Движения языка сверху вниз по верхней губе

Движения языка сверху вниз по верхней губе - student2.ru

Упражнение 10-а.«Теплый ветер»

l Цель: вызывание шипящих звуков по подражанию.

l Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздушную струю. Если упражнение не получается, то проводят упражнения №18, №20.

Подуть на язык.

Кистью ощутить теплую струю воздуха.

Движения языка сверху вниз по верхней губе - student2.ru Движения языка сверху вниз по верхней губе - student2.ru

Упражнение 10-б. «Жук»

l Цель: вызывание звука [ж] по подражанию.

l Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Теплый ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Тактильно-вибрационный контроль осуществляется рукой, расположенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гортани. Исходным положением является упражнение № 10-а «Теплый ветер».

Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок.

Движения языка сверху вниз по верхней губе - student2.ru

Упражнение 11.
«Цокает лошадь»

l Цель: выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка для звука [р].

l Методические рекомендации: из положения «Парус» при широко открытом рте цокать языком. Челюсть неподвижна. (Удерживается рукой. Выполнить 5—6 раз.)

Язык за верхними зубами. Рука держит подбородок, чтобы он не двигался во время щелканья.

Движения языка сверху вниз по верхней губе - student2.ru

Упражнение 12. «Молоток»

l Цель: подготовка артикуляции для звука [р] и вибрации кончика языка.

l Методические рекомендации: из положения «Парус» стучать языком и произносить звук [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта.

l Примечание: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т]. Следить, чтобы не было назального оттенка, не напрягался голос и не поднималась нижняя челюсть. Постучать со звуком [д, т] 5—6 раз.

Кончик языка стучит вверху по альвеолам со звуком [д] или [т].

Движения языка сверху вниз по верхней губе - student2.ru

Упражнение 13. «Дятел»

l Цель: формировать вибрацию кончика языка для звука [р].

l Методические рекомендации: из положения «Парус» и «Молоток» произносить звук [д] в ускоренном темпе. Серии ударов языком по альвеолам напоминают стук дятла:

«Д — ддд», «Д — ддд» (один удар и несколько ударов в быстром темпе). Выполняется 3-5 таких серий.

Движения языка сверху вниз по верхней губе - student2.ru Движения языка сверху вниз по верхней губе - student2.ru

Упражнение 14. «Пулемет»

l Цель: закрепить вибрацию кончика языка для звука [р].

l Методические рекомендации: из положения «Парус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воздушную струю, как толчок воздуха: «Д — ддд» + толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка — «дрр». Выполнить интенсивно 5 раз. Если не получается по подражанию, то добавляют упражнение №20.

Язык вверху стучит по альвеолам со звуками «Д — ддд».

Наши рекомендации