Неречевые психические функции
АНАМНЕЗ
От какой беременности ребенок _______
Характеристика беременности ________ ______
___
(токсикозы, падения, психозы, хронические инфекции, заболевания)
Роды ______________________________
(досрочные, срочные, быстрые, стремительные)
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)
Когда закричал _____________________
Асфиксия (белая, синяя)
Резус фактор: отрицательный, совместимость
Вес при рождении _____________________, рост ________________________
Вскармливание _____________________ ______ ___
(когда принесли, как взял грудь, как сосал, наблюдалось ли срыгивание, попёрхивание)
Грудное вскармливание до ___________
Выписан из роддома ________________
(если задержался, то почему)
РАННЕЕ ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Голову держит с _____________ (к 1,5 мес.), сидит с______________ (6 мес.)
Стоит с _______________(10 мес.) Ходит с __________________(11-12 мес.)
Первые зубы ______________________ (6-8 мес.)
ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)
До года ____________________________ ______
После года _________________________ ______
До 3-х лет _________________________ ______
После 3-х лет _______________________ ___
РЕЧЕВОЙ АНАМНЕЗ
Гуление _____________________________
Лепет (время и характер) _______________ _____________________________(4-8 мес)
Первые слова _______________(ок.1 года)
Первые фразы ________________________
Прерывалось ли речевое развитие _______
Речевая среда ________________________
Занимался ли с логопедом ______________
_____
Отношение к своей речи _______________ _____
НЕРЕЧЕВЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
1. Состояние слухового внимания:
а) дифференциация звучащих игрушек (покажи, какая игрушка звучит) ____________ ___________
б) определение направления звука (звучащей игрушки)____________________________
___________
2. Восприятие и воспроизведение ритма:
4-5 лет (из 4 элементов) --.., -..-, ..--, -…, …-; ____
5-7 лет (из 5 элементов) --..-, -..--, --…, …-- ______
3. Исследование зрительного восприятия:
а) подбор картинок к данному цветовому фону:
4-5 лет: белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий _________________________ ___________
5-7 лет: кроме основных цветов, розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый __________;
б) показ основных цветов ____________________ ___________
4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:
а)4-7 лет – показать прав. и лев. руку, прав. и лев. ногу ___________________________
5-7 лет – прав. и лев. глаз, прав. и лев. ухо ______
6-7 лет – прав. рукой лев. глаз, лев. рукой прав. ухо ______________________________
б) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади __________;
в) складывание разрезных картинок из 2-4 частей (4-5 лет), из 5-8 частей (5-7 лет) ____ __________
г) складывание фигур из палочек _____________
5. Состояние общей моторики ______________ _______________
(сила движений, точность движений, темп движений, координация движений, переключение от одного к другому)
6. Состояние ручной моторики: (4-5 лет: « здороваются пальчики правой и левой руки», «здороваются пальчики левой руки, правой», мозаики, шнуровки, раскрашивание, застегивание, вырезывание; 5-7 лет дополнительно «Игра на рояле» (1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1), кулак-ладонь-ребро, чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак; наоборот) ______ ____________
(точность движений, темп движений, синхронность движений правой и левой руки, переключение )
7. Звукопроизношение
Звуки | Характер произношения звуков | ||
изолированно | в словах | во фразах | |
Б – П - М | |||
В – Ф | |||
Д – Т - Н | |||
Г – К – Х | |||
Й | |||
С | |||
С΄ | |||
З | |||
З΄ | |||
Ц | |||
Ш | |||
Ж | |||
Щ | |||
Ч | |||
Л | |||
Л΄ | |||
Р | |||
Р΄ |
8. Состояние артикуляционного аппарата и речевой моторики
Мимическая мускулатура:
- поднять брови вверх («удивиться»);
- нахмурить брови («рассердиться»);
- прищурить глаза;
- надуть щеки («толстячок»);
- втянуть щеки («худышка»)
Губы: _____
(толстые, короткие, расщелины)
Движение - улыбка-трубочка
а) тонус: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный,
б) темп: нормальный, быстрый, медленный,
в) переключение движений
г) объем движений: полный, неполный
д) точность выполнения,
е) длительность удержания,
ж) замены, добавочные движения
Зубы:
(редкие, кривые, мелкие, без промежутков, отсутствие резцов)
Прикус ___
Прогнатия, прогения, передний открытый, боковой открытый)
Мягкое небо _______________________________
(укороченное, раздвоенное, отклонено в сторону)
сокращения: достаточны, недостаточны, не сокращаются.
