Общее описание пяти Путей
[Здесь пять]: 2.3.1,1. Признак; 2.3.1,2. подразделение; 2.3.1,3. эквиваленты названия; 2.3.1,4. объяснение слов; 2.3.1,5. раскрытие каждого.
2.3.1,1. Признак. Признак пути Махаяны — то махаянское ведание, относящееся к осуществляющему продвижение к махаянскому Просветлению или уже завершившему движение к нему. Признак пути Бодхисаттвы — то бодхисаттвовское ясное постижение, являющееся путем раскрытия возможности продвигаться к махаянскому освобождению.
[11б] [Термины] «йога Бодхисаттвы», «полностью совершенная йога» (rnam rdzogs rnal 'byor), «махаянская реализация» (sgrub pa), «реализация понимания» (go sgrub), «бодхисаттвовское ведание», «бодхисаттвовское ясное постижение» [обозначают] один предмет [и являются] синонимами.
2.3.1,2. Подразделение. Если подразделять, то имеются пять: махаянский Путь Собирания, Путь Соединения, Путь Видения, Путь Созерцания и Путь Без Обучения.
2.3.1,3. Эквиваленты названия. [Термины] «путь Махаяны», «махаянское ясное постижение», «махаянское ведание» [обозначают] один предмет [и являются] синонимами.
2.3.1,4. Объяснение слов
Следует узнать, рассмотрев [приведённое] ранее. Пути Махаяны обладают семью великими. Как сказано в «Сутраланкаре» [Майтреи]:
«Величие цели и, соответственно,
Чистота двух реализаций, мудрость [и] явление усердия,
Сведущесть в методе,
Великая реализация действительного,
Великое деяние Будды.
Поскольку обладает этими великими,
Справедливо называется Великой Колесницей».
2.3.1,5. Раскрытие содержания каждого. Здесь описываются два: 2.3.1,5.1.путь обычного существа и 2.3.1,5.2. путь святого.
2.3.1,5.1. Путь обычного существа
Признак бодхисаттвовского пути обычного существа (so skye) — то бодхисаттвовское ведание, относящееся к ступени практики с верой (mos spyod kyi sa)44.
Если подразделять, то [имеются] два: бодхисаттвовский Путь Собирания и Путь Соединения.
2.3.1,5.1.1. Махаянский Путь Собирания.
Здесь четыре: 1) признак; 2) подразделение; 3) эквиваленты названия; 4) Способ рождения. 1. Признак. Признак махаянского Пути Собирания — то махаянское ясное постижение Дхармы.
2. Подразделение. Если подразделять, то имеются три — великий, средний, малый.
3. Эквиваленты названия. [Термины] «махаянское соответствующее части освобождения», [12а] «махаянский Путь Собирания», «махаянское ясное постижение Дхармы» — эквивалентные названия, [обозначающие] один предмет. «Объяснение слов» соответствует [приведенному] ранее.
2.3.1,5.1.2. Махаянский Путь Соединения.
Здесь четыре: 1) признак; 2) подразделение; 3) эквиваленты названия; 4) Способ рождения.
1. Признак. Признак махаянского Пути Соединения — то бодхисаттвовское ясное постижение смысла.
2. Подразделение. Если подразделять, то имеются четыре [стадии] — теплоты, вершины, терпения и высшей дхармы, а на каждой из них по три [этапа] — малый, средний, великий, [всего] двенадцать.
3. Эквиваленты названия. [Термины] «махаянский Путь Соединения», «махаянское соответствующее части истинного раскрытия [истины]», «махаянский член истинного раскрытия [истины]», «махаянское ясное постижение смысла» — эквивалентные названия, [обозначающие] один предмет.
4. Способ рождения. Если рассматривать случай, когда с самого начала занимаются Махаяной, не проходя прежде пути Хинаяны, то на махаянский Путь Соединения переходят одновременно с обретением впервые «высшего видения» (випашьяны), имеющего своим объектом шуньяту. В случае же предварительного прохождения пути Хинаяны, на махаянский Путь Соединения становятся одновременно с обретением впервые редкостной способности уничтожения явного признавания воспринимаемого — «полностью оскверненного»45.
