Занятия реализацией (сева, bsnyen)
Здесь два:
1.1.2,3.1. Йога с признаками (санимитта, mtshan ma dang bcas pa).
1.1.2,3.2. Йога без признаков (анимитта, mtshan ma med pa).
Йога с признаками.
[Здесь имеется] начитывание с четырьмя внешними составляющими и начитывание с четырьмя внутренними составляющими37, каждом из них — начитывание шепотом (snub bu) и мысленное (yid) при неослабевании четырех составляющих, а во время мысленного начитывания — контроль пранаямы.
Йога без признаков
Когда обретают «состояние успокоенности» [4Б] при сосредоточении на Теле Божества и т. д., то созерцают шуньяту, связывая это йогой Божества. Сочетая [созерцание] исследовательское и устанавливающее, реализует слияние воедино «состояния успокоенности» и «высшего видения», постигающего шуньяту.
Об идее йоги с признаками и без признаков в «Агриме» говорится так: «Йога с признаками является начитыванием и созерцанием Божества без созерцания шуньяты, а без признаков относится к начитыванию и созерцанию Божества вместе с созерцанием шуньяты, но не относится к созерцанию одной шуньяты».
Некоторые знатоки называют йогой с признаками и без признаков йогу, не дополненную и дополненную постижением шуньяты. В этом еще нужно разобраться, поскольку имеется йога с признаками, дополненная постижением шуньяты, и поскольку говорится о созерцании шуньяты перед йогой с признаками, и если тогда имеется очень интенсивное постижение шуньяты, то после него йога с признаками будет наделена им, так как в малом «Ламриме» сказано: «Если сильна праджня, постигающая шуньяту, то когда занимаются даванием дара, поклонением (phyag), обходами (bskor) и т. д., тот ум, направленный на них, не является постигающим шуньяту, но это не противоречит наличию силы той [праджни]. Если, например, в начале периода [созерцания] предваряют [остальную практику порождением] сильной бодхичитты, то когда погружаются в самадхи на шуньяте, непосредственно нет той бодхичитты, но это не противоречит дополненности [того самадхи] «соком» (bcud) той [бодхичитты]».
Хотя характер нераздельности метода и праджни в системе Сутры и является таким, но нераздельность метода и праджни в системе Мантры не является именно такой, поскольку является такой нераздельностью метода и праджни, которая одновременно соединяет в одно два [аспекта совершенствования]: «широкое» — йогу Божества и «глубокое»38 — праджню, постигающую отсутствие собственного бытия (свабхава, rang bzhin), [5А] так как в «Агриме» говорится: «Подобно тому, как в период плода одновременно пребывают в нераздельности два — опора, украшенная (32) признаками и (80) знаками, и невоспринимающий ум, опирающийся на нее39, так и в период пути в йме йога должна быть нераздельность метода и праджни, [которая] одновременно соединяет в одно два — метод явления своего тела в виде Тела Татхагаты и праджню, видящую истинную сущность своего ума и дхарм как отсутствие собственного бытия». И: «Та праджня, постигающая отсутствие собственного бытия у воспринимаемого, являющегося в виде Божества, является одним с умом [практикующего] «широкое» — йогу Божества, а определение метода и праджни как отличных имеет место в силу [употребления] наименования «отличное», но здесь имеется в виду не обычное отличие, а отличие у единого40».
Поэтому йога без признаков в этот период является йогой такой недвойственности «глубокого» и «ясного»41, но не является только йогой Божества, дополненной постижением шуньяты, так как в «Обзоре тантрийских систем» сказано: «Хотя бы и достигли совершенства в дхьяне с признаками, но поскольку у них нет прямого противоядия (dngos gnyen ро), уничтожающего корень сансары, то для уничтожения корня сансары необходима йога без признаков. При ее созерцании не занимаются созерцанием Тела Божества и любого другого относительного (самврити, kип rdzob) в соответствии с указаниями (упадеша, man ngag), добившись мастерства в созерцании, исследующем шуньяту, и созерцании устанавливающем». И: «Йога без признаков является тренировкой в укреплении достигнутой благодаря доказательству отсутствия единичности, множественности и т. д. убежденности, что все дхармы лишены наличия благодаря собственному бытию (т. е. реально)». [5Б]
Некоторые говорят на это: «Приходим к тому, что такая йога без признаков не является йогой Божества, поскольку не является (не визуализируется) Тело Бога с ликом и руками, так как шуньята при этом постигается прямо (dngos su)».
Это неверно, так как следует признать, что является «основа, опустошаемая» задействующим витарку достоверным познанием43 при постижении шуньяты, поскольку так говорится в большом комментарии (tik chen) на «Основы мадхьямики» («Праджня–мулу» Нагарджуны) и «Ламриме». Не привожу подтверждения этого, так как это займет много места, а отсылаю к написанному мною «Полному объяснению двух истин»44.
Некоторые говорят на это: «Приходим к тому, что при непосредственном постижении шуньяты благодаря силе созерцания такой йоги без признаков тоже является Тело Божества с ликом и руками, поскольку приемлем ваш тезис».
Это неверно, поскольку хотя относительное — Тело Божества — и не является, но определяется как йога Божества с точки зрения потока [сознания]. Если является какой–либо из двух йог — с признаками или без признаков, то совсем не обязательно, что является Тело Божества с ликом и руками, поскольку в этот период имеются четыре: йога Божества и шуньяты, йога праны и начитывания, так как они относятся к двум йогам — с признаками и без признаков, ибо в «Агриме» говорится: «В Крия- и Чарья–тантрах четыре очень важных йоги: йога Божества и шуньи, йога праны и начитывания. При этом две йоги Божества — абсолютная и относительная — являются главным образом реализацией двух Тел. Поскольку начитывание является составляющей, побуждающей ум того Божества, которого созерцают, то относится к составляющим относительной йоги Божества. Поскольку йога праны является составляющей, служащей опорой обеих йог, то относится к обеим, относится к йоге с признаками и без признаков».
Реализация сиддх.
В этой тантре говорится, что видьядхару меча45 и т. д. реализуют, опираясь на меч и другие внешние вещи, а благодаря созерцанию мандалы земли, воды, огня и воздуха в [определённых] местах внутри тела реализуют деяния успокоения, развития и т. д., и когда после осуществления реализации Манджушри и т. д. т. е. Бодхисаттвы касаются головы или говорят: «Прекрасно», и они появляются по завершении начитывания, то обретается самадхи незабывания (mi brjed pa) бодхичитты. Описывается множество способов реализации этих и других сиддх.