Обучение как педагогический процесс
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА Л А
Легкая атлетика – один из основных и наиболее массовых видов спорта, который объединяет упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях, а также в многоборьях, состоящих из бега, прыжков и метаний.
Ходьба– самый распространенный способ передвижения. В соревнованиях применяется вид ходьбы – спортивная ходьба. Она позволяет значительно увеличить скорость передвижения при соблюдении определенных правил соревнований. Соревнования по ходьбе проводятся на дорожках стадиона и на обычных дорогах на дистанциях 3, 5, 10, 20, 50 км.
Бег– естественный способ ускоренного передвижения. В легкой атлетике различают гладкий бег, бег с препятствиями, эстафетный и кроссовый бег.
Гладкий бег проводится на беговой дорожке по кругу (против часовой стрелки) на дистанции от 30 м до 30 км. Бег до 400 м включительно проводится на отдельных дорожках для каждого бегуна. Бег на остальные дистанции проводится на общей дорожке. Основные соревновательные дистанции: короткие – 60 м (в закрытом помещении), 100, 200, 400 м; средние – 800, 1500 м; длинные 5000, 10 000 с; сверхдлинные – более 10 км, в том числе марафон (42 км 195 м).
Бег с препятствиями имеет две разновидности:!) барьерный бег, проводимый на беговой дорожке на дистанциях от 60 до 400 м с однотипными препятствиями, расставленными равномерно по дистанции (каждый спортсмен бежит по отдельной дорожке); 2) бег на 3000 м с препятствиями (стипль-чез) проводится по беговой дорожке с прочно установленными барьерами и ямой с водой в одном из секторов стадиона (все спортсмены бегут по общей дорожке).
Эстафетный бег - это командный бег, в котором дистанция разделена на этапы. Цель эстафетного бега - с наибольшей скоростью пронести эстафетную палочку от старта до финиша, передавая ее друг другу. Основные соревновательные дистанции: 4 х 100 и 4х400 м.
Кроссовый бег - бег в естественных условиях по пересеченной местности на различных дистанциях до 15 км.
Прыжки - способ преодоления препятствий: вертикальных (прыжок в высоту и прыжок с шестом, где нужно прыгнуть как можно выше); горизонтальных (прыжок в
длину и тройной прыжок, где необходимо прыгнуть как можно дальше). Достижения в прыжках измеряются в метрах и сантиметрах.
Метания - упражнения в толкании и бросании специальных снарядов (форма, размеры и вес которых строго соответствуют правилам соревнований) на дальность. Соревнования проводятся по толканию ядра, метанию копья, диска, молота.
Многоборья включают в себя различные виды бега, прыжков и метаний. Мужчины соревнуются в десятиборье (первый день - бег на 100 м, прыжки в длину, толкание ядра, прыжки в высоту, бег на 400 м; второй день - бег на 110 м с барьерами, метание диска, прыжки с шестом, метание копья, бег на 1500 м). Женщины соревнуются в семиборье (бег на 100 м с барьерами, толкание ядра, прыжки в высоту, бег на 200 м, прыжки в длину, метание копья, бег на 800 м). Школьники участвуют в соревнованиях по отдельным видам легкой атлетики и по легкоатлетическому четырехборью: бег на 60 м, прыжок в высоту или в длину с разбега, метание, бег на выносливость. Достижения в многоборье определяются суммой очков, начисляемых по специальной таблице.
Легкая атлетика - популярный и наиболее массовый вид спорта во всем мире. Это можно объяснить тем, что легкая атлетика доступна (занятия не требуют дорогостоящего оборудования и могут проводиться в лесу, в парке, на школьном стадионе) и имеет:
· оздоровительное значение (различные легкоатлетические упражнения разносторонне влияют на организм человека: на опорно-двигательный аппарат, функциональные возможности);
· воспитательное значение (хорошее средство для развития и воспитания физических качеств, воли, настойчивости, дисциплинированности, умения преодолевать трудности);
· прикладное значение (как одно из средств входит в состав подготовки практически всех армий мира и других силовых подразделений);
· образовательное значение (в процессе занятий легкой атлетикой человек приобретает полезные знания и навыки о режиме дня, питании, планировании тренировок и т.д.).