Путь Соединения тоже имеет отличие в четырех [стадиях –] теплоты и т. д.
[12б] Концептуальная мудрость Пути Видения является путем, подобным огню. Рождающийся впервые путь, сходный с теплотой — предвестником рождения того, называется [стадией] теплоты Пути Соединения. На [стадии] теплоты Пути Соединения еще имеет место прерывание (chad pa) какого бы то ни было корня добра46 из–за гнева и т. д. Поскольку с [момента] обретения [стадии] вершины Пути Соединения не бывает прерывания корня добра какого–либо рода из–за того и корень добра приходит к вершине [в своем] движении, то называется [стадией] вершины Пути Соединения. Поскольку говорится, что здесь обретается также полный уход от47 прерывания корня добра, то впервые обретается то терпение–принятие, не страшащееся глубокой дхармы — шуньяты, поэтому следует называть [стадией] терпения Пути Соединения. Поскольку после обретения этого не рождаются в плохих формах жизни из–за кармы [и] клеш, то говорится, что обретается полный уход от [рождения в] плохих формах жизни. Поскольку [здесь] добродетели (dge ba) мирского [еще] существа являются высшими, то называется [стадией] высшей дхармы Пути Соединения.
А также, поскольку впервые обретается самадхи ясного сияния [понимания] общего смысла в отношении дхарматы48, то следует называть [стадией] теплоты махаянского Пути Соединения; поскольку впервые обретается самадхи увеличения [этого] сияния [понимания] общего смысла в отношении дхарматы, то [следует называть стадией] вершины махаянского Пути Соединения; поскольку полностью обретается ясное сияние [понимания] общего смысла в отношении дхарматы и впервые обретается самадхи, [постигающее невозможность] одностороннего [существования только] воспринимающего ('dzin pa phyogs gcig pa), то [следует называть стадией] терпения махаянско Пути Соединения; поскольку сразу после того впервые обретается самадхи, быстро порождающее беспрепятственное самадхи, то [следуетназывать стадией] высшей дхармы махаянского Пути Соединения
Некоторые говорят: «Обретение ясного сияния [понимания] в отношении дхарматы — [стадия] теплоты, его развитие — [стадия] терпения», — и т. д. [Это] неприемлемо, поскольку раз четыре [стадии] — теплоты [13а] и т. д. — чисто49 махаянского Пути Соединения являются
[связанными с] концептуальным [познанием], то не являют ясно свой объект, аобладающий ясным сиянием [понимания] ум является неконцептуальным. И в «Комментарии»50 сказано:
«Тот ум, который обладает ясным сиянием [понимания],
Признают неконцептуальным».
2.3.1,5.1. Махаянский Путь Видения
Здесь четыре: 1) признак; 2) подразделение; 3) эквиваленты названия; 4) Способ рождения.
1. Признак. Признак махаянского Пути Видения — то махаянское ясное постижение истины.
2. Подразделение. Если подразделять, то имеются три: два — а) мудрость погружения и б) мудрость послеобретаемая Пути Видения — и в) не являющийся каким–либо из двух этих Путь Видения.
а) Если подразделять мудрость погружения Пути Видения, то имеются три: аа) мудрость погружения Беспрепятственного Пути, аб) Пути Полного Спасения и ав) не являющаяся какой–либо из двух этих.
аа) Признак Беспрепятственного Пути махаянского Пути Видения — то махаянское ясное постижение истины, являющееся подлинным противоядием от приобретенного при жизни признания истинности [наличия вещей] (bden 'dzin) — специфического отвергаемого на |этом пути. Ели подразделять его, то имеются восемь терпений. Они и Беспрепятственный Путь махаянского Пути Видения — одно и то же.
аб) Признак Пути Полного Спасения махаянского Пути Видения — то махаянское ясное постижение истины, полностью раскрываемое благодаря тому, что был отвергнут приобретенный при жизни «покров познаваемого». Если подразделять его, то имеются восемь познаний. Они и Путь Полного Спасения махаянского Пути Видения — одно и то же.
