Способы образования терминов
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
«ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
Кафедра гимнастики
по дисциплине “Гимнастика и методика ее преподавания”
на тему:
Гимнастическая терминология.
ГИМНАСТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ.
ПЛАН.
1. Основные понятия.
2. Значение терминологии.
3. Требования к терминологии.
4. Правила гимнастической терминологии:
4.1.Способы образования терминов.
4.2.Правила использования терминов.
4.3.Правила сокращения терминов.
5. Термины отдельных групп упражнений:
5.1.Термины строевых упражнений.
5.2.Термины общераразвивающих и вольных упражнений.
5.3.Термины прикладных упражнений.
5.4.Термины акробатических упражнений.
5.5.Термины упражнений на снарядах.
6. Правила и формы записи упражнений.
6.1.Запись общеразвивающих упражнений.
6.2.Запись упражнений на снарядах.
6.3.Запись акробатических упражнений.
6.4.Запись упражнений художественной гимнастики.
Вопросы и задания.
Литература.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Терминология – область лексики, совокупность терминов, которые связанные с соответствующей системой понятий.
Термины используются для короткого обозначения понятий. В гимнастике – для короткого обозначения упражнений, названий снарядов, процессов.
Терминология – это наука, предметом которой является разработка правил образования терминов, а также сами термины.
Под термином (в переводе с латинского – граница, возле) понимается:
· слово или словосочетание, которое точно определяет понятие и его соотношение с другими понятиями в границах специальной сферы;
в логике – элемент формализованного языка.
ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНОЛОГИИ
Для решения задач гимнастики используют разные движения, которые отличаются одно от другого направлением, характером, напряжением и другими признаками. Эти движения часто отличаются от повседневных. Каждое такое движение должно иметь точное и короткое название. Понятная и доступная широким массам терминология способствует распространению гимнастики в стране, а также самостоятельному изучению разных упражнений по существующим методическим пособиям, дает возможность за короткое время известить широкий круг физкультурных работников, тренеров и рядовых спортсменов о содержании любых программ по гимнастике и значительно облегчает объяснение ученикам упражнений, а это повышает продуктивность занятий и т.п..
Терминология гимнастических упражнений в зарубежных странах развивалась в связи с возникновением и развитием немецкой, шведской и чешской систем гимнастики. В середине 19 столетия в немецкой и сокольской системах гимнастики сложились свои термины. В дореволюционной России создавалась своя отечественная гимнастическая терминология. Так, В.Г. Ухов – автор пособия по педагогической гимнастике (издание 1875г.) – оказывал содействие созданию русской гимнастической терминологии. Выдающийся русский анатом-педагог в области физического воспитания П.Ф. Лесгафт во всех своих работах для определения гимнастических упражнений употреблял названия, которые полностью отвечали русскому языку.
Политика царского правительства была направлена на внедрение в Росси разных гимнастических систем Запада, а вместе с ними и гимнастической терминологии, которая была копией терминологии этих систем. В период подготовки к первой мировой империалистической войне и в связи со вступлением России в Антанту распространяется сокольская гимнастика.
Первая попытка изменить существующую терминологию была сделана в 1933 году на І Всесоюзной гимнастической конференции, а в 1938 году специальная комиссия разработала построенный на русском языке проект советской гимнастической терминологии. С того времени гимнастическая терминология развивалась, совершенствовалась одновременно с развитием гимнастики в нашей стране.
ТРЕБОВАНИЯ К ТЕРМИНОЛОГИИ
К терминам предъявляются такие требования:
· Доступность. Термины должны строиться на основе словарного запаса родного языка или иноязычных слов и отвечать законам словообразования и грамматике языка данного народа.
· Точность. Термины должны давать ясное представление о сути упражнения или понятия. Точность термина имеет большое значение для создания верного представления об упражнении.
· Краткость. Наиболее целесообразные краткие термины, удобные для произношения.
ПРАВИЛА ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ
Способы образования терминов.
· Переосмысливание. К таким терминам относятся:мост, вход, выход и т.д.
· Словосочетание.К терминам, которые образованны способом словосочетания относятся: разновысокие брусья, конь-махи и т.д.
· Корни отдельных слов.Для образования терминов часто используют корни отдельных слов, таких как: вис, упор, мах, сед.
· Условия опоры и положение тела. К терминам образованным таким образом относятся:
- упор, упор на предплечьях, упор на руках;
- стойка на лопатках, стойка на голове, стойка на руках;
- вис, вис углом, вис согнувшись, вис прогнувшись
· Особенности движения. Особенности движения могут быть использованы для образования терминов, например: подъем махом вперед из упора на предплечьях, подъем разгибом, подъем двумя или одной.
· Особенности положения тела в фазе полета. Данный способ используется для образования терминов прыжков и соскоков, например: прыжок согнув ноги, соскок дугой.
· Аутотермины. Например: петля Корбут, вертушка Диомидова, сальто Делчева.