Стадия Завершения: этап нераздельности двух истин
Сущность стадии Завершения [на этапе] нераздельности двух истин, или юганаддхи обучающегося, — стадия Завершения [в период] от [того момента, когда] одновременно с небольшим движением праны из того Ясного света «смысла» четвертой ступени «встают» в очищенном иллюзорном теле, образованном из праны, являющейся «средством передвижения» того Ясного света, и опирающемся на ум Ясного света, служащий совместно действующим условием, и до Ясного света «смысла» конца обучения.
Выход из Ясного света «смысла» четвертой ступени в «достижение» [при движении в] обратном порядке, обретение очищенного иллюзорного тела, обретение юганаддхи отвержения (spangs ра)178, отвержение покрова клеш, переход на вторую ступень [святости] и достижение [уровня] Пути Созерцания — одновременны.
Это в отношении того, кто с самого начала шел только путём наивысшей Мантры. Ясный свет «смысла», возникающий в конце пути, и т. д. следует признать мудростью десятой ступени [святости]. Думаю, а не подразделяется ли здесь юганаддха обучающегося на девять ступеней [святости] Пути Созерцания?
В «Светильнике Ясном» говорится, что врождённые клеши отвергаются посредством Ясного света четвёртой ступени, отвергаются во время «достижения» в начале юганаддхи обучающегося. [32А]
Некоторые говорят на это: «Ясный свет "смысла" четвёртой ступени является Беспрепятственным Путём как прямым противоядием от клеш, а "достижение", [возникающее при движении пран в] обратном порядке, — Путём Полного Спасения».179
Другие указывают здесь ошибку: «Приходим к тому, что подобное "достижение" является [состоянием] ума, [при котором] двойственная явленность исчезает в шуньяте, поскольку [оно] является Путем Полного Спасения. Признать невозможно, поскольку является умственным конструированием (rtog pa), так как является одним из трёх — "сияния", "возрастания", "достижения". Поэтому, как объясняется в другом тексте, невозможно связывать с терминами "Беспрепятственный Путь" и "Путь Полного Спасения"».
Третьи говорят на это: «К этим двум можно и должно относить термины "Беспрепятственный Путь" и "Путь Полного Спасения", поскольку в "Заметках" Кедруба Чже говорится: «Если сюда относить, как объясняет другая сторона180, термины "Беспрепятственный Путь" и "Путь Полного Спасения", то поскольку этот Ясный свет приходит [на большее время], чем один короткий промежуток времени, он служит Беспрепятственным Путем. Хотя и полагают, что Путь Полного Спасения обретается, когда возникает "достижение" [при движении пран в] обратном порядке, но противоречия нет». Поэтому, хотя два — Ясный свет четвёртой ступени и "достижение" при выходе из него — одинаково непосредственно постигают шуньяту, но имеют различие в способе восприятия ('dzin tshul) или связанности–расслабленности (dam lhod)».
Четвертые говорят: «Можно относить или не относить к двум этим наименования "Беспрепятственный Путь" и "Путь Полного Спасения", но не следует относить как однородные с двумя теми Путями, объясняемыми другой стороной, поскольку оба эти Пути, объясняемые другой стороной, не имеют отличия "тонкое" — "грубое", а ум является "грубым", и поскольку является одним потоком, то можно положить, что оба являются [состоянием] ума, [при котором] двойственная явленность исчезает в шуньяте, и поскольку у двух — Ясного света и "достижения" — имеется отличие "тонкости" и "грубости", а также отличие [принадлежности к] отдельным потокам, то не похожи на два эти Пути, объясняемые другой стороной. [32Б] У того Ясного света и "достижения" имеется отличие в "тонкости" и "грубости", поскольку первое является "естественным" умом, а второе является несколько более "грубым", чем то, и поскольку любые три — "сияние", "возрастание", "достижение" — не обязательно являются "естественным" умом, и поскольку если будут "естественным" умом и не являющимся "естественным" умом, то будет невозможно объяснить как ум вместерожденный».