ав) Существует [связанный с] мудростью погружения [13б] Путь Видения, не являющийся каким–либо из двух этих, поскольку им является махаянский Путь Видения, [реализующийся при] погружении в сосредоточенность на отсутствии Я индивида, и махаянский Путь Видения, [реализующийся при] погружении в сосредоточенность на лишенности двух, и относящаяся к Пути Видения мудрость первой ступени [святости], [реализующаяся] при погружении в сосредоточенность на шуньяте снова после [реализации] мудрости послеобретаемой махаянского Пути Видения. Является также веданием у вышедшего из [состояния пребывания на] Пути Полного Спасения махаянского Пути Видения.
б) Признак послеобретаемой мудрости махаянского Пути Видения — то махаянское ясное постижение истины, явно возникающее в потоке бытия индивида, имеющего [то в] своем потоке. Это и послеобретаемая мудрость махаянского Пути Видения — одно и то же.
Вообще к погружению относятся два: погружение мирского — дхьяны [Мира Форм, самапатти Мира] Бесформенного и т. д., и погружение ушедшего от мира, [характеризующееся] неконцептуальностью ума. Послеобретаемых бывает два: послеобретаемое мирского — типа ума [на уровне Мира] Желаний после выхода из дхьяны, и послеобретаемое ушедшего [от мира], реализуемое благодаря погружению — типа постижения лишенности истинности [наличия] (bden stong) и подобия иллюзии в соответствии с видом объекта (dmigs rnam) того [погружения] благодаря силе погружения пути [ушедшего от мира]. Из [них] послеобретаемой мудростью махаянского Пути Видения является послеобретаемое, реализуемое (zin pa) благодаря погружению. Имеется и спонтанное51 послеобретаемое типа спонтанного познания ума (yid shes), [относящегося ко] времени, [когда] забыт вид объекта погружения и т. д. Хотя два — мудрость погружения и послеобретаемая на пути обучения52 — и несовместимы, но на ступени Будды признаются тождественными по сущности53.
в) Существует махаянский Путь Видения, не являющийся погружением или [14а] послеобретаемым, поскольку им является порожденная относительная мысль [о Просветлении]54 в потоке [сознания у] находящегося на Беспрепятственном Пути махаянского Пути Видения и тот ум, постигающий шестнадцать [аспектов четырех истин святого] — непостоянство и т. д.
3. Эквиваленты названия. [Термины] «ведание в потоке [сознания у] следующего махаянскому Пути Видения», «махаянское ясное постижение истины», «махаянский Путь Видения» — эквивалентные названия, [обозначающие] один предмет.
4. Описание способа рождения. Мудрость великой высшей дхармы55 махаянского Пути Соединения [у] погрузившегося в сосредоточение надхармате, Беспрепятственный Путь махаянского Пути Видения и Путь Полного Спасения махаянского Пути Видения рождаются в один период погружения. После того рождается послеобретаемая мудрость махаянского Путь Видения.
Способ отвержения отвергаемого посредством Беспрепятственного Пути Пути Видения: два — [возникающая] в потоке [сознания у] следующего махаянскому Пути Соединения обращенность (mgon du phyogs pa) к рождению Беспрепятственного Пути махаянского Пути Видения и обращенность к прекращению его специфического отвергаемого — приобретенного при жизни «покрова познаваемого»56 — одновременны. Два — [происходящее] в его потоке рождение Беспрепятственного Пути Пути Видения, являющегося сущностью восьми терпений, и полное прекращение его специфического отвергаемого — одновременны Тогда тот следующий Пути Соединения становится следующим Пути Видения. [Это подобно тому,] как, например, вора выгоняют в дверь. Хотя в этот период и обретается «прекращенность без постижения по отдельности» — отделенность от отвергаемого видением, но не обретается «прекращенность с постижением по отдельности»57. Когда на второй момент [после] этого рождается Путь Полного Спасения [14б] Пути Видения, являющийся сущностью восьми познаний, то обретается «прекращенность с постижением по отдельности», отвергнувшая отвергаемое видением. [Это подобно тому,] как, например, выгнав вора в дверь, закрывают дверь.
2.3.1,5.1.4. Махаянский Путь Созерцания
Здесь четыре: 1) признак; 2) подразделение; 3) эквиваленты названия; 4) способ рождения.
