Расчет характеристик линейного створа
К характеристикам линейного створа в первую очередь относится чувствительность створа.
Под чувствительностью створа понимается наименьшая величина отклонения судна от оси створа, которое обнаруживает глаз судоводителя.
При любом отклонении от оси створа в пределах чувствительности судоводитель будет видеть знаки совмещенными и считать, что судно находится на оси створа.
Величина чувствительности в метрах может быть определена по выражению, вытекающему из формулы :
Pк = (1/3,44) ΘLк [(Lк / Lз) + 1] [61]
Pк = (1/3,44) 2 × 0,5 [(0,5 / 0,02) + 1] = 7,56
где Θ - минимально допустимая разрешающая способность глаза по углу; принимается равной 2;
Lк - расстояние от поста управления судном до переднего знака створа (км);
Lз - расстояние между передним и задним знаками створа (км).
Расчет чувствительности створа следует вести в таблице 3.10.
Таблица 3.10 – Расчет чувствительности створа.
LK | L3 | |||
0,02 | 0,05 | 0,10 | 0,20 | |
0.5 | 7,56 | 3,19 | 1,74 | 1,02 |
1.0 | 29,65 | 12,21 | 6,4 | 3,49 |
2.0 | 117,44 | 47,67 | 24,42 | 12,79 |
5.0 | 729,57 | 293,6 | 148,26 | 75,58 |
По результатам расчета строятся графики зависимости Pк = f(Lк , Lз).
Рисунок 14– Чувствительность створа
При обнаружении отклонения судна от оси створа судоводитель принимает меры к устранению этого отклонения," перекладывает руль в необходимую строну на угол до 10 -15 градусов. Возвращаясь на нужный курс, судно получит некоторое дополнительное отклонение, называемое опасным уклонением.
Величина опасного уклонения может быть определена по выражению, вытекающему из формулы:
PОУ = υ t sin(ω) + R( l - cos ω) + kL:
PОУ = (5,6 + 1,5) 5 sin(2) + 117 ( l - cos 2) + 0,5 × 80 = 41,42 (м);
PОУ = (5,6 + 1,5) 10 sin(2) + 117( l - cos 2) + 0,5 × 80 = 42,78(м); [62]
PОУ = (5,6 + 1,5) 15 sin(2) + 117 ( l - cos 2) + 0,5 × 80 = 44,14 (м);
PОУ = (5,6 + 1,5) 20 sin(2) + 117 ( l - cos 2) + 0,5 × 80 = 45,50(м);
где υ - скорость движения судна, относительно берега при движении вниз по течению (м/с);
t - время движения по неправильному курсу (с);
ω - угол зарыска судна (град);
R - радиус циркуляции при данной перекладке руля на 15 градусов(м);
k - коэффициент положения центра тяжести судна по длине, принимаемый равным 0.5;
L - длина судна (м).
Результаты расчета величины опасного уклонения сводятся в таблицу 3.11.
Таблица 3.11 – Опасное уклонение при движении по линейным створам.
Время движения | Угол зарыска | |||
41,42 | 46,43 | 48,20 | 53,30 | |
42,78 | 47,16 | 54,97 | 63,39 | |
44,14 | 50,55 | 61,74 | 73,48 | |
45,50 | 53,95 | 68,52 | 83,58 |
По результатам расчета строятся графики зависимости PОУ =f(ω,t) .
Рис.15 – Величина опасного отклонения
Вывод: Как видно из графика чувствительного створа (Рис. 15) эта величина будет тем меньше, чем будет больше расстояние между передними и задними знаками створа и меньше расстояния от поста управления судном до переднего знака. Отсюда следует, что створы нужно располагать по возможности на большом расстоянии между знаками, а судоводителю на судне быть особо бдительным на большом расстоянии от створа, не допуская рыска. При обнаружении отклонения от курса на створ рулевой должен как можно быстрее переложить руль на нужный борт и возвратиться на заданный курс. При этом величина опасного уклонения будет тем меньше, чем меньше будет время движения по неправильному курсу и угол зарыска судна.
Приложение 1