Определение широты по меридиональной высоте Солнца
Широта места судна по меридиональной высоте светила рассчитывается по формуле: φ0 = (90° - H*) +/- δ*
где: H* - меридиональная (наибольшая) высота светила;
δ* - склонение светила (+δ* - при одноименных φ и δ; -δ* - при разноименных φ и δ ).
Наблюдения за высотой светила начинаем за 5-10 минут до его кульминации, в нашем случае примерно с Тс = 12ч20мин, и прекращаем после кульминации Солнца (когда увеличение отсчета секстана прекращается).
Условно принимаем – ОС=82°48,0'
Значение δ Солнца выбираем из МАЕ или Nautical Almanac, а ОС исправляем поправками: ОС = 82°48,0' δ = 22°14,2'
i = -1,5' Δ = +0,1
hи = 82°46,5' δ = 22°14,3'N общая поправка из NA…… Δh = +10,3
Hо =82°56,8'
φ0 = (90° - H0) + δN = 90° - 82°56,8' + 22°14,3'N = 29°17,5N
φ0 = 29°17,5N
10. Подбор навигационных планет, Луны для наблюдений в вечерние сумерки.
Для подбора навигационных планет и Луны для наблюдений, сначала наносим все планеты и Луну на звездный глобус, затем глобус устанавливаем по широте и звездному времени и определяем планеты или Луну для наших наблюдений.
Планеты и Луна на звездный глобус наносятся по SHA и склонению δ на время начала вечерних навигационных сумерек 02.06.2005г. Выбираем данные из Nautical Almanac 2 June
Венера | Марс | Юпитер | Сатурн | Луна | |
SHA – τ* | 274° | 6° | 171° | 243° | ° |
δ планеты | 24°N | 4°S | 2°S | 21°N | 9°N |
По данным таблицы наносим планеты и Луну на звездный глобус, устанавливаем его по широте φ=30° и звездному местному времени на Тгр 20ч48м: tгр= 206°25,5
Δt= 3,04,8
_ t=203°20,7
λ=21°22,7'W
tм =183°
Наиболее лучшие планеты для наблюдения:
Юпитер: Азимут = 191°; h = 57°23,6
Сатурн: Азимут = 285°; h = 18°02,8
Рассчитываем горизонтальные координаты:
Для Юпитера на Тс = 20ч48м
Для Сатурна на Тс = 20ч50м
11. Расчет Ас и hc выбранных навигационных планет.
В результате расчетов получили следующие данные:
Тс | Планета | Тгр | Ас | hc | |
20ч48м | Юпитер | 21ч48м12с | 191° | 57°23,6 | |
20ч50м | Сатурн | 21ч50м12с | 285° | 18°02,8 |
Взяв высоты вышеуказанных планет в рассчитанное время и исправив их поправками, получим h0 каждой планеты.
Сравнив h0 и hс получим Δh, откладываем его на линии азимута, получаем ВЛП, пересечение которых и даст обсервованные координаты места судна.
Обсервованное место не принимаем к учету и продолжаем счисление пути со счислимых координат.
Определение широты места судна по высоте Полярной звезды.
Широту места судна по высоте Полярной звезды рассчитываем в вечерние сумерки (начало навигационных сумерек) Тс = 19ч50м, счислимые координаты принимаем на время захода Солнца:
φ=29°49,9'N, λ=21°22,7'W
Широта по высоте Полярной звезды определяется в следующем порядке:
Определяем навигационным секстаном высоту полярной Звезды – ОС, исправляем поправками, рассчитываем время взятия. Рассчитываем на момент взятия высоты местный часовой угол LHA Aries (точки Овна) по которому выбираем из таблиц
Nautical Almanac: Polaris (Pole Star) tables, 2005, поправки.
ОС = 29°10,0' Тс = 19ч50м tт = 176°20,6
i+s = -1,5 № = +1w Δ = 12,31,8
hи = 29,08,5 Тхр= 20ч50м00с _tгр= 163,48,8
Δh = +7,4 Uхр = +12с λ = 21,22,7
Н0 = 29°15,9 Tгр =20ч50м12с LHAγ = 142°26,1
Исправляем Н0 – высоту Полярной поправками и получаем φ0.
Н0 ……………………………….= 29°15,9
d0 (argument LHAγ 142°26,1) = 1,08,7
d1 (Lat. 35° approx/) ………………..= 0,5
d2 (June) …………………………….= 1,0
= - 1°
φ0 = 20°26,1
Обсервованную широту принимаем к учету. Долготу оставляем счислимую на время наблюдения Полярной звезды. φ0= 20°26,1 , λс=21°22,7'W
IV. Заключение.
В данной курсовой работе по дисциплине «Мореходная астрономия» был изучен и закреплен материал соответствующих разделов программы, приобретен опыт в решении астрономических задач и умение пользования мореходными таблицами и литературой, а так же были получены знания для самостоятельного производства предварительных расчетов по астрономическому обеспечению рейса.
Применяемые в настоящее время астрономические методы определения мечта судна позволяют получать обсервованные координаты с точностью, достаточной для целей судовождения. Мореходная астрономия не утрачивает своей роли и с появление современных радиотехнических средств. Это объясняется автономностью и скрытностью астрономических методов определения места, простотой и надежностью используемых инструментов, а так же тем, что точность астрономических определений не зависит от расстояния до берега. Во многих районах астрономические методы получения обсервации продолжают оставаться основными, а задача определения поправок судовых компасов в открытом море в настоящее время вообще решается только методами астрономии. В дальнейшем значение мореходной астрономии не уменьшится. Однако для этого необходимы поиски новых путей ее развития.
V. Список литературы:
1. Федоренко Н.И., Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Мореходная астрономия».
ПУМИ Севастополь 2013г.
2. Михайлов В.С., Практическая мореходная астрономия.
Учебник Киев 2009г.
3. Верюжский Н.А., Мореходная астрономия.
Учебно-методическое пособие. Москва 2006г.
4. Таблицы ТВА-52/57
5. Nautical Almanac 2005.
6. МТ-2000
Работу выполнил:
студент группы СВз-311
Поле Александр Подпись: