Способы образования терминов

Термин – это слово или словосочетание научного языка, называющее какое-либо специальное понятие и раскрывающее его содержание.

1. Абстрактные отглагольные существительные 1) с суффиксом -ени(е), -ани(е) 2) с суффиксом -к 3) с нулевым суффиксом ускорять – ускорение переплавить – переплавка окислять – окись
2. Существительные со значением отвлеченного признака суффикс -ость упругий – упругость
3. Наименование со значением предмета суффикс -тель нагревать – нагреватель
4. Отглагольные прилагательные суффикс -уч-, -юч- гореть – горючий
5. Сложные и сложносокращенные слова   железобетон, КПД
6. Терминологические сочетания слов   цепная реакция

Словообразовательные элементы

Греческого и латинского происхождения

ави(а) птица   интер между
агр(о) поле интро внутри
антроп(о) человек кило тысяча
арифм(о) число кине движение
арх(и) начало макр крупный
аэр(о) воздух меди середина
а отрицание метр(ия) мера
би дву механик машина
бреви краткий моно один
вибр(о) дрожать мотто двигатель
витр стекло поли много
вице вместо плюр много
ге(о) земля ре вновь, назад
гидр(о) вода стат(и) стоящий
гипер сверх стру(кт) строить
гипо внизу, снизу, под супер, супра над, вверх
грамма запись, буква термо тепло
гранд большой терции третий, треть
де удаление, отмена, движение назад тетра четыре
дец(и) десять техн(о) искусство, мастерство
ди две тра(нс) за, пере
диа между ультим(о) последний
дин(амо) сила экзо снаружи
дис(диз) разделение, отделение, отрицание экстра вне
ду два эндо внутри
           

Средства организации связного текста

1. Причинно-следственные и условно-следственные отношения между частями информации. И, поэтому, отсюда, оттуда, тем самым, в результате, следовательно, значит, стало быть, в силу этого, вследствие этого, в зависимости от этого, благодаря этому, в связи с этим, в таком случае, в этом случае, при этом условии.

2. Временная соотнесенность частей информации. Вначале, сначала, прежде всего, в первую очередь, предварительно, сейчас, теперь, одновременно, наряду с, уже, ранее, опять, еще (раз), снова, вновь, затем, позже, позднее, впоследствии, в дальнейшем, в последующем, в заключение, далее, выше, ниже.

3. Сопоставление и противопоставление частей информации. Так (же), таким (же) образом, таким (же) путем, точно так, совершенно так, аналогично, если … то, тогда как, в то время как, с одной стороны, с другой стороны, наоборот, напротив, в противоположность (этому), иначе, по-иному, и (все-таки) же, а, но, однако, зато.

4. Дополнение и уточнение данной информации. Также, при этом, причем, вместе с тем, кроме того, сверх того, более того, между прочим, в частности.

5. Иллюстрация, выделение частного случая, пояснение. Например; так, например; именно; только; даже; особенно; другими словами; иначе говоря; говоря точнее.

6. Порядок перечисления. Во-первых, во-вторых, в-третьих, затем, далее, наконец.

7. Обобщение, вывод, итог предыдущей информации. Таким образом, итак, вообще, следовательно, из этого следует.

8. Ссылка на предыдущую и последующую информацию. Как было сказано (отмечено), как отмечалось, как видно, рассматриваемый, анализируемый, изучаемый, исследуемый, приведенный, указанный, описанный, названный, данный, искомый, вышеупомянутый, вышеназванный, последнее, согласно этому, сообразно этому (с этим), соответственно этому, в соответствии с этим, подобно этому, в отличие от этого.

Жанры научного стиля

Конспект

Конспект – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенная для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.

Конспектирование может осуществляться тремя способами:

1) цитирование (полное или частичное) основных положений текста;

2) передача основных мыслей текста «своими словами»;

3) смешанный вариант.

Все три варианта предполагают использование сокращений.

