Воспроизведение звукослоговой структуры слова

Раннее психомоторное развитие

Когда стал держать головку _________________________(Н- с 1,5 мес.)

Когда стал сидеть ___(Н-с 6 мес.)

Когда стал ходить _(Н- 11-12 мес)

Когда появились первые зубы _______________________(Н- с 6-8 мес.)

К году зубов __________________

Перенесенные заболевания:

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы,

судороги при высокой температуре)

До 1 года _____________________

__________________________

После 1 года __________________

__________________________

До 3-х лет ____________________
__________________________

После 3-х лет _________________
__________________________

Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время(в соответствии с данными медицинской карты)

Раннее речевое развитие

Гуление______________________

Лепет (время)_______(Н- 4-8 мес.)

Характер лепета _______________

Первые слова с _(Н- около 1 года)

Первые фразы ________________________________(Н- от 1,5 до 2 лет)

Отмечались ли:

-грубые искажения звукослоговой структуры слова после 3-х лет ____

_____________________________

-грубые аграмматизмы после 3-х лет _____________________________

_____________________________

Какие звуки долго произносились неправильно ____________________

_____________________________

Использование жестов _________

Занимались ли с логопедом, с какого возраста _____________________

Результаты логопедической работы ______________________________

_____________________________

Исследование неречевых психических функций

1. Исследование слухового внимания:

а) дифференциация звучащих игрушек (покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника);

б) определение направления звука (звучащей игрушки)

2. Восприятие и воспроизведение ритма:

от 4-х до 5 лет (из 4 элементов): - - . ., - . . -, . . - -, . . . –

от 5 до 7 лет (из 5 элементов): - - . . -, - . . - - , - - . . ., . . . - -

3. Исследование зрительного восприятия:

а) подбор картинок к данному световому фону:

от 4 до 5 лет: белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий.

От5 до 7 лет: кроме основных цветов – розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый;

б) показ основных цветов (в том же объеме, что и в п.а)

4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:

а) 4-7 лет: показать правую и левую руку, правую и левую ногу;

5-7 лет: правый и левый глаз, правое и левое ухо;

6-7 лет: правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо;

б) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади;

в) складывание разрезанных картинок из 2-4 частей (4-5 лет), из 5-8 частей (5-7 лет);

складывание фигур из палочек.

5. Состояние общей моторики:

- сила движений

- точность движений

- темп движений

- координация движений

- переключение от одного движения к другому

6. Состояние ручной моторики:

- точность движений

- темп движений

- синхронность движений правой и левой руки

- переключение от одного движения к другому

ЗАДАНИЯ: 4-5 лет:»Здороваются пальчики правой и левой руки», «Здороваются пальчики только правой, только левой руки», мозаика, шнуровка, застегивание пуговиц, раскрашивание, вырезание.

5-7 лет дополнительно «Игра на рояле» (1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1).

- кулак–ладонь-ребро (правой, затем левой)

- чередование движений: правая рука-левая ладонь, левая рука-правая ладонь, далее наоборот

Состояние звукопроизношения

Звуки Характер произношения звуков
изолированно в словах во фразах
б-п-м      
в-ф      
д-т-н      
г-к-х      
й      
с      
с’      
з      
з’      
ц      
ш      
ж      
щ      
ч      
л      
л’      
р      
р’      

Анатомическое состояние артикуляторного аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а) губы (толстые,тонкие, расщелина, шрамы)

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)

в) челюсти

г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный прикус)

д) твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)

ж) язык (массивный, «географический», маленький с укороченной подъязычной связкой)

Речевая моторика

1.Состояние мимической мускулатуры:

Задания:

- поднять брови вверх

- нахмурить брови

- прищурить глаза

- надуть щеки

- втянуть щеки

Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок

2. Состояние артикуляторной моторики

Губы

Улыбка-трубочка (под счет до 3-х – до 5 лет, до 5 – с 5 лет)

а) наличие или отсутствие движений _____________________________

б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный)_____________

в) темп движений _____________

г) переключение от одного движения к другому____________________

д) объем движений (полный, неполный) __________________________

е) точность выполнения ________

ж) длительность (способность удерживать губы в заданном положении

_____________________________

з) замены движения ____________

и) добавочные и мелкие движения (синкинезия)____________________

_____________________________

Язык

Широкий – узкий : под счет 3 раза – до 5 лет_______________________

5 раз – с 5 лет _________________________

кончик языка поднять__________

кончик языка опустить ________

«Маятник»___________________

«Качели»_____________________

«Цоканье»____________________

а) наличие или отсутствие движений _____________________________

б) тонус ______________________

в) темп _______________________

г) переключение от одного движения к другому ____________________

д) объем движения ____________

е) точность выполнения_________

ж) замены движения____________

з)длительность удержания заданного положения____________________

и) добавочные и лишние движения (синкинезии)___________________

_____________________________

наличие тремора, саливации, отклонение кончика языка_____________
_____________________________

Мягкое небо

Произнести звук «А» при широко открытом рте ____________________

Отметить те же параметры движений_____________________________

__________________________

Состояние дыхательной и голосовой функций

1. Тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха

2. Характеристика голоса:

а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий)______________

б) наличие или отсутствие носового оттенка _______________________

в) модуляции голоса (наличие или отсутствие монотонности)_________
_____________________________

Особенности динамической стороны речи

а) темп (нормальный, ускоренный, замедленный)___________________

б) ритм (нормальный, дисритмия)________________________________

в) паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_______

_____________________________

г) интонация (повествовательная, вопросительная, побудительная)____

_____________________________

Воспроизведение звукослоговой структуры слова

ИЗОЛИРОВАННЫХ СЛОВ

С 4 до 5 лет:

Дом крыша

Каша кошка

Снег мостик

Хлеб капуста

С 5 лет:

Помидоры сквозняк сковорода

Температура свисток скворечник

Милиционер аквариум подснежник

Лекарство простокваша строительство

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ (с 5 лет)

Мальчики слепили снеговика

Водопроводчик чинит водопровод

Волосы подстригают в парикмахерской

Регулировщик стоит на перекрестке

Наши рекомендации