1. Признак. Признак махаянского Пути Созерцания — то последующее махаянское ясное постижение.
2. Подразделение. Если подразделять, то имеются три: а) махаянский Путь Созерцания, [связанный с] мудростью погружения, и т. д.
а) Признак махаянского Пути Созерцания, [связанного с] мудростью погружения, — то махаянское последующее ясное постижение возникающего явно в потоке индивида, имеющего [то в] своем потоке, [во время] погружения в сосредоточение на любом из трех отсутствий Я, являющихся собственным объектом [этого Пути].
Если подразделять его, то имеются три: аа) Беспрепятственный Путь махаянского Пути Созерцания и т. д.
аа) Признак Беспрепятственного Пути махаянского Пути Созерцания — то махаянское последующее ясное постижение, являющееся подлинным противоядием от врожденного признания истинности [наличия] (bden 'dzin) — его специфического отвергаемого.
Если подразделять его, то имеются одиннадцать: четыре момента малых, три момента средних, четыре момента великих, поскольку при том познании отвержения созерцанием отвергаемо отвергают, подразделив на одиннадцать видов два — врожденный «покров клеш» и врожденный «покров познаваемого». Признак малого малого Беспрепятственного Пути махаянского Пути Созерцания — тот Беспрепятственный Путь махаянского Пути Созерцания, являющийся подлинным противоядием от великого великого врожденного признания истинности [наличия] — его специфического отвергаемого.
Если подразделять, то имеются два: Беспрепятственный Путь Пути Созерцания первой ступени [святости] и Беспрепятственный Путь второй ступени [святости].
[15а] аб) Признак Пути Полного Спасения махаянского Пути Созерцания — то махаянское последующее ясное постижение, освобождающее (grol ba) от врожденного признания истинности [наличия] — специфического отвергаемого, [которым занимается] идущий самостоятельно Беспрепятственный Путь. Если подразделять, то имеются девять.
3. Эквиваленты названия. Два — «махаянский Путь Созерцания» и «махаянское последующее ясное постижение» — эквиваленты, [обозначают] один предмет.
4. Описание способа рождения. Когда в потоке бытия [индивида], следующего бодхисаттвовскому Пути Видения, впервые рождается Беспрепятственный Путь, являющийся подлинным противоядием от врожденного признания истинности [наличия] — специфического отвергаемого, происходит переход с Пути Видения на Путь Созерцания.
Существует способ отвержения того, что отвергается Беспрепятственным Путем махаянского Пути Созерцания. Если с точки зрения «истинного Рода»25 Махаяны, то два — отвергаемые созерцанием клеши [категории] «великое великого» и отвергаемый созерцанием «покров познаваемого» [категории] «великое великого» — подразделяются на два разряда — великий и малый. Аналогично подразделяются на два и [два] малое малого. И [полученные] одиннадцать видов58 отвергаемого созерцанием отвергаются одиннадцатью [моментами] Беспрепятственного Пути Пути Созерцания.
[Относящееся к] девяти ступеням трех Миров отвергаемое созерцанием — клеша, [рассматриваемое как] великое великого, подразделяется на два, и [получившиеся при этом] девять великих отвергаются Беспрепятственным Путем Пути Созерцания первой ступени все вместе. [Относящееся к] девяти ступеням трех Миров отвергаемое созерцанием — клеша, [рассматриваемое как] великое великого, подразделяется на два, и [получившиеся при этом] девять малых отвергаются Беспрепятственным Путем Пути Созерцания второй ступени все вместе. [15б] Аналогично, берётся по очереди [относящееся к] девяти ступеням отвергаемое созерцанием — от среднего великого до среднего малого, и девятеро отвергаются все вместе [Путями –] от Беспрепятственного Пути Пути Созерцания третьей ступени до Беспрепятственного Пути Пути Созерцания девятой ступени. [Относящееся к] девяти ступеням отвергаемое созерцанием малое малого подразделяется на два, и девять великих отвергаются все вместе посредством Беспрепятственного Пути Пути Созерцания в начале на десятой ступени. [Относящееся к] девяти ступеням отвергаемое созерцанием малое малого подразделяется на два, и девять малых отвергаются все вместе посредством Беспрепятственного Пути Пути Созерцания в конце на десятой ступени.
