Психические функции человека
• Внимание
• Восприятие
• Память
• Эмоции
• Мышление
• Сознание
• речь
• Внимание — избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем
Виды внимания
• непроизвольное
• произвольное
• послепроизвольное (или вторично непроизвольное)
• Непроизвольное внимание (пассивное) - форма внимания, при которой отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе его лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное.
• Произвольное внимание — в противоположность непроизвольному — это вид внимания, при котором субъект сознательно выбирает объект внимания. Оно имеет в своей основе сознательные установки. О произвольном внимании, как правило говорят там, где предмет, на который внимается, сам по себе человека не привлекает.
• Послепроизвольным внимание - такой вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образование новой установки, связанной в большей мере с актуальой деятельностью, нежели с предшевствующим опытом человека (в отличие от непроизвольного).
Формы внимания
• внутреннее
• и внешнее.
• К внешнему вниманию относится сенсорное (чувственное) и моторное (двигательное);
• к внутреннему — интеллектуальное
Свойства внимания
• Концентрация
• Объём
• Устойчивость
• Переключаемость
• Восприятие— процесс приёма и преобразования сенсорной информации, формирующий субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом.
По приоритетному ощущению, выделяют следующие виды восприятия:
• зрительное
• слуховое
• осязательное
• вкусовое
• обонятельное
122. Память, ее виды и механизмы
• ПАМЯТЬ - это психическое свойство человека, способность, к накоплению,(запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации.
Память как основа процессов обучения и мышления включает в себя пять тесно связанных между собой процессов:
• запоминание,
• хранение,
• узнавание,
• Воспроизведение
• Забывание
Запоминание. Образуются времнные условно-рефлекторные связи. Их еще называют следы памяти. Их физиологическая основа до сих пор не совсем ясна. может быть произвольным и непроизвольным
Сохранение. следы памяти не исчезают, а фиксируются, даже после того как исчезают возбудители, которые их вызвали. Благодаря этому "банк информации" постоянно возрастает. Не вся информация сохраняется одинаково хорошо: одни образы остаются, другие слабнут, третьи вообще быстро исчезают.
Воспроизведение проходит в три фазы:
1. Узнавание
2. Припоминание
3. Репродукция или реминисценция
• Забывание процесс противоположный сохранению. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. наибольший объем материала забывается в первый день после запоминания.
Основные черты (характеристики)памяти
1. Емкость(объем)
2. Длительность
3. Механизм ввода информации(запоминание)
4. Быстрота запоминания
5. Характер информации(организация данных)
6. Точность
7. Доступ к информации(готовность к воспроизведению)
8. Механизм забывания
• Объем - способность одновременно сохранять какой-то объем информации. Средний объем памяти - 7 элементов (единиц)
• Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий. Непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который имеет большое для него значение.
• Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.
По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на …
1. двигательную
2. эмоциональную (аффективную)
3. образную
4. словестно-логическую
Классификации видов человеческой памяти по продолжительности сохранения информации
1. Мгновенная (сенсорная, иконическая)
2. Кратковременная
3. Оперативная
4. Долговременная
123. Эмоции как физиологическое и психологическое состояние
• Эмо́ции— состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей.
Эмоции всегда двувалентны (имеют два полюса).
• Положительные или отрицательные