Обучение как педагогический процесс
Обучение в легкой атлетике - это педагогический процесс формирования и совершенствования, необходимых легкоатлету знаний, умений, навыков и овладение ими. Этот процесс специально организован и целенаправлен. Он управляется педагогом-тренером и требует двусторонней и взаимообусловленной деятельности с одной стороны педагога- тренера, с другой - обучающихся.
Преподавание видов легкой атлетики в высших учебных заведениях, т.е. управление учебной деятельностью студентов, заключается в организации их для занятий, в руководстве их вниманием, мышлением, двигательными действиями, в четкой постановке перед студентами все усложняющихся задач деятельности, в организации постоянного контроля за ней и т.д. В то же время без активного, сознательного участия студентов не может быть положительных результатов от процесса обучения видам легкой атлетики.
В процессе обучения спортсмены получают специальные знания, педагог-тренер знакомит их со специальной терминологией, разъясняет правила разучивания легкоатлетических упражнений и способы их выполнения. Так создается модель будущего действия и намечается программа действий.
Успешность обучения во многом зависит не только от специальных знаний студентов, но и от их прежних двигательных! умений и навыков.
Чтобы технически правильно выполнять движение в одном из видов легкой атлетики, необходимо им овладеть, т.е. создать, накопить возможности - навыки и умения. Этот процесс будет более успешным, если с накоплением двигательных возможностей у обучающегося сформируются и знания.
Начиная обучение, необходимо помнить, что любой обучаемый уже обладает тем или иным двигательным опытом, или, как отмечал Л.A. Орбели, «старыми элементами деятельности». При этом элементы, способствующие обучению новому движению, должны быть перестроены, переделаны, приспособлены к решению новой задачи, а мешающие этому — оторможены. Таким образом, чем богаче двигательный опыт студента, тем разностороннее и эффективнее будет его деятельность при обучении технике видов легкой атлетики в плане «положительного переноса» навыков, которые обладают рядом важных свойств: автоматизированностью в процессах нервно- мышечной координации движений; подчиненностью воле спортсмена, управляющего навыком; стабильностью, прочностью, иариати вн остью.
Эти свойства навыка преломляются во всем многообразии видов легкой атлетики. Спортсмен может замедлить или ускорить привычное движение (например, в видах бега), вложить в него больше или меньше силы (например, в видах прыжков), увеличить или уменьшить амплитуду (например, в видах метаний), приспособить его к изменяющимся условиям.
В процессе обучения студенты должны получить в относительно короткие сроки глубокие и многосторонние знания, необходимые для специальной профессиональной подготовки, связанной с будущей педагогической деятельностью.
Овладение техникой видов легкой атлетики на основе современных представлений можно разделить на несколько фаз: уточнение и освоение ведущего звена; определение двигательной структуры движения; выявление адекватной коррекции для всех деталей техники движения; переключение коррекции движения на соответствующие низовые уровни управления, т.е. автоматизация движения; стандартизация и устойчивость навыка.
Первые три фазы характеризуют собой этапы освоения двигательного действия, а другие две относятся к этапу его закрепления и совершенствования.
При овладении видами легкой атлетики может быть использовано: обучение через подражание; обучение путем проб и ошибок; обучение, организуемое другим лицом (педагогом- тренером); программированное обучение. Предпочтение следует отдать двум последним видам обучения, которые тесно взаимосвязаны. Кроме основной информации, которую получает обучающийся непосредственно при выполнении движений, он получает дополнительную информацию от педагога (субъективную) и соответствующих технических устройств (объективную). Если средства срочной информации отсутствуют, то полезно использовать самоконтроль за техникой движений. Его смысл заключается в выработке доступных и четких для наблюдения и оценки показателей. Технический самоконтроль становится еще полезнее, если он тесно связан с четкой постановкой конкретных заданий как элементов обучения, - это первое требование к программированному обучению. Отсюда становится возможной и обязательной следующая логическая закономерность: исключается выполнение движения (упражнения) без задания, без обязательного самоконтроля и самооценки двигательного действия. Создание такой своеобразной обратной связи с сознанием обучающегося — второе требование к программированному обучению.
Оба требования активизируют сознание студента, способствуют четкому формированию психологической структуры упражнения, значительно ускоряют процесс обучения и повышают качество овладения техникой особенно сложнокоординированных видов легкой атлетики.