Поэтому формирование имитационных способностей является существенным элементом развития ребенка. Так как у аутистов часто бывают особые проблемы в обучении подражанию, то необходимо прививать им имитационные способности, вместо того чтобы просто выжидать, пока они не овладеют ими самостоятельно слишком поздно или же в искаженном проявлении.
Основные имитационные способности содержат простые и непосредственные повторения (например, такие простые движения, как рукоплескание) и приобретаются обычно на ранней стадии развития. Позже развивается подражание более комплексным и специфическим способам поведения. В этой главе сосредоточено внимание на упражнениях, с помощью которых должны создаваться те имитационные способности, которые приобретаются обычно в первые годы жизни и особенно необходимы для овладения языком. У детей, которые еще не овладели языком, как правило, также плохие имитационные способности. Так как к говорению также относится движение губ и языка, то во многих случаях полезно тренировать сначала имитацию тонких и грубых моторных навыков, чтобы ребенок изучил основные процессы, относящиеся к имитации. Акт подражания содержит многие факторы, например: мотивация, память, снятие раздражения и контроль как за грубой моторной последовательностью движений, так и за тонкой моторной координацией рта и рук.
Подражание может происходить непосредственно, когда ребенок повторяет то действие, котороерасценивается какимитация в специфической ситуации.
Как уже рассматривалось ранее, при планировании необходима программа содействия подражанию, чтобы прежде всего точно определить уже имеющиеся у ребенка имитационные способности. Последующие задания продуманы как образцы типов упражнений, с помощью которых можно создавать имитационные способности на различных уровнях развития. Оно может происходить медленно, когда вспоминается и подражается ранее воспринимаемое поведение. У детей-аутистов часто возникают трудности при выборе из своего репертуара действий того действия, которое расценивается как имитация в специфической ситуации.
Упражнение 1. Подражание стуку
Имитация: моторная, 0-1 год
Тонкая моторика: хватание, 0-1 год
Подражание: визуальное, 0-1 год
Учебная цель: подражание при использовании различных предметов
Задание: подражание ритмическому постукиванию ложкой
Материал: 2 ложки, кастрюля
Сядьте с Борей за стол и сосредоточьте его внимание, двигая ложкой на уровне его лица туда и обратно. Затем постучите ритмично ложкой по столу. Другой рукой дайте в руку Боре вторую ложку и убедитесь, что он ее крепко удерживает, придерживая в данном случае его руку своей. Постепенно снижайте контроль за его рукой, чтобы установить, продолжает ли он стучать также без вашей поддержки. Когда он без вашей помощи сможет стучать ложкой по столу, начните вместо стола стучать по кастрюле. Понаблюдайте, осуществляет ли Боря это чередование. Если он сам не делает этого, то подведите его руку к кастрюле, в то время как Вы продолжаете свое собственное постукивание. Дайте ему, если потребуется, толчок. Через минуту вернитесь опять к постукиванию своей ложкой по столу и побудите его тем же способом к этому чередованию. Продолжайте это упражнение до тех пор, пока Боря не последует вашему длительному чередованию от стола к кастрюле и обратно, Не заставляя Вас каждый раз вести его руку.
Упражнение 2. Начальная имитация звуков
Имитация: звуковая, 0-1 год
Язык: образование звуков, 0-1 год
Учебная цель: имитация звуков
Задание: подражание ряду односложных звуков
Материал: отсутствует
Всегда, когда Галя спонтанно произносит звук, копируйте его непосредственно и следите, ответит ли она на это, повторяя тот же звук. Постарайтесь наладить "беседу", повторяя вместе с Галей поочередно звуки. Всякий раз, когда она повторяет свой звук, поглаживайте ее, чтобы сообщить, что Вы находите прекрасным ее подражание Вам. Время от времени повторяйте различные звуки, которые Галя издавала в прошлом, и наблюдайте, подражает ли она Вам снова. Как только Галя скопирует Ваш звук, повторите его еще пару раз, попытайтесь установить, подражает ли она Вам дальше, чтобы завязался контакт. Когда она начинает проявлять радость при подражании звукам, попытайтесь сделать следующее: позвольте ей копировать только определенный звук, а затем перейдите к другому простому звуку, чтобы установить, следует ли она при этом за Вами.
Упражнение 3. Имитация звуков
Имитация: звуковая, 0-1 год
Язык: произношение звуков, 0-1 год
Социальные отношения: интеракция, 0-1 год
Учебная цель: подражание звукам
Задание: целенаправленное повторение звуков во время подвижной игры
Материал: отсутствует
Сядьте в кресло и посадите Георгия на колени лицом к себе. Крепко удерживая его, 4 раза подбросьте на коленях, повторяя при этом ритмично "бум", "бум", "бум". Затем слегка наклоните его назад и сразу же верните в прежнюю позу, говоря при этом "гуп". После того как Вы повторите это многократно, замедлите подбрасывание. Наблюдайте, произносит ли он подобный звук "гуп", чтобы побудить Вас опустить его еще раз. Если он ничего не говорит, то попытайтесь показать ему, что он должен повторить этот звук тогда, когда Вы касаетесь его губ. Если он на это не реагирует, продолжайте свои действия, специально замедляя их, чтобы подождать ответа Георгия. Ждите только несколько секунд, а затем произнесите звук сами, касаясь его губ, показывая ему, что он должен также произнести этот звук.
С большими детьми, которые для этой игры слишком тяжелые, можете поиграть в Ringelrose, замедляя при этом движение, пока ребенок не попытается сам произнести слово.