Состояние фонематического восприятия
(слухо-произносительной дифференциации звуков речи)
1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:
с 4-х лет:
па – ба ба – на ва – та та – да мя – ма
на – га та – на га – да ка – га ба – ма
с 6 лет:
ба –ба – па та – да – та га – ка – га ба – бя - ба
са – ша –са жа – за – за ча – ша – ча за – са – за
2. Дифференциация оппозиционных звуков, несмешиваемых в произношении. Показать картинки:
мишка – мышка уточка – удочка бочка – почка трава – дрова
3. Дифференциация по сдуху звуков, смешиваемых в произношении:
миска – мишка крыса – крыша речка – редька уточка – удочка
челка – щелка цветик – светик вечер – ветер козы – косы
Состояние фонематического анализа и синтеза
с 4-х лет:
1. Выделение заданного звука М или Р на фоне слов. По заданию узнать, слышится ли звук М (или мычание теленка) или звук Р (моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама,дом, рыба, дрова, стол, шар.
с 5 лет:
2. Выделение ударного гласного в начале слова.
Аня, аист, осы, утка, Оля, Ира, Инна, улица.
с 6 лет:
3. Определение первого согласного звука в словах:
Мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука.
4. Определение последнего звука в словах:
Дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба.
5. Определение последовательности звуков в словах:
Мак, суп, лук, каша, рама.
6. Определение количества звуков в словах:
Дом, рак, луна, совы, банан, лампа.
Исследование понимания речи
(импрессивная речь)
1. Пассивный словарь. Отметить объем словаря ____________________
точность понимания значения слов _____________________________
Задания:
Покажи, где кукла, стол, стул.
Посади куклу, мишку и т.д.
2. Понимание различных грамматических форм словоизменения.
с 4-х лет:
- дифференциация единственного и множественного числа существительных. Покажи, где
стол – столы, дом – дома, стул – стулья, дерево – деревья, береза – березы
- различение предложно-падежных конструкций с предлогами В – ИЗ,
НА – С, ПОД – ИЗ-ПОД
Возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала
Положи карандаш в пенал, на пенал, под пенал
3. Дифференциация форм словообразования:
с 5 лет:
- дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных:
Покажи, где виноград – виноградинка, бусы – бусинка, роса – росинка
- дифференциация глаголов с различными приставками:
шел, ушел, вошел, вышел, перешел, зашел, отошел
4. Понимание словосочетаний и простых предложений:
а) понимание словосочетаний . Покажи
ключом карандаш, ключ карандашом; где собака хозяина, где хозяин собаки;
дочка мамы, мама дочки.
б) понимание простых распространенных предложений:
Покажи картинку:
Девочка рвет цветы. Девочка играет в мячик. Девочка убирает комнату.
в) понимание вопросительных предложений:
Кого ловит девочка?
Чем девочка ловит бабочку?
Кто ловит бабочку?
с 6 лет:
г) понимание сложно-подчиненных предложений и сложных логико-грамматических конструкций
Петю догоняет Маша. Кто бежит первым?
Мальчик бежит от собаки. Кто бежит сзади?
Оля потеряла карандаш, который взяла у Вовы. Чей это был карандаш?
Папа читал газету после того, как пообедал. Когда папа читал газету: до обеда или после обеда?
д) понимание связной речи
Исследование лексики и грамматического строя
Экспрессивной речи
1. Исследование активного словаря
а) конкретные существительные. Предлагается назвать картинки по темам:
Игрушки
Посуда
Одежда
Обувь
Животные
Овощи
Фрукты
Мебель
и др. в соответствии с программой детского сада
б) обобщающие понятия
Назвать одним словом группу предметов
в) существительные, обозначающие части тела, части предметов
с 5 лет:
части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея и др.
части стула: спинка, ножка, сиденье
части машины: дверца, колеса, руль, кабина
с 6 лет:
части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь
части одежды: воротник, манжета, петля
части машины: кузов, кабина, фары, мотор
части окна: рама, подоконник, стекло
Название профессий:
г) глагольный словарь
с 5 лет:
употребление глаголов при ответах на вопросы:
Что ты делаешь в течение дня?
Кто как передвигается?
Кто как кричит?
с 6 лет:
Кто какие звуки издает?
Кто что делает? (с использованием профессий людей)
д) прилагательные
-Названия цветов
с 4-х лет:
Белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый
с 5 лет:
коричневый, розовый, голубой, оранжевый
-Названия формы
с 5 лет:
круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный
е) подбор антонимов: (с 6 лет)
добро - горе - друг - хороший –
большой - широкий - высокий - легкий –
поднимать - давать - покупать –
2. Состояние словоизменения:
с 4 лет
а) употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа
стол - кукла- ухо- слон-
рукав- глаз- рот- лист-
дерево- окно- стул- воробей-
пень- лев- сон-
б) употребление существительных в косвенных падежах без предлога:
Родительный падеж: без чего? ____
Дательный падеж: кому корм? ____
Винительный падеж: кого нарисовал?______________________________
Творительный падеж: чем работает? _______________________________
Предложный падеж: о чем мечтает? ________________________________
с 5 лет:
в) употребление формы родительного падежа множественного числа
Много чего?
шар- стол- дом- береза-
чашка- книга- дерево- лист-
стул- мяч- ключ- карандаш-
г) употребление предложно-падежных конструкций (с предлогами
В, НА, ПОД, ЗА, ПЕРЕД, ОКОЛО):
д) согласование прилагательных с существительными единственного числа
Назвать цвет предметов:
Шар- ведро- платье- машина- ботинки-
е) употребление словосочетаний числительных 2 и 5 с существительными
дом-
кукла-
шар-
гриб-
с 6 лет:
карандаш-
ключ-
лев-
озеро-
дверь-
3. Состояние словообразования
с 5 лет:
а) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как назвать маленький предмет?
стол- мяч- дом-
кровать- береза- кукла-
ложка- шкаф- миска-
с 6 лет:
гриб- лиса- лист- одеяло-
б) образование названий детенышей животных
с 4 лет:
у кошки- у утки- у гуся- у лисы-
с 5 лет:
у зайца- у белки- у медведя-
с 6 лет:
у коровы- у лошади- у собаки-
в) образование прилагательных от существительных – с 6 лет:
Из чего сделано?
Дерево-деревянный бумага- солома-
мех- пух- кирпич-
резина- металл- снег-
брусника- черника- шерсть-
Чей? Чья? Чьё?
Сумка мамы-
Кофта бабушки-
Газета папы-
Нора лисы-
Хвост зайца-
Лапа медведя-
Ухо волка-
г) образование приставочных глаголов – с 6 лет:
Назвать действия (Что делает мальчик?)
Ходит – уходит – входит – выходит – переходит
Бежит – убегает – вбегает – выбегает – перебегает
д) образование глаголов совершенного вида – с 6 лет:
рисовал- писал- делал-
лепил- пил-