Выбор формы конспекта зависит от объема и характера информации, а также цели конспектирования. Если конспект создается для дальнейшего использования в курсовой или дипломной работе, обычно выбирается первый или смешанный варианты. Если необходимо законспектировать главу учебника или статью для запоминания и устного ответа на экзамене, используется второй вариант.

При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность работы:

1) проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу;

2) выделить из абзацев необходимую, с точки зрения поставленной проблемы, информацию, убрав избыточную;

3) записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.

Символы, используемые при конспектировании

Внутритекстовые знаки Внетекстовые знаки
=> “следовательно” <= “потому что, так как” ® “поэтому” = “равны, это есть” “примерно равны, похожи” >,< “больше, меньше” 8 “противоположны, противопоставлены” ? “вызывает вопросы, спорно” ! “абсолютно согласен” + “положительная оценка” - “отрицательная оценка” NB “нота Бене, обратить внимание”

Стандартные сокращения, используемые при конспектировании

вариант – вар-нт применение – прим-ие
вещество(-а) – в-во(-ва) свойство – св-во(-ва)
главный – гл-ый(-ая, -ое, -ые) содержание – сод-е
зависимость – зав-сть соединение – соед-ие
зависеть – зав-ть(-ит, -ят) человек – ч-к
изменение – изм-ие(-ия) экономика – эк-ка
информация – инф-ия явление – явл-е

При написании конспекта для курсовой или дипломной работы следует:

а) оставлять широкие поля для записи комментариев к тексту;

б) выписывать все библиографические данные конспектируемой статьи;

в) правильно оформлять цитаты.

Тезис

Тезис (греч thesis) – элемент доказательства, положение, утверждение, который автор намерен доказать, защищать.

Тезисы – кратко сформулированные основные положения статьи, параграфа, главы, лекции, доклада и т. п.
Первичные тезисы представляют собой краткое изложение содержания публичного выступления (доклада). Тезисы доклада содержат те же композиционные части, что и сам доклад: вступление, основная часть и заключение. Вторичные тезисы пишутся на основе статьи, лекции и т.п. другого автора (ср.: аннотация, реферат, конспект).

Аннотация

Аннотация – это краткое обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи.

Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. Эти данные можно включить в первую часть аннотации.

Аннотация обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения.

Образцы аннотаций:

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб.: Норинт, 2000. – 304 с.

Вопросы правильного произношения и верной постановки ударения часто вызывают ожесточенные споры, недоумения и колебания среди специалистов, учителей, студентов, школьников – фактически у всех «пользователей языка». Справиться с трудностями поможет этот Словарь. В него включены слова, которые в результате исторических изменений существуют в нашей речи в двух вариантах: в старом и новом, а также новые слова, произношение которых еще не устоялось. Издание рассчитано на самый широкий круг читателей.

Фролов И.Г. Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества // Философия и политика в современном мире. – М.: Наука, 1989. – С.44-60.

Статья посвящена влиянию глобальных проблем на различные стороны жизни человека и на решение вопроса о будущем цивилизации.

В статье рассматриваются пути и методы решения глобальных проблем мыслителями различных направлений.

Образцы клишированных аннотаций:

В книге исследуется (что?)…

Показан (что?)…

Большое место в работе (чего?)…

В статье на основе анализа (чего?) показан (что?)…

Констатируется (что?)

Говорится о…

В заключение кратко разбирается (что?)…

В монографии дается характеристика (чего?)…

Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как…

В аннотации также может быть указан адресат:

Словарь предназначен для студентов, учителей, журналистов, писателей…

Книга обращена к широкому кругу читателей…

Аудитория: научные работники, преподаватели и студенты-программисты…

Статья представляет интерес для специалистов-переводчиков…

Реферат

Реферат – это композиционно организованное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.).

Реферат состоит из трех частей:

- общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы);

- описание основного содержания;

- выводы.