Твердое нёбо_______________________________
(высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое)
Язык: _____
(массивный, маленький, укороченный)
широкий – узкий – под счет (3 раза – до 5 лет), (5 раз с 5 лет);
кончик языка поднять __________________, опустить ________________________ «Маятник»
«Качели» (широкий язык на верхнюю губу – на нижнюю губу)
«Цоканье»
а) тонус: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный,
б) темп: нормальный, быстрый, медленный,
в) переключение движений
г) объем движений: полный, неполный
д) точность выполнения,
е) длительность удержания,
ж) замены, добавочные движения
з) тремор, саливация отклонений кончика языка
9. Состояние дыхательной и голосовой функции
Тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха ____ _____________________Характеристика голоса:
а) громкость: тихий, громкий, нормальный _____
б) наличие или отсутствие носового оттенка ____
в) модуляции голоса (наличие или отсутствие монотонности) ______________________ ___________
Особенности динамической стороны речи
а) темп: замедленный, быстрый, нормальный ____
б) ритм ____
в) правильность употребления пауз ____________
г) употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной)________
10. Воспроизведение звукослоговой структуры слова
а) изолированных слов: 4-5 лет
дом снег крыша мостик каша хлеб кошка капуста помидоры
с 5-ти лет
помидоры сквозняк сковорода температура свисток скворечник
милиционер аквариум лекарство простокваша подснежник пуговица
б) воспроизведение предложений (с 5 лет)
Мальчики слепили снеговика.
Водопроводчик чинит водопровод.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Милиционер ездит на мотоцикле.
Регулировщик стоит на перекрестке.
11. Состояние фонематического восприятия
а) повторение слогов с оппозиционными звуками: с 4 лет
па-ба ба-на ва-та та-да мя-ма
на-га та-на га-да ка-га ба-ма
с 6 лет
ба-ба-па та-да-та га-ка-га ба-бя-ба
са-ша-са жа-за-за ча-ща-ча за-са-за
б) дифференциация оппозиционных звуков, несмешиваемых в произношении (по картинкам):
мышка – мишка уточка-удочка бочка-почка трава-дрова
в) дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:
миска-мишка крыса-крыша речка-редька косы – козы
челка-щелка цветик-Светик вечер-ветер
12. Состояние фонематического анализа и синтеза
а) Выделение заданного звука на фоне слова (звук М или Р в словах мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар) - с 4 лет ______________________________ ______________
б) выделение ударного гласного в начале слова (с 5 лет): облако, игла, аист, удочка ______________ ______________
в) определение первого согласного звука в словах (с 6 лет): танк, коза, санки, ракета мышь, ландыш ________________________________ _____________
г) определение последнего звука в словах (с 6 лет): кот, жук автобус, дом, шар, стул ______________ ______________
д)определение последовательности звуков в слове (Какие звуки в словах?) (с 6 лет): мак, сук, дом, ваза, танк, малина __________________ ______________
е) определение количества звуков в слове (с 6 лет): кот, сом, стул, ноты, лимон ______ ______________ ______________
13. Понимание речи:
а) Объем пассивного словаря _________________
б) точность понимания слов (покажи где кукла, стол…) __________________________ ______________
в) дифференциация единственного и множественного числа существительных (с 4 лет) _________________
г) различение предложно-падежных конструкций с предлогами В, НА, ПО, ПОД, НАД, ПЕРЕД, ЗА, ОКОЛО (с 4 лет) _______________ _______ ______________
д) дифференциация предложно-падежных конструкций с предлогами В-ИЗ, НА-С, ПОД – ИЗ-ПОД (с 5 лет) ________________________ ______________
е) дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных (с 5 лет) ________ ______________
ж) дифференциация существительных с суффиксом ИНК (с 5 лет): виноград – виноградинка, бусы – бусинка ___________________ ______________
з) дифференциация глаголов с различными приставками (с 5 лет) __________________ ______________
и) понимание словосочетаний: покажи ключом карандаш, ключ карандашом, где собака хозяина, где хозяин собаки (с 5 лет) _________ ______________
к) понимание распространенных предложений по сюжетным картинкам - покажи девочку, которая рвет цветы, играет в мячик ( с 5 лет) _______________________________ ____________________________ _________________
л) понимание вопросительных предложений: кого ловит девочка? Чем девочка ловит бабочку? Кто ловит бабочку? (с 5 дет) _____________ ______________
м) понимание сложноподчиненных предложений и сложных лексико-грамматических конструкций: Собака бежит за мальчиком. Кто бежит сзади? Петю догоняет Миша. Кто бежит первым? Папа читал газету после того как пообедал. Когда папа читал газету до обеда или после обеда? (с 6 лет) __________________ ______________ ______________
н) понимание связной речи (с 6 лет) ___________ ______________
14. Активный словарь
а) конкретные существительные по темам в соответствии с программой ____________ ______________ ______________
б) обобщающие слова: ______________________ ______________ ___
в) существительные, обозначающие части тела, части предметов:
части тела: голова, ноги, руки, нос, грудь, рот, живот, шея (с 5 лет); локоть, колено, пальцы, ноготь (с 6 лет) _________________________ ______________
части одежды: рукав, воротник , пуговица (с 5 лет); воротник, манжета, петля (с 6 лет) __________
части мебели: спинка, ножка, сидение (с 5 лет) _______________________________ ______________
части машины: дверца, колеса, руль, кабина (с 5 лет); кузов, кабина, фары, мотор (с 6 лет) ________
части окна: рама, подоконник, стекло (с 6 лет) ________________________________ ______________
г) глагольный словарь:
с 5 лет: что ты делаешь в течение дня? Кто как передвигается? Кто как кричит?
С 6 лет: Кто какие звуки издает? Кто что делает (с использованием названий профессий людей)? _____________________________ ______________
д) прилагательные:
название цветов: белый, красный, синий, зеленый (с 4 лет); коричневый, розовый, голубой, оранжевый ____________________________ ______________
название формы: круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный (с 5 лет) ________ ______________
е) подбор антонимов (с 6 лет)
г) подобрать слова с противоположным значением:
покупать _____________________________ добро _______________________________
холодный ____________________________ высокий _____________________________
большой ____________________________ твердый ______________________________
чистый _____________________________ мокрый _______________________________
тупой ______________________________ широкий ______________________________
светлый ___________________________ длинный _______________________________
15. Грамматический строй
1) Словоизменение:
а) употребление имен существительных в именительном падеже ед. и множ. числа (с 4 лет.):
кошка ___________________ кровать __________________ лампа __________________
вагон ____________________ стол ____________________ гриб __________________
гнездо ___________________ яйцо ____________________ письмо _________________
стул _____________________ лев _____________________ воробей ________________
ухо ______________________пень _____________________дерево _________________
б) употребление существительных в косвенных падежах без предлога (с 4 лет):
__________ __________
в) употребление формы родительного падежа множественного числа – много чего? (с 5 лет): окно __________________шар ___________________стол______________________
мяч ___________________книга _________________ карандаш _________________
дом ___________________лист___________________дерево____________________
г) потребление предложно-падежных конструкций с предлогами В, НА, ПОД, НАД, ЗА, ПЕРЕД, ОКОЛО (с 5 лет):___________________ _____________
д) согласование прилагательных с существительными (с 5 лет)____________________ _________ _________ е) согласование числительных 2 и 5 с существительным
с 5 лет: жук ________________________________
дом _
кукла_______________________________
шар ________________________________
с 6 лет: карандаш____________________________
ключ_
лев __
озеро _
дверь ________________________________
2) Словообразование:
а) понимание, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
с 5 лет: стол __________________ кровать __________________миска _______________
кукла _________________мяч ___________________ береза ____________________
дом __________________ложка ____________________шкаф ___________________
с 6 лет: гриб__________________лиса_____________________лист__________________
воробей __________________________ одеяло _____________________________
б) образование названий детенышей:
с 4 лет: у кошки _______________________ у курицы _____________________________
у утки __________________ у гуся __________________ у лисы _________________
с 5 лет: у зайца _________________________ у белки _____________________________
у медведя ___________________________ у волка _____________________________
с 6 лет: у коровы _________________________ у собаки ___________________________
у лошади _____________________________ у козы ___________________________
в) образование прилагательных от существительных (с 6 лет). Из чего сделано
дерево ____________________________ резина ________________________________
мех _______________________________ стекло ________________________________
бумага ____________________________ снег __
солома _____________________________пух __
кирпич ____________________________ брусника ______________________________
черника ____________________________ шерсть _______________________________
Чей? Чья? Чьё? Сумка мамы ______________________ кофта бабушки _______________
Нора лисы _____________ __ хвост зайца _________________ лапа медведя ___________
г) образование глаголов движения с помощью приставок (с 6 лет):
ходит –уходит – входит- выходит – переходит _
бежит – убегает – вбегает – выбегает- перебегает_______________________________
летит ___
д) образование глаголов совершенного вида (с 6 лет):
рисовал - писал- делал-
16. Состояние связной речи (пересказ для детей 4-5 лет, рассказ по серии сюжетных картинок - для детей 6 лет)_____________________
________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ : _____
________________________
Дата
Логопед
Заведующая ДОУ