Если перед [практикой Махаяны занимались] архатским постижением, то поскольку нет клеш — того, что должно быть отвергнуто, отвергают подразделив «покров познаваемого» на 11 разрядов. Поэтому Беспрепятственный Путь бодхисаттвовского Пути Созерцания великий великого, Беспрепятственный Путь конца потока и «алмазоподобное самадхи» бодхисаттвовского Пути Созерцания следует признать одним и тем же.
2.3.1,5.1.5. Махаянский Путь Без Обучения.
Здесь четыре: 1) признак; 2) подразделение; 3) эквиваленты названия; 4) способ рождения.
1. Признак. Признак махаянского Пути Без Обучения — то конечное (mthar thug) ведание, исчерпывающе отвергнувшее два «покрова».
2. Подразделение. Если подразделять его, то имеются два: а) всеведение, ведающее «какого», б) всеведение, ведающее «сколько»59.
А также, если подразделять, то имеются пять мудростей — зерцалоподобная и т. д.60
3. Эквиваленты названия. [Термины] «всеведение», «махаянский Путь Без Обучения», «Джнянадхармакая» — эквиваленты, [обозначающие] один [16а] предмет.
4. Описание способа рождения. Тот [Бодхи]саттва, пребывающий на Беспрепятственном Пути конца потока (rgyun mtha'), является следующим Пути Созерцания. Во время того Беспрепятственного Пути имеется способность (nus pa) — причина порождения первого момента всеведения, [которая] полностью реализует все виды способностей двадцати одного вида беспрепятственной непорочной мудрости (thogs med zag meg ye shes). [На] том Беспрепятственном Пути в дхармате исчезает двойственная явленность61 и нигде ни в малейшей мере нет явления относительного — со стороны явления и стороны установления62. Хотя на второй момент [после] того для видящего «каково», не выходя из того погружения, и не является относительное, но со стороны явления — непосредственно видит все, сколько есть, познаваемое (shes bya), как свежий миробалан, лежащий на ладони, и именно тот первый момент мудрости, [видящей это,] является «общей основой»63 мудрости, ведающей «каково», и [мудрости,] ведающей «сколько»; обретается первый момент всеведения, полностью избавляются от «покрова познаваемого», обретают положение Будды, обретается Путь Полного Спасения, отвергнувший два «покрова», — [все это| происходит одновременно.
Если немного сказать о различиях в том, что доминирует в созерцании трех Колесниц, то для системы прасангики доминирующим в том, что созерцается в трех Колесницах, является шуньята, поскольку Беспрепятственный Путь Пути Видения и Путь Полного Спасения Пути Видения в трёх Колесницах являются мудростью погружения, [реализуемой при] погружении в сосредоточение на двух — тонком отсутствии Я индивида и тонком отсутствии Я дхарм. Отрицание истинности наличия (bden grub) [16б] в отношении индивида признается «тонким» отсутствием Я индивида, а отрицание истинности наличия в отношении дхарм — скандх и т. д. — [признается] «тонким» отсутствием Я дхарм. В системах двух — сватантриков и йогачаров — не [признают] их доминирующими объектами созерцания. Если согласно [системе] йогачара–мадхьямака–сватантрике, то «тонкое» отсутствие Я дхарм — главный объект созерцания бодхисаттвовского пути, «грубое» отсутствие Я дхарм — лишенность воспринимаемого и воспринимающего субстанционального различия64 — главный объект созерцания на пути Пратьекабудды, «тонкое» отсутствие Я индивида — лишенность индивида независимого субстанционального существования65 — главный объект созерцания на пути Шравака. Главное отвергаемое тоже: «покров познаваемого», «грубое» признание Я дхарм и «тонкое» признание Я индивида определяются как главное отвергаемое, в том же порядке, у Бодхисаттв, Пратьекабудд и Шраваков.
В системах у двух — саутрантикачара[-мадхьямака–сватантрике] и йогачарье — Шраваки и Пратьекабудды описываются как в основном сходные в постигаемом праджней и главном отвергаемом. О различиях у Махаяны и Хинаяны следует узнать из других [книг].