Психические функции человека

• Внимание

• Восприятие

• Память

• Эмоции

• Мышление

• Сознание

• речь

• Внимание — избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем

Виды внимания

• непроизвольное

• произвольное

• послепроизвольное (или вторично непроизвольное)

• Непроизвольное внимание (пассивное) - форма внимания, при которой отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе его лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное.

• Произвольное внимание — в противоположность непроизвольному — это вид внимания, при котором субъект сознательно выбирает объект внимания. Оно имеет в своей основе сознательные установки. О произвольном внимании, как правило говорят там, где предмет, на который внимается, сам по себе человека не привлекает.

• Послепроизвольным внимание - такой вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образование новой установки, связанной в большей мере с актуальой деятельностью, нежели с предшевствующим опытом человека (в отличие от непроизвольного).

Формы внимания

• внутреннее

• и внешнее.

• К внешнему вниманию относится сенсорное (чувственное) и моторное (двигательное);

• к внутреннему — интеллектуальное

Свойства внимания

• Концентрация

• Объём

• Устойчивость

• Переключаемость

• Восприятие— процесс приёма и преобразования сенсорной информации, формирующий субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом.

По приоритетному ощущению, выделяют следующие виды восприятия:

• зрительное

• слуховое

• осязательное

• вкусовое

• обонятельное

122. Память, ее виды и механизмы

• ПАМЯТЬ - это психическое свойство человека, способность, к накоплению,(запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации.

Память как основа процессов обучения и мышления включает в себя пять тесно связанных между собой процессов:

• запоминание,

• хранение,

• узнавание,

• Воспроизведение

• Забывание

Запоминание. Образуются времнные условно-рефлекторные связи. Их еще называют следы памяти. Их физиологическая основа до сих пор не совсем ясна. может быть произвольным и непроизвольным

Сохранение. следы памяти не исчезают, а фиксируются, даже после того как исчезают возбудители, которые их вызвали. Благодаря этому "банк информации" постоянно возрастает. Не вся информация сохраняется одинаково хорошо: одни образы остаются, другие слабнут, третьи вообще быстро исчезают.

Воспроизведение проходит в три фазы:

1. Узнавание

2. Припоминание

3. Репродукция или реминисценция

• Забывание процесс противоположный сохранению. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. наибольший объем материала забывается в первый день после запоминания.

Основные черты (характеристики)памяти

1. Емкость(объем)

2. Длительность

3. Механизм ввода информации(запоминание)

4. Быстрота запоминания

5. Характер информации(организация данных)

6. Точность

7. Доступ к информации(готовность к воспроизведению)

8. Механизм забывания

• Объем - способность одновременно сохранять какой-то объем информации. Средний объем памяти - 7 элементов (единиц)

• Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий. Непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который имеет большое для него значение.

• Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на …

1. двигательную

2. эмоциональную (аффективную)

3. образную

4. словестно-логическую

Классификации видов человеческой памяти по продолжительности сохранения информации

1. Мгновенная (сенсорная, иконическая)

2. Кратковременная

3. Оперативная

4. Долговременная

123. Эмоции как физиологическое и психологическое состояние

• Эмо́ции— состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей.

Эмоции всегда двувалентны (имеют два полюса).

• Положительные или отрицательные

Наши рекомендации