Нужно исследовать, в согласии с кем следует принимать. Кроме того, в «Светильнике ясном» говорится: «Когда реализуется такой Ясный свет, то могут пребывать в "погруженности" в течение длительного времени». Для подтверждения этого приводят «Непосредственное наставление» и «Краткое [описание] пяти ступеней»,181 где говорится, что «вкушают» мудрость [в течение периода] от восьми чусодов182 или одного дня и до кальпы или тысячи кальп. Это имеет место при подлинном пребывании (dngos gnas). Если юганаддха не должна обретаться во [время] того же рассвета, [когда] был реализован Ясный свет «смысла», или указывают на силу пути, запредельную пониманию, то надо исследовать, как можно опираться в качестве подтверждения на то, что Ясный свет «смысла» не является коротким [промежутком времени]?
Говорится, что одновременно с обретением очищенного иллюзорногo тела обретается юганаддха отвержения. Юганаддха постижения (rtogs pa) обретается, когда тот [обладающий] очищенным иллюзорным телом снова входит в Ясный свет «смысла». О двадцати одной или двадцати трёх юганаддхах можно узнать в «Сокровищнице драгоценностей юганаддхи»183 — комментарии на «Пять ступеней».
В тантрах Аннутары и объяснениях [их] мыслей говорится о десяти, одиннадцати, двенадцати, тринадцати, четырнадцати ступенях и т. д. [О таких] их особенностях, [как являются ли] настоящими или условными (dngos btags) и т. д., можно узнать в «Светильнике ясном». Подробное объяснение имеется также в «Ступенях и путях» Янжан Гало. [33А]
О пяти Путях и десяти ступенях Наивысшей Мантры в «Светильнике ясном» говорится: «От обычного пути и пока не смогут вызвать непосредственное [явление] шуньяты благодаря растворению введённых в дхути пран из–за силы созерцания — Путь Собирания; от [обретения] такой способности до [реализации] иллюзорного тела, [когда] истинная сущность еще не постигается непосредственно, — Путь Соединения; от [обретения] Ясного света "смысла" и пока не обретена юганаддха — Путь Видения и ступень Совершенно Радостная; от [обретения] юганаддхи обучающегося и пока не обретена юганаддха не обучающегося — Путь Созерцания и девять ступеней».
В «Небольшом наставлении» говорится: «В период "тонкого" бинду [ступени] уединения тела выявляется только блаженство. Упрочившись в этом, присоединяют памятование уже установленной шуньи». Если согласиться со сказанным, что сначала рождается мудрость одного только явления [ступени] уединения тела, а блаженство и шунья не соединяются, то нужно исследовать, обретается или не обретается тогда «высшее видение», постигающее шуньяту?
Некоторые знатоки, опираясь на [такой] источник, [как] «Праздник веселия йоги»184, полагают, что «покров познаваемого» подразделяется на девять видов (skor), которые по очереди отвергаются девятью видами Пути Созерцания юганаддхи обучающегося. Но такое признать невозможно, поскольку подразделение «покрова познаваемого» на девять видов имеется в системах сватантриков и виджнянавадинов, относящих к «покрову познаваемого» признание Я дхарм, а у прасангиков подобное не признаётся. Два — непосредственное постижение истинной сути (таттва) благодаря вместерождённому блаженству и иллюзорное тело, [которые] могут быть заменителями накопления собраний за три асанкхья великих кальп, — обладают значительно большей силой (nus mthu), чем другие пути. На этом основании считают, что подобно тому, как врождённые клеши, отвергаемые другим махаянским путём за семь циклов отвержения (spong thebs), могут быть отвергнуты за один период (thun) «погружения» (самахита) в Ясный свет «смысла», [33Б] так и «покров познаваемого», отвергаемый другим махаянским путём за четыре цикла отвержения, этот путь может отвергнуть, подразделяя (тот «покров») на девять видов.
Поэтому следует признать, что если к юганаддхе обучающегося отнести девять ступеней, то с восьмой ступени начинается отвержение «покрова познаваемого», или что Ясный свет «смысла» [уровня] обучающегося отвергает вместе все три [вида] «покрова познаваемого» — большой, средний и малый. Хотя и так, но ошибки нет, юганаддху обучающегося можно подразделить на девять ступеней, поскольку [пребывающий на уровне] юганаддхи, опираясь на осуществление какой–либо из трёх практик, развивает силу мудрости недвойственности блаженства и шуньи, возрастает число достоинств185 и т. д. — имеется много особенностей.186