Клише, используемые при составлении реферата

I. Вводная часть, вступление

В статье (монографии, книге) «…» рассматриваются вопросы (проблемы, пути, методы).

Автор статьи (монографии, книги) – известный ученый …

Работа (книга…) состоит из предисловия и пяти глав из введения и четырех разделов из введения, трех глав и заклюю чения
делится на … части (ей) начинается (с чего?) заканчивается (чем?)

II. Основная часть

1. Описание основного содержания

Во введении формулируется (что?) дается определение (чего?)
В начале в первой главе второй разделе третьей части анализируется излагается исследуется рассматривается что? обосновывается обобщается освещается

2. Иллюстрация автором своих положений.

Автор анализирует выделяет дает оценку характеристику
излагает затрагивает предлагает рассматривает решает обращает останавливает отмечает приводит ссылается внимание примеры цифры факты данные

III. Заключительная часть

Автор приходит к подводит нас к делает подводит выводу, что заключению вывод итог
В итоге можно необходимо хотелось бы сказать подчеркнуть отметить
Таким образом, в статье нашло отражение… убедительно доказано… получили исчерпывающее освещение…

Рецензия

Рецензия – это письменный разбор, предполагающий:

1) комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т.п.);

2) обобщенную аргументированную оценку;

3) выводы о значимости работы.

Клише, используемые при составлении рецензии

I. Вводная часть рецензии
Общая проблематика Одним из наиболее актуальных направлений в изучении … является … В последнее время появилось множество публикаций на указанную тему … относится и статья Иванова И.И. Автор статьи – известный филолог (биолог, физик, журналист)…
II. Общая характеристика статьи.
Тема статьи Статья посвящена теме проблеме вопросу
Работа представляет собой анализ обзор обобщение изложение описание исследование
В статье речь идет говорится рассматривается анализируется дается оценка
Автор рассматривает раскрывает разбирает излагает останавливается описывает называет показывает освещает обобщает
Композиция статьи Сущность проблемы статьи заключается … Рассматриваемая статья состоит из … частей… Делится на … части, начинается, заканчивается
Достоинства работы Аргументация автора Новый комплексный подход к решению проблемы Самостоятельность исследований Творческий характер Ценные сведения, экспериментальные положения, убедительные доказательства
III. Оценка работы.
Недостатки работы Вызывают возражения сочинения следующие факты
Автор не раскрывает содержания противоречит упускает из виду не подтверждает выводов фактами необоснованно утверждает
В статье содержатся общеизвестные факты противоречивые положения необоснованные утверждения
IV. Выводы
Оценивая работу в целом… можно утверждать нельзя не согласиться необходимо сказать
Таким образом… хотелось бы подчеркнуть можно отметить в статье убедительно доказано получили исчерпывающее освещение изложенные в статье вопросы, проблемы представляют интерес не только для…, но и для…
       

Курсовая работа

Структура курсовой работы:

- титульный лист,

- содержание,

- введение,

- главы,

- заключение,

- литература,

- список приложений.

Правила оформления курсовой работы:

- цитаты указываются с ссылкой на источник и берутся в кавычки;

- таблицы нумеруются арабскими цифрами;

- каждая новая глава начинается с новой страницы;

- текст состоит из трех частей – вводной, основной и заключения.

Примерный образец оформления титульного листа научной работы в ВУЗе.

Название учебного заведения Название кафедры Реферат на тему: Доклад на тему: Курсовая работа на тему:     Студента_____________________ Научный руководитель_____________________     Город – год

Дипломная работа

Структура дипломной работы:

- титульный лист,

- задание,

- аннотация,

- содержание,

- введение,

- основная часть,

- заключение,

- библиография,

- приложения.

Аннотация – это текст будущего выступления на защите перед комиссией. Ее объем – около одной печатной страницы.

Рубрикация текста – это его членение на отдельные составные части. Рубрикация выделяет введение, основную часть, заключение. Основная часть подвергается рубрикации, делению на главы и параграфы.

Наши рекомендации